Церковное богатство

Периодически от различных людей можно услышать вопросы, соединенные с недоумением: откуда у Церкви деньги, куда они расходятся из Церкви, зачем Церкви деньги и другие похожие вопросы. Постараемся по возможности посмотреть вместе на эту сложную тему.

Откуда берутся в храме деньги сейчас и как это было раньше? Основную часть церковных денег составляют пожертвования. Это те небольшие приношения, которые люди приносят в храм с просьбой помолиться о ком-либо. Необязательно это деньги, вполне это может быть и свеча, и мука, и др. приношения.

Издревле одним из символов нашей пламенной молитвы является свеча, стоимость которой также является жертвой. С апостольских времен во время богослужения использовались свечи. Они употреблялись и в Сионской горнице во время тайной вечери, и в помещениях, где апостолы собирались вместе с верующими на молитву, и в катакомбах, где укрывались христиане во время гонений. И после гонений свеча не ушла из храмов, она продолжает гореть и освещать церкви. Свеча напоминает нам первые апостольские собрания. Она является символом усиленной молитвы, чистой, искренней веры, символом духовного торжества и веселия. Церковная свеча сопровождает верующего на протяжении всей его жизни. Во время крещения, когда маленький ребенок еще не в силах держать самостоятельно свечу, за него ее держит восприемник (давая обет воспитать крестника в пламенной вере); во время брака молодые также стоят с воженными свечами; во время болезни; в Таинстве Соборования около болящего возжигаются свечи; и в тот момент когда человек уже переступил грань между этой и иной жизнью, снова возжигаются свечи, указывая на веру покойного и вселяя надежду на то, что и по смерти его надежды не посрамятся. Возжигание свечей в храме — это часть службы, священное достояние христианства.

Ныне свечи можно купить в храме и здесь же зажечь. У некоторых возникает вопрос: а зачем это делать, какой смысл в сожжении части воска? Раньше, когда в храмах еще не было электричества, и когда большинство людей жило в сельской местности, прихожане сами приносили в храм свечи, сделанные из домашнего воска. Эти свечи использовались для освещения храма. То же самое касается и просфор, это тот небольшой освященный хлеб, который можно сегодня взять в храме после Литургии. Исторически и его тоже приносили в храм, а из всех приношений выбирался лучший, на котором совершалось Евхаристии. Этот хлеб люди также пекли у себя дома. Мало кто знает, но в храм можно жертвовать не только деньги, но продукты и вещи. Так, например, можно пожертвовать пшеничную муку, чтобы из нее могли испечь просфоры, можно пожертвовать для совершения Таинства Евхаристии кагор (кстати, немаловажным является и качество вина, оно должно быть красным, десертным, брожения). Некоторые прихожане хотят пожертвовать в храм что-то большее, чем муку и вино, и тогда, желательно, заранее подойти к настоятелю церкви и поинтересоваться, что необходимо храму сейчас, чтобы подарок не оказался ненужным (ведь отказаться от подарка нельзя, чтобы не обидеть жертвователя).

Сегодня же, когда большинство людей живет в городах, и у них нет ни пасеки, ни своего поля, церковь сама заботится о том, чтобы в храме были и просфоры для совершения Литургии и свечи, символ нашей молитвы. Люди же, жертвуя деньги за свечу или просфору, компенсируют то, что они сами не смогли принести в храм. Однако и сегодня есть такие общины, в которых нет электричества, и свечи приносятся прихожанами, и ими же пекутся просфоры. Приношение жертв сопровождало человечество на протяжении всей истории, даже тогда, когда не было еще уставного богослужения. Люди, ощущая необходимость в общении с Богом, приходили со своими жертави к особым местам и там возносили молитвы Создателю.

Жертвоприношения во славу Бога были установлены еще в Ветхом Завете, об этом мы можем читать в первых главах Библии. Так, уже в 4 главе книги Бытия мы читаем о том, что Каин и Авель приносили жертвы Богу. На протяжении всего времени, даже до установления еще норм жертвоприношения, они совершались. Окончательно нормы и правила о жертвах закрепляются в книге Левит и становятся богослужебным обрядом. Все Ветхозаветные жертвы были прообразом, т.е. изображением одной единственной Жертвы – Христа, которая была принесена на Голгофе за грехи всех людей. После этого любая жертва устраняется, и сегодня то, что приносят в храм, правильнее стоит называть пожертвованием, а еще точнее, просто средствами на содержание.

Согласно апостолу Павлу, кто трудится, несет послушание в храме, получают пропитание своё от храма, а те, кто постоянно прислуживает у алтаря, делят между собой то, что на алтаре (1 Кор. 9:13), поэтому в храмах существует и примерно определенная жертва за совершение треб (крещение, отпевание, венчание, освящение квартир, машин и пр.). И на различную печатную продукцию, которую храмы сами не издают, также стоит ценник. Покупая такую литературу в своем храме, мы чаще всего только покрываем затраты на их приобретение, а наценка, если она есть, идет на храм.

Христос во время своей земной жизни также принимал добровольные приношения от тех, к кому Он обращался с проповедью.

После Своего Распятия, Воскресения и Вознесения на небо, Христос оставляет здесь, на земле, Своих учеников, которые вскоре создают и первые общины. Об их укладе жизни, о нравах, об их отношениях мы можем узнать из книги Деяний Апостолов. В этой книге также написано, что все первые христиане жили совместным хозяйством и «у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» (Деян. 4:32). К сожалению, как рядом со Христом был Иуда, так и в первой общине возникает червоточина.

Некто по имени Анания вместе со своей женой Сапфирой продает свое имущество и приносит деньги апостолам. Все деньги супруги отдавать не хотели и принесли только часть, сказав что принесли все. И вскоре апостол Петр произносит страшные слова: «Анания, почему ты позволил сатане править сердцем твоим, так что даже Святому Духу солгал и утаил часть денег, вырученных от продажи земли? До того, как ты продал её, разве не твоей была она? А после продажи разве не твои были деньги и разве не мог ты ими распоряжаться? Зачем ты задумал такое? Не людям, а Богу солгал ты» (Деян. 5:1-4) Этими словами апостол очень ярко показал добровольность любого пожертвования и от чистого сердца. Услышав такое, Анания упал и умер. Его тело обернули в погребальное полотно, вынесли и похоронили (ср. Деян. 5:5-6). Спустя некоторое время то же самое происходит и с его женой Сапфирой.

Может возникнуть вопрос: за что Господь их так покарал? Или они принесли мало денег, или надо было принести, как и всем остальным, все? Ответ кроется намного глубже, а его значимость не уменьшается и для сегодняшних жертвователей. В Толковой Библии Александра Лопухина мы читаем следующий комментарий: «yтаeниe» истины составляло неблаговидный поступок. Но здесь оно являлось еще более преступным, потому что Анания говорил, что принес все, что было выручено им за землю. Это было не только выражением постыдного своекорыстия, но и намеренною сознательною ложью и лицемерием. Обманывая все христианское общество с Апостолами во главе, они хотели представиться столь же самоотверженными в пользу неимущих, как и другие, а на самом деле не были таковыми: служили двум господам, а хотели казаться служащими одному. Таким образом, вместо правдивости и искренности тут являются в святое общество христианское два наиболее противных ему качества – фарисейское лицемерие и Иудино сребролюбие».

И до сегодняшнего дня, принося жертву в храм, мы должны оставлять ее с чистым сердцем без всякого злого умысла. Надо помнить, что с помощью денег мы не можем откупиться от наших неправильных поступков, грехов, заказать себе безбедное существование, одним махом избавиться от всех проблем и т.п. Нечасто, но бывают случаи, когда в церковь приносят пожертвования, которые, как впоследствии оказывается, являются нечестно заработанными. Следует помнить, что, прося кого-то помолиться, мы тем самым накладываем определенный духовный груз на того человека. Молящийся должен быть готов к тому, чтобы взять на себя какую-то часть той тяжести, которую несет другой человек, понести его тяготу, разделить его скорбь: таков закон духовного восприятия, о котором говорит преподобный Марк Подвижник. Он объясняет, что восприятие это бывает двояким: невольным и вольным. Когда мы осуждаем человека, когда причиняем ему зло, то Господь попускает нам принять на себя какую-то часть его искушений и неприятностей. Когда же, напротив, любим человека и молимся о нем, то Бог, усматривая в нас готовность к самопожертвованию ради ближнего, дает нам спострадать с ним. К сожалению, некоторые или по незнанию, или по злому умыслу намеренно скрывают истинную причину, по которой они просят помолиться. Например, могут попросить помянуть самоубийцу (что запрещено церковными канонами).

Очень примечательна одна история, связанная со Святой Горой Афон. Однажды в один из святогорских монастырей пожертвовали колокол с просьбой помолиться за усопшего, но во время звона этот колокол выделялся своей тусклостью. Когда стали узнавать, что произошло с почившим, то оказалось, что свою жизнь он окончил самоубийством. Колокол сняли и вернули родственникам.

«Придя» в храм, деньги долго там не остаются, ведь храм надо как-то содержать, и то, что приносится в храм, идет на эти нужды. Основным пунктом церковных расходов является зарплата трудящимся в храме священникам, диаконам, пономарям, чтецам, хору, обслуживающему персоналу. Ведь в Писании сказано «трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10:10). Зарплата выплачивается как раз из денег, которые собираются в храме. В большинстве своем ни епархия, ни Патриархия не имеют иных средств дохода, нежели отчисления с приходов. Отчисления в «центр» являются обязательными, и каждый приход отсылает часть приходского дохода на общеепархиальные и общецерковные нужды.

То, что Церкви есть на что тратить деньги – понятно. Строительство и реставрация храмов, зарплата священникам и певцам, сторожам и уборщицам. Затраты на содержание семинарий, воскресных школ, церковных гимназий и больниц. Аренда помещений для внехрамовых бесед и лекций, распространение информационных материалов. Вопреки расхожему мнению, что церковь не платит налоги, отметим — Церковь еще является и налогоплательщиком. Белорусская православная Церковь постоянно производит отчисления в ФСЗН (Фонд социальной защиты населения) – подоходный, пенсионный налоги, страховые взносы и пр. Также каждый приход оплачивает ЖКХ и электроэнергию.

Говоря о богатстве Церкви, следует не забывать, что были моменты, когда она стояла на грани бедности. Были периоды, когда знатные и не очень люди жертвовали на храмы и монастыри деньги, земли, угодья, но проходили эти времена и имения Церкви конфисковывались. Пожалуй, самые известные из случаев секуляризации — это конфискация церковных ценностей в 20 веке, секуляризация Церковных земель при Екатерине Великой, но были и иные попытки отбирания церковных земель.

Кого-то смущают финансовые скандалы в СМИ, связанные с отдельно взятыми священнослужителями. Но перед тем, как броситься во все тяжкие и начать бросать камни во всех прочих священников, давайте задумаемся, как часто мы встречаем подобные новости. Даже если допустить, что раз в месяц в СМИ раскручивают такую новость, то за год получится чуть больше 10 человек. На сегодняшний день в Русской Православной Церкви служит больше 35000 человек, и поэтому хотя десяток недостойных пастырей и являет собой печальный факт, но не отображает реальной ситуации в Церкви. Также не будем забывать и о Промысле Божием. Еще в Ветхозаветной Церкви (как об этом мы читаем в Первой книге Царств) видим, как Господь карает смертью детей первосвященника Илия Офни и Финееса за то, что они злоупотрбляли, пользуясь своим положением.

Богатство и благолепие храмов не является чем-либо из ряда вон выходящим. Церкви всегда являлись прообразом Царства Божия на земле и уже издревле богато украшались. Указание на то, каким образом должен быть украшен храм, мы находим в книге Исход. При строительстве Иерусалимского храма, на горе Мориа, мы видим повеление строить храм из самых дорогих материалов того времени: золото, серебро, слоновая кость, кипарис, масличное дерево и др. «И обложил Соломон храм внутри чистым золотом, и протянул золотые цепи пред давиром, и обложил его золотом. Весь храм он обложил золотом, весь храм до конца, и весь жертвенник, который пред давиром, обложил золотом» (3 Цар.6:21- 22). После окончания строительства Господь явился Соломону и сказал: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек» (9:3). Традиция украшать храмы перешла в христианство и не прекращается по сей день, поэтому и сегодня многие храмы блистают благолепием, но в то же самое время есть такие храмы, в которых имеется только самое необходимое и в самых минимальных количествах.

В современной практике Русской Церкви есть традиция при рукоположении в священники возлагать на человека «серебряный» крест, который через несколько лет служения сменяется «золотым», а потом с украшениями. Слова не случайно взяты в кавычки, так как название креста золотым или серебряным никак не относится к материалу, из которого этот крест сделан. Почти всегда даже покрытие на кресте не является драгоценным металлом, и через несколько лет красивый «золотой крест» становится потертым металлическим крестом.

Касательно того, какой должна быть Церковь — богатой, т.е. приобретать богатства и украшать храмы, или же, наоборот, существовать в простоте, все раздавая без остатка, — окончательно не решено до сегодняшнего дня. Также и святые придерживались разных сторон в этом вопросе. Например, святой Иосиф Волоцкий придерживался неприкосновенности церковно-монастырского имущества. Его оппонентом был святой Нил Сорский, который считал, что монашествующие должны питаться только от трудов рук своих.

Таким образом, Церковь не осуждает богатство как таковое. Только то, как мы к нему относимся и как им распоряжаемся, может осудить или спасти. Церковь изначально существовала за приношения, только сперва это были свечи, хлеб, вино, изредка деньги. Сегодня же мы не можем исполнить должное и приносить с собой на службы самодельные просфоры, вино и пр., поэтому легче свою жертву заменить деньгами.

Грицевич Владимир (МинДС, 3 курс)

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.