Объять необъятное: истоки

Две древнейшие цивилизации, Египет и Месопотамия, стали колыбелью искусств ещё за несколько тысяч лет до н.э. Религиозные верования этих народов стояли в центре их жизни, поэтому храмы чтимым божествам, гробницы для умерших, изваяния и изображения богов – всё это богато украшалось орнаментами, росписями, изображениями сцен из жизни умершего. Историк Плиний Старший в своих трудах свидетельствует, что живопись получила свое развитие в Египте, где она была известна еще за 6000 лет до греков.

Древность живописи в Египте доказывается еще и тем фактом, что Моисей в Книге Бытия запрещает народу израильскому подражать фигурам, рисованным египтянами.

Египтяне в особенности придавали большое значение верованиям в загробную жизнь, и поэтому у них был сильно развит культ погребения умерших. Жрецы учили, что состояние покойника в ином мире зависит от двух факторов: от того, кой образ имеет его тело на Земле и от того, получает ли пищу и питьё тень умершего. Это учение побуждало делать изваяния и изображения умерших и бальзамировать их тела так, чтобы они хранились вечно – ведь, по египетским верованиям, от состояния тела на земле зависела пребывание души в мире загробном. Эти факторы оказали огромное влияние на развитие изобразительного искусства Египта, так как живописи отводилась главенствующая роль, ведь надо было на бесконечные времена запечатлевать умирающих на стенах их гробниц, в их скульптурных изваяниях. И, конечно, расписанные гробницы могли себе позволить только фараоны или богатые египтяне из приближённых к фараонам. Простые и малоимущие жители Египта погребали своих умерших довольно скромно на первый взгляд. Но и их останки времён I-II вв. были найдены хорошо сохранившимися в ХХ в. Двадцать веков! И лица запечатлены, словно вчера писанные, на портретах, прикреплённых к мумифицированным телам. В древности египтяне просто клали на лицо мумифицированного тела, завёрнутого в пелены, заключенного в саркофаг, различные маски, не являющиеся действительными реалистичными изображениями покойного, но лишь приблизительно напоминающим черты его лица. Но со временем техника выполнения масок совершенствовалась, и совершенствовалась она под влиянием греческой культуры.

Во времена династии Птоломеев и римской империи Египет постепенно стал заселяться греками и римлянами. Однако египетскому населению культура эллинов была чужда, непонятна и враждебна. Египтяне жили в основном в деревнях и больших селах. Эти поселения назывались метрополии. А эллины были расселены по всей стране.

 

Большой культурный центр эллинов находился в Александрии. Там же образовались отдельные греческие общины.

Но кроме этого греки поселялись в Египте отдельными поселениями воинских частей в дельте Нила и в городе Фаюме в Фаюмском оазисе к юго-западу от Каира. Во времена Птолемея Фаюм был слабозаселённым болотистым местом, и поэтому правитель решил заселить его воинами из Греции и Македонии. Такое проживание представителей двух культур в одной стране привело к синтезу культур, к их сближению. Особенно это стало активным, когда к власти в Египте пришли римляне. Греки и римляне оказались под мощным воздействием египетской культуры.

Эллины, знавшие цену любому искусству, конечно же восприняли египетские погребальные традиции, но при этом они внесли и свои особенные новые черты в погребальный культ. Они вместо маски стали прикреплять к мумиям самые настоящие искусно выполненные портреты, написанные красками на дощечках. Появление таких портретов историки относят именно к периоду римского правления.

Портреты по римской традиции хранились в рамках в атриуме у заказчика, и после смерти человека его портрет клали на лицо его забальзамированного и завёрнутого в погреальные пелены тела-мумии, закрепляя его слоями погребальных бинтов. Мумия потом еще долго хранилась в доме умершего, пока её не хоронили потомки или родственники.

Впервые мумии с погребальными портретами были обнаружены и описаны в 1615 г. итальянским исследователем Пьетро делла Валле во время его пребывания в оазисе Саккара-Мемфис.

Написанные больше в греко-римском стиле и созданные для египетских нужд, эти портреты представляют собой удивительно реалистическое изображение людей разных возрастов.

Эти портреты он привёз в Европу. Сейчас они находятся в Дрезденском Музее современного искусства. С того момента интерес к искусству Египта возрос, однако до XIX в. никаких новых артефактов не обнаружено. В 1887 г. историк Даниэль Мари Фуке, находясь в Египте, узнал о том, что в некоей пещере находится много неких портретов с мумий. Но к его прибытию все портреты были использованы в качестве дров для обогрева. Из 50 портретов осталось только два. Точное место обнаружения находки осталось неизвестно, но предположительно это Эр-Рубайят оазиса Файюм. После Фуке эти же места посетил австрийский коллекционер Теодор Граф и также обнаружил несколько портретов. Для признания их художественной и исторической ценности он обратился к лейпцигскому египтологу Эберсу. Известность об их ценности распространилась повсеместно. Вскоре начал проводить исследование египетских захоронений британский учёный и археолог Флиндерс Петри. В 1887 г., в Хаваре, он откопал сохранившийся римский некрополь, в котором был обнаружен 81 портрет. На выставке в Лондоне портреты вызвали восторг. Следующая экспедиция в Египет состоялась зимой 1910-11 гг., в работе которой археолог обнаружил ещё 70 портретов, но часть из них оказалась в довольно повреждённом состоянии. Сегодня известно 900 портретов, за которыми прочно закрепилось название фаюмских.

Фаюмский портрет — результат удачного союза трех традиций: строго египетского канона, эстетического римского познания натуры и высокой воспарённости эллинского духа. По технике выполнения большинство портретов написаны на досках-панелях из привозных для Египта лиственных пород деревьев (дуба, липы, платана, инжира, кедра, кипариса и цитрусовых). Древесина нарезана на тонкие прямоугольные пластины и гладко отполирована. Фаюмские портреты писались в двух существовавших тогда техниках письма: энкаустика — техника рисования густыми горячими восковыми красками; темпера — разведение сухих пигментов свежим яичным желтком. Энкаустические изображения наделены яркостью, контрастностью и насыщенностью цветов, они отличаются крупными мазками. Темперные картины имеют тонкую градацию оттенков и спокойные неяркие цвета. На некоторых портретах есть золочение венков и украшений. Есть портреты, выполненные в смешанной технике с использованием густых горячих восковых и жидких холодных темперных красок. На некоторых портретах под краской есть слой грунтовки. Также было открыто, что на некоторые грунтовки нанесён черновой контурный набросок портрета.

Все позднеантичные и византийские стили, в том числе и техника и стиль иконописи, вытекают из стиля египетских надгробных портретов коптского периода. Мастерство и умение египетских художников создавать на своих картинах объём дало толчок римским художникам искать собственные способы воплощения трёхмерных сюжетов. Обратная перспектива, применённая египтянами при написании лиц на портретах, была взята у них для изображения на иконах ликов святых – лишённые чувственности и приземлённости темперные лица и очень большие, ясно открытые глаза, пристально устремлённые на зрителя, словно из другого, горнего, мира, дают эффект многомерности пространства и причастности к нематериальной духовной жизни.

Первые иконы появились на Востоке: в Палестине, Египте, Сирии. Тогда в этих местах была широко распространена темперная живопись с использованием в качестве основы проклеенного дерева с паволокой и меловых грунтов. Так, к примеру, в Египте еще за 3000 лет до Рождества Христова, многие саркофаги изготовлялись из дерева, оклеивались тканью, грунтовались и расписывались темперными красками. Надо заметить, что состав грунта, использовавшегося 5000 лет назад, почти не отличался от состава современного грунта, применяемого в иконописи. Египетские саркофаги в первые века христианства считались древней историей и первые иконописцы лично убеждались в прочности и долговечности произведений, созданных с помощью такой живописной техники. Святость иконописного образа требует использования надежной основы, поэтому в качестве такой основы и была избрана доска, проклеиваемая клеем, с паволокой и меловым грунтом. Живопись, выполненная на этой основе может сохранятся несколько сотен лет. Даже когда была изобретена техника масляной краски, иконы, отчасти по традиции, а отчасти по причине долговечности письма на дереве, продолжали писать на досках. Но всё же темперная живопись постепенно стала вытесняться масляной. Изменился состав грунта. В него стали добавлять олифу, или растительное масло в том случае, если живопись производилась масляными красками. В более позднее время темпера была полностью вытеснена техникой использования масляных красок и иконы стали писать на холсте.

Сусанна Смирнова

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.