Пастырь добрый, строгий и милосердный

«Георгий есть один из самых достопамятных мужей минувшего столетия.Жизнь его принадлежит истории…» А.С. Пушкин

В 2017 году православная Беларусь отмечает знаменательную дату – 300 лет со дня рождения архиепископа Могилевского и Белорусского св. Георгия (Конисского), в течение сорока лет (1755 – 1795 гг.) возглавлявшего единственную в XVIII веке православную кафедру на белорусско-украинских землях Речи Посполитой.

Выдающийся церковный и общественный деятель, богослов и проповедник, оратор, борец за права православных в Речи Посполитой, за свободу вероисповедания для некатоликов «диссидентов», за возможность возвращения в Православие насильственно обращенных в унию и католичество архиепископ Могилевский Георгий (Конисский Григорий Осипович) родился 9 (20).11.1717 на Украине в семье сотенного урядника Нежинского казачьего полка. Первоначальное образование получил в доме родителей. В 1728-1743 гг. обучался в Киево-Могилянской Академии, где обратил на себя внимание ученой корпорации способностями и знаниями в богословии, философии, красноречии и стихотворстве, в совершенстве овладел латинским, польским, греческим, древнееврейским и немецким языками. 11 августа 1744 г. в Киево – Печерской Лавре принял монашеский постриг с именем Георгий. Постриг совершил собор иноков Киево-Печерской лавПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ, СТРОГИЙ И МИЛОСЕРДНЫЙ ры во главе с митрополитом. В конце чина с проповедью к собравшимся обратился новопостриженный, взяв темой своей проповеди слова Евангелия от Марка (Гл. X, ст.29- 30). Эта проповедь – первый опыт проповедничества и начало просветительской деятельности Георгия (Конисского) в качестве проповедника Киево-Печерской лавры. С 1745 г. он — преподаватель красноречия, с 1747 г. – проф. философии и префект Киево-Могилянской Академии. Одновременно с этим назначением состоялось и его посвящение в сан иеромонаха. С 1751 г. – проф. богословия и ректор Академии с возведением в сан архимандрита Киево-Братского училищного монастыря, член Киевской духовной консистории. Главным в трудах ученого-архимандрита становится преобразование курсов богословия и философии. Георгий (Конисский) составил «Руководство к преподаванию богословия» (1751) — первый систематический курс богословия (местонахождение рукописи неизвестно), присоединив к нему, как вводную часть, герменевтику и священную библиологию. Определив задачи предмета, он отделил богословие догматическое от нравственного, специализировав то и другое. Являясь последовательным продолжателем богословской системы Феофана Прокоповича, шел дальше по пути отказа от средневековой схоластики и власти католических авторитетов, обратившись к возрождению святоотеческой традиции. Его богословие – логически стройная система, насыщенная богатым учебным материалом, формировала у воспитанников более широкое православное мировоззрение. Свою систему философии Георгий (Конисский) изложил в двух курсах академических лекций. Оба курса на латинском языке входят в число неизданных сочинений Георгия (Конисского). В настоящее время рукописи, скорее всего, утрачены. Философские курсы Георгия (Конисского) – «любопытный памятник трудов» ученого, содержит около 500 листов мелкого письма. Благодаря Георгию (Конисскому) философская система Аристотеля в Академии была заменена христианской протестанта Баумайстера, принятой во всех учебных заведениях Европы. Философские курсы Георгия (Конисского) – лучшее и последнее в конце XVIII в. слово русских богословов в области философии, оказавшее значительное влияние на развитие русской философии. Автор оригинального курса лекций по пиитике и риторике, без обычных в то время латино-польских основ, знакомит слушателей с русской литературой и языком «по образцам ломоносовским». Переводит псалмы на русский, польский языки и латынь, пишет драматические произведения «Воскресение мертвых обще убо всем будущее, но страждущим неповинно в веце сем блаженно …» 1746 года и др. В своих стихотворениях переходит от силлабической поэзии к тонической. Памятником префектуры Георгия (Конисского) является составленная им «Инструкция находящимся по школам при церквах Киево-Подольских студентам, в Академии Киевской 1750 года февраля 8 дня сочиненная», в 12 пунктах которой содержатся правила поведения студентов в школе, вне классов, за богослужением, между собой и по отношению к преподавателям. Новаторством в организации учебного процесса стала разработка программ всех академических курсов, где кроме богословских дисциплин и философии были многочисленные светские предметы. Ректор Академии поощрял занятия музыкой и живописью.

Поворотным событием в жизни Георгия (Конисского) стало его согласие на церковно-общественное служение в Белорусской епархии, единственной православной епархии Речи Посполитой. В указе Свят. Синода в Коллегию иностранных дел от 17 января 1755 г. Георгий охарактеризован так: «…довольно ученый, жития же честного и благонравного, и в помянутой белорусской епархии епископом быть достоин». Назначение нового епископа на Могилевскую кафедру активизировало в РП антиправославную деятельность, во главе которой встали униатский митрополит Флориан (Гребницкий) и коронный подканцлер граф Воджицкий. Устремления католической партии, направленные на недопущение замещения вакантной кафедры новым православным епископом, российским поданным, были поддержаны папой Бенедиктом XIV. В булле папы к коронному канцлеру Иоанну Малаховскому указывалось, чтобы канцлер употребил все «старание, вспоможение и ревность…, чтоб новый схизматический епископ на … Могилевский престол возведен и поставлен не был». Однако назначение православного архиерея зависело не только от католической и униатской церквей и правительства польско-литовской «республики». Основополагающим здесь являлся заключенный в 1686 г. «Вечный мир», содержащий российские гарантии религиозных прав православных в Короне Польской и Великом княжестве Литовском. Вопреки оппозиции «латинских» иерархов король Август III декретом от 3 июня 1755 г. санкционировал назначение Георгия (Конисского) белорусским епископом «греческого неунитского закона». 20 августа 1755 г. состоялась хиротония Георгия Конисского во епископа Белорусского. Чин совершили: Киевский митрополит Тимофей, епископы Ираклий Черниговский и Иоанн Переяславский в Киевском соборе святой Софии. Сам архипастырь рассматривал назначение, учитывая религиозное противостояние в украинско-белорусских землях РП. Во вступительной речи по приезде в епархию он, ссылаясь на пример великих учителей вселенской Церкви – Афанасия Великого, Василия Великого, Иоанна Златоуста, указал на истинное призвание епископа – борьбу с «ересями», подразумевая католическо-униатскую угрозу.

Белорусская епархия (кафедра — г. Могилев) пребывала в крайне бедственном положении, в ней насчитывалось 130 православных храмов. Только, начиная с 1686 года, в унию было отнято 164 церкви и 5 монастырей. Пользуясь государственной поддержкой, католики и униаты занимали православные храмы, церковные и монастырские здания, не позволяли строить новые церкви на погорелых местах и возобновлять обветшавшие. Власти препятствовали духовному образованию православных, запрещая иметь школы и семинарии. Священники на приходах ставились по воле владельцев земель из числа наименее подготовленных, но послушных людей. Возрождение церковной жизни епархии еп. Георгий начал с религиозно-нравственного воспитания духовенства и паствы. В 1757 г. при архиерейском доме была открыта типография, где печатались и рассылались духовенству по минимальной цене необходимые книги. Был издан сокращенный вариант «Катехизиса» Феофана Прокоповича с дополнениями еп. Георгия и разослан приход ским священникам во все церкви епархии при окружной грамоте с архипастырскими наставлениями. При Спасском монастыре были открыты школьные классы, а в 1759 г. Могилевская Духовная Семинария. Для пополнения состава православного духовенства Белорусской епархии еп. Георгий ходатайствует перед Св. Синодом РПЦ о разрешении рукополагать российских подданных украинского происхождения или из пограничной Смоленской провинции и получает одобрение в именном императорском указе от 25 января 1758 г. Одновременно с заботой о духовных ресурсах епархии Владыка большие усилия прилагает на изыскание средств для укрепление ее материальной базы: строительство и ремонт храмов, жалование духовенству, книгоиздательство. Особое место занимает упорядочение епархиальной документации и формирование архива. Для обоснования прав православных перед государственными властями святитель собирает древние королевские грамоты, изучает законодательство Речи Посполитой о правах правоСКРИПТОРИЙ славных, составляет реестр отобранных церквей, что положило начало знаменитому «Архиву Конисского». Документы и копии Архива использовались православными в тяжбах с униатами и католиками. Владыка осуществляет ряд мер канонического порядка и, прежде всего, по вопросам смешанных браков. Епископ много проповедует, уча основам веры, христианской нравственности, покаянию, знакомит со Священным Писанием, пламенным словом очищает паству от грехов суеверия, душевной лености, смело говорит о вредоносной деятельности иезуитских и доминиканских миссионеров. В поисках исторической правды еп. Георгий неоднократно обращается за помощью в Синод РПЦ и Коллегию иностранных дел, информируя обо всех случаях ущемления «исповедников нашего благочестия». Он становится известен в дипломатических и придворных кругах, и с воцарением Екатерины II, приглашенный на ее коронацию в Москву, навсегда попадает в поле зрения императрицы. В 1762 г. в своей блестящей речи в Москве по случаю коронации императрицы он выразил тревогу о горькой судьбе единоверного России православного населения Речи Посполитой и высказал надежду на скорое избавление от «вихрей с Запада», грозящих загасить православный «светильник веры, от дней Владимировых зажженный» на старых землях Древней Руси. Одновременно Речь Георгия Конисского стала манифестом политической лояльности православного духовенства политическому курсу российского правительства. Из Москвы епископ Георгий вместе с двором переезжает в Петербург, где живет до начала 1765 г., работая во благо паствы. На доклад Синода, представлявшего Георгия (Конисского) на освободившуюся псковскую кафедру, императрица Екатерина II наложила резолюцию: «Георгий нужен в Польше, … пусть новых представят». Именно епископ Могилевский способствовал оформлению нового курса российской дипломатии в РП, особенно в «диссидентском вопросе». В 1763 г. от имени всех православных РП еп. Георгий подает челобитную императрице, ставшую официальным основанием для выступления России в защиту Православия в связи с нарушением властями РП «Трактата 1686 г. о вечном мире между Россией и Польшей». Летом 1765 г. под российской охраной Владыка едет в Варшаву для представления новому королю Станиславу Августу Понятовскому и получению от него подтвердительной грамоты на епископскую кафедру. 27 июля он произносит на латыни блестящую речь о тяжелом положении православных и всех некатоликов-«диссидентов», о попрании их прав. Речь была переведена на европейские языки как образец защиты веротерпимости. Три года отстаивает он в Варшаве права православных не только Беларуси, но и Украины, борется за возвращение храмов и монастырей. Георгий подал королю «Мемориал об обидах православным» из 20 пунктов и реестр всех случаев угнетения православных в Речи Посполитой, происшедших за время его епископства с приложением списка церквей, отнятых в унию. «Мемориал» был основан на глубоком знании истории церкви ВКЛ и РП, на свидетельстве исторических документов. На базе архивных материалов, собранных из белорусских и украинских монастырей о положении православных в РП, издает книгу «Права и вольности исповедующих греко-восточную веру в Польше и Литве», которая стала незаменимым юридическим справочником в спорных вопросах между православными и католико-униатами. Практическая ценность книги преосв. Георгия была признана св. Синодом: «Оную книгу для случающихся впредь справок взнесть в список и хранить в канцелярии свят. Синода с Указными книгами, а для удобнейшего чтения перевесть … на российский язык». Принимает деятельное участие в заседаниях сеймов и конференциях диссидентов, разрабатывая статьи о положении православных и «диссидентов», чем способствовал созданию «Трактата вечной дружбы» между Россией и РП от 13 февраля 1768 г., даровавшего диссидентам права, равные с католиками. Активная деятельность преосв. Георгия по защите православных всей Речи Посполитой, его дипломатические действия, решительная поддержка выступлений епископа Могилевского Российским правительством вызвали резкую реакцию со стороны католической партии и ее воздействие на волю короля. Разуверившись в обещанном содействии короля, не веря в способность сеймов Речи Посполитой разрешить критическую политическую ситуацию, Владыка Георгий принимает активное участие в работе Слуцкой диссидентской конфедерации 1767 г., созданной для уравнения прав православного населения Речи Посполитой, взяв на себя рассмотрение жалоб православных. Идейным знаменем общего движения епископ Белорусский считал веротерпимость и, в религиозном противостоянии раздиравшем Речь Посполитую накануне и во время разделов, выступал ее последовательным защитником. Покровительства епископа Георгия искали как протестанты, так и польские крещеные евреи, желавшие перейти в Православие. После декларации решений сейма о диссидентах 1768 г. Георгий Конисский становится членом смешанного суда, созданного для разбирательства религиозных споров между католиками и «диссидентами». За время столь тяжелой борьбы с врагами Православия, или, по его выражению, «волками», епископ Белорусский дважды едва не был убит: в 1759 г. в Орше, в Кутеинском мон-ре, в 1760 г. в Могилеве, в архиерейском доме. В связи с выступлением католической Барской конфедерации польской шляхты против короля Станислава Августа и постановлений сейма «о диссидентах», резким обострением обстановки еп. Георгий был вынужден бежать из Речи Посполитой в Смоленск. В изгнании (1768-1772) он не оставляет опекой свою паству, посылая письма и наставления. В соавторстве с епископом Смоленским Парфением составляет практическое пособие для священников «О должностях пресвитеров приходских» по вопросам литургики, проповеди и пастырского богословия (переведено на англ. язык), пишет статью-ответ на «Письмо г. Вольтера к учителям Церкви и богословам», твердо противостоя модному вольтерьянству, безбожию и аморальности своего века.

Теплова Валентина Анатольевна, профессор кафедры церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии, кандидат исторических наук, доцент БГУ.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи в третий номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.