Мы — старообрядцы! Первый старообрядческий приход в лоне Белорусской Православной Церкви

1999 год. По окончании Божественной литургии в Свято-Евфросиниевской церкви меня ожидают несколько серьёзного вида бородатых мужчин. – Мы старообрядцы!

Дабы предупредить бесплодные споры и обличения «никониан» я довольно жёстко высказал гостям свою позицию – ни двуперстное, ни троеперстное, ни пятиперстное крестное знамение, ни сугубая, ни трегубая аллилуйя, ни хождение посолонь или противосолонь – не спасут! Сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит! На моё удивление гости спокойно выслушали меня и сказали, что пришли познакомиться с настоятелем первого в Минске православного храма, который венчают дорогие сердцу каждого старообрядца восьмиконечные древлеправославные кресты, а внутри храм украшают иконы древнецерковного византийского письма, к тому же оказывается они знают, что я по материнской линии происхожу из старообрядцев. Действительно, по материнской линии мои предки были староверами-поморцами брачного согласия Московской Преображенской старообрядческой общины, церковь Успения Пресвятой Богородицы которой сегодня действует на Преображенском кладбище в Москве. В настоящее время на Преображенском кладбище располагаются центры трёх самых крупных беспоповских старообрядческих согласий – Старопоморского Федосеевского, брачного Поморского и Филипповского согласий. Название Поморского согласия связано с Поморьем, где находилось основанное в 1694 году Выговское общежительство – главный центр старообрядцев-поморцев в XVIII веке. Поморье – историческое название северных земель от Карелии до Северного Урала. В первой половине XVIII века в результате деятельности выговских проповедников поморское согласие широко распространилось на всей территории России. Вероучение поморского согласия формировалось в полемике с другими беспоповцами. Основные пункты учения: воцарение «духовного антихриста» и прекращение истинного священства, признание «никониан» еретиками, присоединение которых должно совершаться первым чином (через перекрещивание), строгое запрещение на совместную молитву и трапезу с инославными. Острые разногласия между староверами-поморцами существовали в вопросе о браке и об отношении к государственной власти. Соглашаясь относительно недопустимости заключения браков в «антихристово время», беспоповские согласия полемизировали о бессвященнословном браке, то есть о возможности заключения брака в условиях отсутствия священства.

В Выговском общежитии брачный чин был утверждён на соборе 1798 года. Современное официальное название этого поморского согласия – Древлеправославная Поморская Церковь. Не принявшие брачный чин образовали Старопоморское Федосеевское согласие. Современное официальное название — Древлеправославная Кафолическая Церковь Федосеевского согласия. В 1737 году Выговское общежительство покинул старец Филипп, вместе со своими последователями не принявший введенное на Выге моление за императрицу. Таким образом, от поморского согласия отделилось филипповское согласие, последователи которого стали именовать оставшихся на Выге новопоморским согласием или тропарщиками (за то, что те поминали царствующую особу в тропарях, кондаках и стихирах). Их современное название – христиане старопоморского и Соловецкого потомства.

Начавшиеся в XVII веке жестокие гонения на приверженцев «старой веры» привели к массовой миграции. Тогда более миллиона человек вынуждены были покинуть Россию. Многие из них уехали и поселились в Речи Посполитой, то есть в Беларуси, в Украине и в Прибалтийских государствах. В довоенные годы в городе Минске было небольшое число старообрядцев-беспоповцев. Хотя в окрестностях имелись довольно многочисленные общины. Прежде всего, Борисовская. В послевоенные годы в Минске количество старообрядцев начало быстро расти за счет людей, переехавших на постоянное место жительства из разных мест Белоруссии, России, Латвии и Литвы. Активные верующие ездили молиться в Борисов или Вильнюс. В советское время во многих семьях тщательно скрывалось непролетарское происхождение или отношение к религии. Но с начала 90-х годов, когда для многих вдруг открывалось, что их предки были староверами, естественно вставал вопрос: а что это за вера? А кто такие староверы? Многие из этих людей уже много лет посещали православные храмы, многие были крещены в православной церкви. Однако их не покидало чувство внутреннего беспокойства: а не предала ли я своих предков? А не буду ли я наказана за своё предательство Господом? Видимо, зная о моём происхождении по материнской линии, люди приходили с этими волнующими их вопросами к нам в храм. Приходилось часами рассказывать об истории раскола, о «ревности не по разуму», которое привело беспоповцев к гибельному отказу от установленных Самим Господом Иисусом Христом в Его Церкви спасительных таинств – «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6:54). Приходилось объяснять второстепенную, а не главную роль обряда в деле спасения человека, о подмене староверия обрядоверием и культом предков.

После знакомства с минскими старообрядцами настойчиво ищущие именно старообрядческую общину направлялись к ним.

Активные поиски своих единоверцев – людей старой веры или тех, кто имел старообрядческие корни, начались в Минске с середины 90-х годов. Первыми «собирателями» минской общины староверов-поморцев стали женщины Прасковья Кочнева и Капитолина Сергеева, на квартире которой проходили первые службы. В организации минской общины принимали активное участие старообрядцы соседних с Минском населённых пунктов, где имелись действующие старообрядческие церкви. Например, Устав общины разрабатывали настоятели Иван Рыбаков из Борисова, Анания Китов из Бобруйска и Вячеслав Клементьев из села Кублищино Витебской области. Речь о возможном создании общины в Минске шла еще во время их совместного обучения в духовном училище Рижской Гребенщиковской общины старообрядцев поморского согласия.

Устав «Религиозной общины Древлеправославной Поморской Церкви в г. Минске» был зарегистрирован 4 июня 1998 года Минским городским исполнительным комитетом. Первым исполняющим обязанности наставника общины был Василий Бородкин. С сентября 1999 года эти обязанности стал исполнять Вячеслав Клементьев. Первым председателем Совета общины был Александр Белов, который в марте 2000 года был освобожден от этой должности по собственному желанию и стал исполнять обязанности заместителя председателя. Председателем был избран Вячеслав Клементьев.

Особую роль в жизни старообрядцев в Беларуси и в жизни моей семьи сыграла Рижская Гребенщиковская община. Отец мой был православным, и бабушка крестила меня сразу после рождения в минской железнодорожной церкви Казанской иконы Божией Матери. После рождения сына Дионисия в семье встал вопрос о его крещении. В Беларуси крестить боялись, опасаясь преследования властей, поэтому обратились к верующим родственникам в Риге. Дядя Борис и его жена Таисия Киселёвы были прихожанами Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины. Дядя нёс послушание в свечном ящике храма, а Таисия пела на клиросе. В 1982 году крещение Дионисия совершил старший наставник Гребенщиковской общины Георгий Михайлович Подгурский. Таинство миропомазания сына в 1985 году, также тайно, было совершено в православной Всехсвятской церкви города Клайпеда. В 1984 году семья знакомится со вторым наставником общины Иваном Евфросиновичем Миролюбовым. Сегодня протоиерей Иоанн Миролюбов является настоятелем Покровского храма в Рубцове (Москва), возглавляет Патриарший центр РПЦ МП древнерусской богослужебной традиции, является секретарём Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, консультантом ОВЦС МП.

Рижская Гребенщиковская община – самая большая в мире беспоповская старообрядческая община, насчитывающая 25 тысяч прихожан. Соборная моленная община – крупнейший в мире поморский храм, вмещающий до 5000 человек. Он обладает шестиярусным иконостасом, почти полностью скрытым под серебряными окладами древних икон. Датой основания храма считается 1760 год, когда на берегу Даугавы была возведена деревянная постройка, в которой располагалась моленная старообрядцев. В конце XVIII века община перебралась в каменное здание, а в 1826 году храм был назван в честь купца Алексея Гребенщикова. Нынешний облик церковь обрела в конце XIX века. В храме хранится уникальная коллекция икон, книг и рукописей XV-XIX веков.

Благодаря родственникам и благосклонного отношения ко мне отца Георгия Подгурского я имел доступ к уникальной книжнице общины, в которой хранились сотни томов древних книг в кожаных переплёПРАВОСЛАВИЕ тах с замками. Там я впервые увидел и сподобился читать «Поморские ответы» братьев Денисовых и иные уникальные книги.

«Поморские ответы» (официальное название «Ответы пустынножителей на вопросы иеромонаха Неофита») – выдающееся полемическое произведение, одно из главных апологетических произведений старообрядцев всех согласий. Поводом к их составлению послужило учреждение в 1722 году Святейшим Синодом миссии для собеседований со старообрядцами. Для района Выговских скитов назначен был иеромонах Неофит, который написал 106 тезисов в форме кратких вопросов. Через 6 месяцев Выговцы доставили Неофиту свои ответы. Ответы были составлены под руководством братьев Денисовых, основателей Выговской пустыни.

На фотографии клироса Гребенщиковской общины в центре сидит о. Георгий Подгурский, справа от него о. Иоанн Миролюбов, крайняя справа стоит Таисия Киселёва.

Посещение Гребенщиковской общины дало возможность близко познакомиться с жизнью старообрядцев, узнать эту жизнь изнутри, что помогает успешно работать со входящим во второе Минское городское благочиние старообрядческим приходом святого пророка Илии.

Огромную роль сыграла Гребенщиковская община и в трудном процессе сближения с Русской Православной Церковью. В 1999 году был подписан «Меморандум встречи Председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, ныне Патриарха Московского и всея Руси, с делегацией от Древлеправославной Поморской Церкви Латвии». Впервые за три века, прошедшие со времён раскола, был подписан документ, который создал предпосылки для взаимовыгодного сотрудничества, для чего была создана двухсторонняя комиссия постоянного состава для решения возникающих проблем и недоразумений. В Меморандуме говорилось о необходимости «впредь категорически избегать по отношению друг к другу и к обычаям и обрядам оскорбительных и неодобрительных выражений… не допускать порицательных выражений по отношению к придерживающимся старого обряда в лоне РПЦ… создать при ОВЦС комиссию по рассмотрению возникающих вопросов и координации действий РПЦ и ДПЦ Латвии с возможностью вхождения в нее представителей от других течений беспоповства».

В 2000 году после Юбилейного Архиерейского собора РПЦ МП Международный Координационный Совет Древлеправославной Поморской Церкви стран Балтии, Польши и Беларуси обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с обращением: «Стремление к установлению братских и доверительных отношений между Старообрядчеством и РПЦ МП считаем делом добрым, полезным и соответствующим Евангельской истине… Возникающие в наших взаимоотношениях проблемы следует решать именно так, как определил в своём докладе на Соборе митрополит Кирилл, председатель ОВЦС – «взвешенно, планомерно и совместными усилиями». Создание координационной Комиссии по взаимодействию со старообрядчеством одобряем и со своей стороны выражаем желание принять в ней посильное участие».

В 2000 году произошло ещё несколько значительных событий в процессе сближения старообрядчества с Русской Православной Церковью.

В ноябре месяце митрополит Минский и Слуцкий Филарет благословил меня принять участие в торжествах, посвященных 200-летию возникновения единоверия, которые должны были пройти в Москве.

В торжествах принимали участие представители большинства единоверческих приходов Московской Патриархии, а также других староверческих согласий из России, США, Литвы и Латвии. Беларусь представляли представители Древлеправославной Поморской церкви Беларуси во главе с председателем Поморской старообрядческой общины города Минска Клементьевым В.Е.

В 1800 году многие приходы, сохранившие старые обряды, но утратившие преемство священства, возвратились в лоно Матери-Церкви.

9 ноября 1800 года Императором Павлом I и Святейшим Синодом были официально учреждены в лоне Русской Православной Церкви единоверческие приходы. С тех пор они находятся в юрисдикции Русской Православной Церкви, но продолжают вести богослужение по старым книгам и соблюдать древнерусские обряды.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Успенском соборе Московского кремля в этот день единоверческим священником, настоятелем Московского единоверческого храма святителя Николы в Студенцах игуменом Петром был отслужен молебен Всемилостивому Спасу по старому обряду. На службе присутствовали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, ректор СПбДА епископ Тихвинский Константин.

Думаю, что все присутствовавшие за богослужением осознавали значимость происходящего, понимая, что за последние 350 лет это первое древлеправославное богослужение в древнем Успенском Соборе. Незабываемое впечатление произвела красота древнего знаменного распева в исполнении сводного хора единоверческих приходов.

Богослужение завершилось проповедью митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, который отметил, что его радует единение в Соборе старообрядцев разных согласий, что является залогом преодоления церковных разногласий. Владыка подчеркнул ошибочность государственной и церковной политики, приведшей к разделению верующих в середине XVII века. Им было отмечено: «Сегодня, с высоты веков, прошедших с момента разделения, многое выглядит иначе, чем в то время, когда проходило трагическое разделение в недрах нашей Церкви. С дальнего расстояния события выглядят яснее и судить о них можно более беспристрастно и верно… Мы знаем, что это явление (единоверие) имеет разное к себе отношение, но, пройдя определённую историческую дистанцию, мы можем с большей вероятностью говорить о большом непреходящем историческом значении этой ветви в жизни Русской Православной Церкви. Я хотел бы от всего сердца приветствовать всех Вас, дорогие братья и сестры, и единоверцев, и старообрядцев, которые не находятся в молитвенном и евхаристическом общении с Русской Православной Церковью, но являются органической частью той великой духовной традиции, опираясь на которую, только и выживет наш народ и наше Отечество».

После службы в конференц-зале гостиницы «Даниловская» прошла конференция, посвященная 200-летию канонического бытия старообрядческих единоверческих приходов в лоне Русской Православной Церкви. С приветственным словом к присутствующим обратился Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он вкратце рассказал присутствующим о возникновении раскола в XVII веке после Соборов 1656 и 1666/67-го годов, а также о попытках его уврачевания в 1800 году и на Соборах 1917-18 и 1971 годов. В заключение он сказал: «Чадам Руссой Православной Церкви нужно помнить, что древние церковные обряды составляют часть нашего общего духовно-исторического наследия, которое следует хранить как сугубую драгоценность в литургической сокровищнице Церкви».

После приветствия Патриарха с докладом «Философия единоверия: прошлое, настоящее и будущее» выступил председатель ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В докладе он охарактеризовал обрядовую реформу патриарха Никона как «более, чем сомнительную», указав при этом на неслучайность клятв на старые обряды, поскольку Патриарх Никон и его последователи видели в них ересь.

Говоря об основании 200 лет назад единоверия, митрополит отметил неясность его канонического статуса в прошлом, поскольку 200 лет назад это явление рассматривалось как временное, единоверие понималось как условное воссоединение старообрядцев с РПЦ. Однако постепенно такой взгляд у иерархов РПЦ стал меняться в пользу признания полной православности старообрядцев, находящихся канонически в юрисдикции РПЦ. В настоящее время, когда идет поиск самоидентичности русского народа, вопрос старообрядчества и единоверия является важным не только для Церкви, но и для общества, сказал в заключение митрополит Кирилл. В начале XX века накануне революции 1917 года в Русской Православной Церкви было около 600 единоверческих приходов, но за годы Советской власти их количество сократилось. В итоге к 1991- му году оставался один действующий приход. Сейчас по различным данным на территории Белорусского Экзархата, Украины, России и Православной Церкви за рубежом действуют от 20 до 25-ти приходов, которые либо формально являются единоверческими, либо таковыми стремятся стать.

Продолжение следует…

Протоиерей Игорь Коростелёв, благочинный 2-го Минского городского округа, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Минска, председатель Синодального отдела по взаимодействию с казачеством Белорусской Православной Церкви

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.