Азарт

По данным CNN, в 2015 году в Америке более семидесяти миллиардов долларов было потрачено на лотереи. Эта цифра превышает затраты на билеты на спортивные игры, фильмы, книги и музыку взятые вместе. И как ни странно, большая часть этой суммы была внесена в неё несостоятельными людьми. Лотерейная индустрия построена в основном на том, что каждый мечтает исправить своё материальное положение, не прилагая к этому усилий, волей случая. Как же православному христианину относиться к «лёгким деньгам»?

Лотереи можно по праву отнести к разряду азартных игр. Азартные игры же можно определить как «рискованные операции с деньгами с целью их умножения при помощи случая».

Мы можем задаться вопросом: что же плохого в азартных играх? Некоторые люди не находят ничего плохого в игре в лотерею и другие азартные игры и даже вспоминают Библию, указывая на использование первосвященником камней “урим и туммим” для поддержки или принятия каких-либо трудных решений. В Библии мы можем встретить возложение некоторых решений на Волю Божью: левиты при Иерусалимском храме бросали жребий при выборе животного для жертвы; апостол Матфий жребием был избран в число 12-ти апостолов. Но это не было лотереей и не имело никакого отношения к заработку денег — они были предназначены исключительно для определения воли Божьей. В 1 послании апостола Павла к Тимофею говорится: «Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:10). В Священном Писании мы не найдём конкретного осуждения азартных игр или лотерей, но оно предострегает нас от чрезмерной привязанности к материальным благам, призывает не стремиться к быстрому обогащению. Но ведь ни для кого не является секретом то, что азартные игры строятся именно на любви к деньгам и мечте быстро и без особых усилий заработать себе на «хлеб с маслом».

Проблема азартных игр имеет важное значение в современном обществе из-за повсеместного распространения множества казино, денежных игровых автоматов и прочих подобных увеселительных заведений. В связи с этим многие исследователи считают азартные игры серьёзной социальной проблемой. В процессе игры на деньги часто возникают расслабление, отвлечение от проблем, и из-за этого игра рассматривается как приятное времяпрепровождение. На основе этого механизма постепенно наступает втягивание и развивается зависимость – так называемая «лудомания» (лат. ludo — играю + др.-греч. μανία — страсть, безумие, влечение) или игромания. Владельцы казино стараются подтолкнуть игроков к как можно большему риску: часто в таких заведениях предлагают недорогие или даже бесплатные напитки, алкоголь — что приводит к опьянению и снижению способности принимать обдуманные решения. Для достижения своей цели казино привлекают психологов. Так, благодаря их исследованиям, ни в одном зале игровых автоматов вы не сможете найти окон – это делается для того, чтобы человек, заходя в игровой зал, терял чувство времени. Сыграв в одну игру и даже проиграв, человеку захочется играть, пока он не выиграет. Даже будучи уже зависимым, каждый может сказать, что может остановиться в любое время. Но на самом деле это не так.

Как уже говорилось, желание «быстро заработать» сильно для тех, кто находится в сложном финансовом положении; для тех, кто надеется, что выигрыш поможет их нуждам. И вместо того, чтобы доверять все свои заботы Господу, они надеются на удачу выигрыша лотереи. Но Иисус Христос сказал: “Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом” (Мф. 6:32). Как сказал один священник: «Не стоит играть в азартные игры, даже если очень сильно нужны деньги; как Богу угодно — так оно в жизни и случится». Распоряжаясь деньгами таким образом, мы проигрываем попусту то, что доверил нам Бог.

Иногда люди играют в лотерею, мечтая о “счастливой жизни”; думая, что, имея деньги, они будут счастливы. Такое стремление, зарожденное от желания соответствовать выдуманному образу успешного человека из рекламы или западного фильма, толкает на стремление иметь много денег, богатства. Но ”что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а жизни своей повредит…”(Мф. 16:26) Деньги не делают людей счастливыми — если бы это было так, то процент самоубийств среди богатых людей не был бы так высок, и не росло бы производство антидепрессантов. Только Христос может дать человеку счастливую жизнь, которую он ищет и о которой мечтает.

Многие люди пытаются оправдать свое участие в лотереях и азартных играх желанием получить деньги для Церкви или благотворительности; мало того, некоторые люди молятся святым о даровании им выигрыша. Приписывая святым покровительство в деле «лёгких денег», эти люди по сути превращают Православие в язычество, а святых в языческих божков, ища в молитве не Бога, а удачу и выигрыш. Но в действительности, даже «вымолив» себе какую-то сумму, «победители» очень редко тратят эти деньги на благие цели — только очень немногие (если такие вообще существуют) используют выигрыш на добрые дела. Да и наивно полагать, что Богу могут быть угодны деньги, заработанные продажей наркотиков, украденные в банке или украденные у бедных людей с помощью соблазна быстро обогатиться. Деньги, полученные в играх — весьма сомнительный, по мнению Церкви заработок, это те деньги, которые кто-то мог украсть для игры, кто-то мог не накормить на них свою семью. Все лотереи, будучи ориентированы на бедный класс, забирают у них то немногое, что у них осталось. Играя в лотерею, человек поддерживает бизнес, который забирает последние деньги у бедных, давая призрачную надежду на улучшение своей жизни. Исследования показывают, что спустя некоторое время после выигрыша внушительных сумм, большинство выигравших находится даже в худшем финансовом положении, чем до выигрыша. Писание говорит нам: «в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3:19); «шесть дней работай и делай всякие дела твои» (Исх.20:9); «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фесс. 3:10). И нет ничего удивительного в том, что такие деньги никак не помогают человеку — к незаработанным «потом и кровью» деньгам человек относится соответственно. Итак, мы видим, что заповеданный Богом метод зарабатывать на жизнь — это честный труд. В христианстве благословляются лишь честно заработанные деньги, а не выигранные случайным образом.

Среди азартных игр можно отдельно выделить карточные игры, выигрыш которых как будто полностью зависит от игрока. Кто-то может спросить: «В чем же греховность карточных игр?». В первую очередь карточная игра порождает азарт, который весьма часто вызывает зависимость, приобретающая нездоровый и греховный облик. Психологи признают, что азартность проявляется у разных людей по-разному, и достаточно трудно предсказать, окажется ли человек уязвимым перед ним.

Церковь не относится негативно к играм в шахматы, нарды и тому подобные логические игры. Но сейчас мы можем видеть, как довольно успешно развивается такая разновидность игр, как спортивный покер. Денежная составляющая из него исключена, игра идёт «на интерес». Может показаться, что такое увлечение не так уж и опасно для человека в духовном плане, а, наоборот, развивается мышление, математические способности, умение «читать» противника, игроки начинают почти профессионально заниматься психологией. Однако не всё так радужно — у азартных игроков увлечение даже такого рода играми может вызвать страстное желание превосходства над соперниками в игре, сопутствует развитию гордыни. Чтобы победить надо периодически «блефовать», т.е. обманывать. В случае проигрыша, игроки могут впадать в раздражение, гнев и даже ярость, уныние, отчаянье. В этом и заключается опасность азарта спортивного – это состояние часто выводит соревнование за его этические рамки.

Другим распространённым применением карт являются оккультные практики — всевозможные гадания, попытки поговорить с умершими и прочее. Что же касается оккультизма – отношение к нему Церкви общеизвестно: «не должен находиться у тебя … прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель (по-современному «гипнотизер, экстрасенс»), вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор.18:10).

Также карточная колода носит в себе кощунственную символику: «пики» символизируют копьё Лонгина, которым было пробождены рёбра Спасителя; «червы» — губку с уксусом, которой Христа напоили римские легионеры; «бубны» — четырёхгранные гвозди, которыми Господь был пригвождён к Кресту; а «трефы» — сам Крест. В Уложении царя Алексея Михайловича от 1649 года карточные игры квалифицировались как серьезное преступление, за которое полагалось клеймение раскаленным железом и вырывание ноздрей.

Из всего этого, мы можем сделать вывод, что «шальные» деньги – один из бичей человечества. Кроме развития в человеке стремления к легкой жизни, ни для кого не является секретом, что такие деньги пользы человеку зачастую не приносят. То, как мы должны получать средства к существованию, заповедовал нам Сам Господь наш Иисус Христос: «Хлеб наш, нужный для существования, дай нам на сей день». Наш хлеб тот, который приобретается нашими трудами, а не выигрышем в казино, лотерею или на бирже.

Прокофьев Григорий (МинДС, 2 курс)

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи в третий номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.