«Посреди церкви воспою Тебя»

«Возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя» (Евр. 2, 12). Каждый православный христианин знает, что в Последовании ко Святому Причащению после обычного начала следуют три псалма: 22, 23 и 115. Однако почему Церковь поставила именно эти псалмы перед каноном и каков их смысл знают не все. Давайте постараемся вместе разобраться. Рассмотрим каждый из этих псалмов в отдельности.

Ни надписание (которое свойственно многим другим псалмам: Псалом Давида, Начальнику хора и проч.), ни содержание 22-го псалма не дают ясного указания на время и случай его написания. Отцы Церкви считают, что этот псалом составлен пророком Давидом как благодарственная песнь от лица язычников, хотящих обратиться к Богу.

Пс. 22:1 Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться. Это сравнение естественно для Давида, потому что он сам был пастухом до своего воцарения над Израилем. Вообще, образ пастуха довольно часто встречается в Библии. Например, пророк Исаия уподобляет Пастырю грядущего Мессию (Ис. 40:11), Сам Спаситель отождествляет Себя с «добрым Пастырем» (Ин. 10:14), в Первом послании Петра, Христос назван «Пастыреначальником» (1Пет. 5-4) и др. Псалмопевец осознает, что, имея такого Пастыря, он ни в чем не будет нуждаться.

Пс. 22:2 Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим. Господь поселил меня не на сухом, бесплодном месте, а на «злачных пажитях» – лугах, изобильных всякой растительностью, на которые пастухи выгоняют свои стада. И как добрый Пастырь, избирает для них такие удобные пажити, которые расположены у тихой воды, не бурно текущей, образовывающиеся от сильных дождей, которые потом быстро высыхают, а источники непересыхающие, всегда текущие и доставляющие воду. Прот. Григорий Разумовский отмечает, «что под «злачными пажитями» отцы Церкви понимают святейшую Евхаристию, а также – научение в Слове Божием. Равным образом и под «водою тихою»: а) воду крещения б) духовную благодать Божию».

Пс. 22:3 Подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Различными жизненными обстоятельствами и откровениями свыше Господь направляет своих чад на праведный путь. «Делает все это Он не ради человеческих заслуг и дел, но по единому Своему благоволению имени ради Своего, чтобы мы прославляли всесвятое имя Его», – говорит преп. Амвросий Оптинский.

Пс. 22:4 Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня. Даже в самых тяжелых жизненных обстоятельствах, в «долине смертной тени» (долина, полная опасностей для жизни от возможных нападений врагов), человек не должен бояться, потому что Господь находится рядом с ним и сохранит его от опасностей и бед. «Жезл и посох» — это орудия пастыря, которыми он отгоняет хищных зверей. Как пастух оберегает овец посохом, так и Господь оберегает каждого христианина Своей Божественной благодатью. По толкованию отцов Церкви, жезл и палица прообразуют здесь Крест Христов, который служит для верующих спасительнейшим средством для защиты от врагов видимых и невидимых.

Пс. 22:5 Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена. Слова эти прямо указывают на Таинство Евхаристии. Трапеза, елей, чаша. Да еще и враги, на виду которых стоит накрытый стол (трапеза), но к которому они не смеют приблизиться. «Что это, как не указание на таинственную и спасительную Пищу, которую дает нам Христос, говоря: «Примите. Ядите. Сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов». И кто еще «враги», как не бесы, желающие нашей погибели и бессильные против милости Божией, которую они видят, но не принимают», — говорит прот. Андрей Ткачев. «Умастил елеем голову» означает, благодаря посланной помощи Божией, испытывать радостное настроение, внешним знаком чего на Востоке являлось помазание елеем головы.

Пс. 22:6 Так, благость и милость [Твоя] да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни. Псалом оканчивается уверенностью в том, что милость Божия не отступит от человека, будет следовать за ним на протяжении всей его жизни, после которой он наследует новую землю, поселится в доме Господнем, в Царстве Отца Небесного во веки веков.

Псалом 23-ий надписывается, как Псалом Давида «во едину от суббот», по-русски «в первый день недели». Дополнение к надписанию – «в первый день недели» указывает на время богослужебного исполнения псалма в первый день, начинающий неделю, что соответствует нашему воскресению, т.к. неделя заканчивается у евреев субботой. Т.е. это воскресный псалом

Пс. 23:1-2 Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней, ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее. Из этих стихов мы видим, что мир не самобытен, он – Божие творение и Его собственность. «Господь не только Творец земли и вселенной, но Он же есть и Единственный Верховный Промыслитель всего Им сотворенного», — подчеркивает прот. Григорий Разумовский. Каждому православному христианину вменяется в обязанность духовное и нравственное возрастание, которое можно сравнить с восхождением по лестнице снизу вверх. Но идут так не все. Порой поднимающихся вверх так мало, что хочется спросить вместе с апостолами: «Кто же может спастись?». Вот и псалом спрашивает:

Пс. 23:3 Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? И далее Псалмопевец перечисляет необходимые нравственные качества для восходящего.

Пс. 23:4-6 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно [ближнему своему], — тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего. Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова! Отметим здесь, что человек, который имеет жажду Богообщения, должен иметь неповинные руки (не делать ничего плохого, греховного), чистое сердце (беречь свое сердце от скверных мыслей и желаний), нелицемерное благочестие (честно и добросовестно относиться к ближним, не давать ложных клятв, искренно исполнять заповеди Божии). Обладатель перечисленных качеств должен ходить в присутствии Божием постоянно. Ведь, по сути, это краткое описание святости, а святость людей – это причастие к Богу, как источнику святыни. Все Божественное Писание говорит нам о Мессии-Христе, и Церковь совершенно справедливо поет на Божественной Литургии: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца». «Поэтому, – говорит отец Андрей Ткачев, – этот псалом не только зовет нас к совершенству, но и возвещает о Том, Кто во веки совершен. Речь об Иисусе, Сыне Божием и Сыне Девы. Главный Его труд, ради которого все: и Воплощение, и чудеса, и проповедь, это – сокрушение адской державы через Свою смерть и воскресение».

Пс. 23, 7:10 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы. По объяснению святых отцов (свт. Афанасия Великого, блж. Иеронима, блж. Феодорита), в последних стихах псалма заключается пророчество о вознесении Господа Иисуса Христа на небо в присутствии горних Сил – Архангелов и Ангелов. Именно они названы здесь «князьями» торжествующей Церкви, они отверзают Ему врата и уготовляют Ему шествие в горний мир.

Псалом 115-ый, надписывается словом Аллилуйя («хвалите Бога»), по-еврейски «халлелу – Йаг», по его тесной связи с предшествующим, 114-м псалмом, его так же можно назвать благодарственной песнью Богу.

Пс. 115, 1:2 Я веровал, и потому говорил: я сильно сокрушен. Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь. Прежде всего, Псалмопевец говорит о твердости своей веры, которая заставляет его смело высказывать свои мысли. «Получив от Бога предведение о том, что он будет благоугождать Ему, пророк очень смирился, считая себя недостойным такого великого дара и боясь, чтобы не возгордиться и не потерять столь великий дар», – говорит прот. Григорий Разумовский. «В опрометчивости» следует понимать как «в исступлении», в тяжелых обстоятельствах своей жизни, когда вокруг были только противодействия и обман со стороны людей, автор псалма сказал, что «всякий человек ложь», это означает то, что надежда на помощь человека обманчива. Но с пришествием в мир Христа, уже не всякий человек ложь, есть возможность перейти от смерти к жизни и жить по заповедям Божиим. Далее мы видим, что Псалмопевец осознал, что в бедственных обстоятельствах только сердечная молитва к Богу может принести помощь. Поэтому в 3-м стихе он восклицает: Пс. 115:3 Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?

Пс.115:4 Чашу спасения прииму и имя Господне призову. Как и в 22-м псалме, где говорится «чаша моя преисполнена», мы получаем указание на Чашу Нового Завета. Прот. Андрей Ткачев замечает, что этот псалом пелся непосредственно после Тайной Вечери, на которой Господь, «взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мк. 14: 23-24). Когда мы прочитаем этот псалом, держа в уме Господа нашего Иисуса Христа, Который идет на искупительную смерть, тогда все слова псалма обретут совершенно новый смысл.

Пс.115:5 Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его. За великие милости Божии мне, Псалмопевец готов хвалить и исповедовать Господа не в каком-либо темном и потаенном месте, но в храме, при всенародном собрании, даже в присутствии самих врагов, которые в любой момент могут убить его. Потому что он твердо уверен, что смерть людей, пострадавших за исповедание имени Господа, честна и драгоценна. Пс. 115:6 Дорога в очах Господних смерть святых Его!

Пс. 115:7-10 О, Господи! я раб Твой, я раб Твой и сын рабы Твоей; Ты разрешил узы мои. Тебе принесу жертву хвалы, и имя Господне призову. Обеты (молитвы) мои воздам Господу пред всем народом Его, во дворах дома Господня, посреди тебя, Иерусалим! Аллилуия. Здесь Псалмопевец два раза называет себя рабом, показывая, что делает это с удовольствием, и, по словам Златоуста, открывает и исповедует это без всякого стыда, кроме того, имеет в виду не общее рабство, но такое, которое соединено с великою расположенностью и любовью. Под узами пророк понимает узы греха, или узы скорби и печали. Прот. Григорий Разумовский замечает, что автор псалма как бы говорит: «Тебе, а не идолам и не тем мерзким богам, которым служат сыны века сего, т.е. мамоне и чреву, почестям и богатству, я буду приносить жертву хвалы и имя Господа моего, Который един есть истинный Бог». Далее пророк говорит, что исполнит обеты (молитвы), всенародно, приняв участие в богослужении. Провозглашением хвалы (Аллилуйя) псалом и завершается.

Узнав смысл псалмов, можно с уверенностью сказать, что они вставлены Церковью в Последование ко Святому Причащению, потому что в центре их находится образ таинственной трапезы, которую предлагает Пастырь-Господь. Трапеза эта для нас – Тело и Кровь Господа, Евхаристическая Чаша, Чаша спасения. Для готовящихся ко Причащению важным в восприятии этих псалмов должно быть представление о царстве святыни, в которое должен вступить лично каждый, дерзая на принятие Святых Христовых Таин. «Это требует от нас нравственного совершенствования, и поскольку нравственное назидание ювелирно соединено с откровением Святых Тайн, мы читаем эти псалмы перед Святым Причастием», — делает вывод отец Андрей Ткачев.

Бакалавр богословия Кирко Артемий

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.