Ростовщичество

Экономика является кровеносной системой любого современного государства. Она обеспечивает стабильное функционирование, рост и развитие государств. Глобальная экономика позволяет разным государствам, находящимся в разных частях планеты, контактировать друг с другом.

Само слово «экономика» с греческого переводится как «домостроительство». Исходя из этого определения, экономика должна представлять собой благую и в высшей степени полезную деятельность. И все институты, вовлеченные в экономику, должны служить на благо всего человечества. Но к современной экономике больше подойдет определение «хрематистика». Это определение было впервые введено Аристотелем. Хрематистика – это искусство накопления богатства. Она рассматривает богатство как самоцель. Если посмотреть на спекуляции на товарных рынках, финансовые пирамиды, развитие рынков ценных бумаг и игры на фондовых биржах, то целью этих мероприятий как раз и является накопление богатств. И все это является порождением современной экономики, а точнее сказать, хрематистики (термин, которым Аристотель обозначал науку об обогащении, искусство накапливать деньги и имущество, накопление богатства как самоцель, как сверхзадача, как поклонение прибыли). Само отношение к деньгам с течением истории сильно менялось. Раньше деньги были средством обмена, которые обменивались на различные товары. А сейчас деньги стали целью. Общество заражено «жаждой денег», «жаждой наживы». Средства массовой информации всячески разжигают и стимулируют это состояние. Для отдельных людей деньги стали богом, у них вся жизнь крутится вокруг финансовой прибыли и даже можно сказать о возникновении для таких людей новой религии – религии денег.

Будет интересно вспомнить, как уже в 90-x годах детям показывали мультсериал «Утиные истории», где показана безрассудная любовь главного персонажа Скруджа Макдака к деньгам, а основным событием многих эпизодов явлалась его попытка сохранить или приумножить свое богатство.

История денег и денежного обращения показывают, что банкиры всегда были очень изобретательны в приумножении своих денежных капиталов. В настоящее время только благодаря вмешательству государства и установлению с его стороны контроля и регулирования мы имеем возможность пользоваться банковской системой без опаски влезть в неподьемный долг и расстаться не только с имуществом, но и жизнью. Ведь самый главный инструмент, с помощью которого банкиры подчиняли себе не только простых людей, но и целые государства – ссудный процент или попросту ростовщичество. Было оно известно еще в Древнем Вавилоне. В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона есть такое определение: «ростовщичество можно понимать в узком и широком смысле слова. В первом смысле под ростовщичеством разумеется извлечение чрезмерной выгоды из денежной ссуды путем эксплуатации затруднительного положения должника, во втором — вообще всякая договорная сделка, при которой происходит несоразмерное оказываемой услуге обогащение вследствие нужды или стесненного положения другой стороны». Отношение к ростовщичеству на протяжении истории очень менялось. Сначала было полное неприятие обществом практики взимания процентов. Это отражалось в религиозно-нравственных и юридических нормах. Контроль за соблюдением этих норм осуществлялся со стороны церкви и светских властей. В этот период ростовщичество было под запретом, а нарушение его строго каралось. Потом был период, когда, при формальном сохранении запретов на взимание процентов, со стороны церкви и властей не было строгого надзора. Сказать к слову, этот контроль был ослаблен не без помощи ростовщиков. Сейчас произошло снятие запрета на ростовщичество, при установлении ограничений на максимальную величину процента.

До возникновения христианства запреты на ростовщичество находили свое обоснование в Ветхом Завете, а также в работах Аристотеля и ряда других мыслителей и государственных деятелей Древней Греции и Древнего Рима.

В Ветхом Завете запрет на взимание процентов не был абсолютным. Он распространялся лишь на взаимоотношения среди «своих», в то же время взимание процентов с «чужих» не возбранялось и даже поощрялось: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею» (Втор. 23:19).

В предхристианскую эпоху главным противником ростовщичества был Аристотель. Даже христианские авторы в своих трудах по борьбе с ростовщичеством часто вспоминали слова: «С полным основанием вызывает ненависть ростовщичество, так как оно делает сами денежные знаки предметом собственности, которые, таким образом, утрачивают то своё назначение, ради которого они были созданы: ведь они возникли ради меновой торговли, взимание же процентов ведёт именно к росту денег… как дети походят на своих родителей, так и проценты являются денежными знаками, происшедшими от денежных же знаков. Этот род наживы оказывается по преимуществу противным природе».

В христианстве запрет на ростовщичество базируется на церковных канонах, принятых на Вселенских Соборах, а те, в свою очередь, базируются на Священном Писании, в том числе Нового Завета. В Евангелии от Луки говорится: «…и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего» (Лк. 6:35). Тут воспроизводятся нормы Ветхого Завета, но уже абсолютные. Они не содержат двойной морали, нет разделения «свой-чужой». Святые Отцы раннего христианства достаточно часто выступали с обличением ростовщичества, как наиболее изощренной формы сребролюбия.

Вернемся к нашему времени. На сегодня все деньги являются кредитными. Кредитные деньги – величайшее изобретение ростовщиков нового времени. Оно позволяет банкирам делать деньги «из воздуха» и одновременно загонять все общество в долговую петлю и управлять им. Деньги выпускаются центральными банками в виде банкнот. Для банка банкнота представляет собой обязательство, а для ее держателя – требование к банку погасить свое обязательство. Первоначально банк обменивал банкноту на золото, которое имелось у него в запасе. Сегодня банкноты нигде в мире не обмениваются на золото, они превратились в неразменные бумажные деньги. Сейчас деньги выпускаются под долговые обязательства других субъектов (облигации казначейства, коммерческие векселя, валюта), т. е. их создание сопровождается увеличением различных долгов в экономике.

Деньги образуются за счет наращивания долга всех членов общества: предпринимателей, частных лиц, государств. Если говорить о государстве, то оно сегодня становится важнейшим должником, который выпускает облигации, а под эти облигации центральные банки выпускают законные платежные средства – банкноты. Именно таким образом организованна эмиссия, т. е. создание «настоящих денег» в развитых странах. Все члены общества, как налогоплательщики, помимо их воли и желания становятся должниками ростовщиков. С каждым годом растут расходы на обслуживание государственного долга. В некоторых государствах эти расходы составляют половину и даже более от государственного бюджета.

Заимствованные деньги рано или поздно нужно отдавать. Это значит, что в какой-то момент времени отток денег из «экономики» в сейфы ростовщиков превысит приток денег от ростовщиков в «экономику». Вот тут и получается кризис «перепроизводства» — это когда платежеспособный спрос окажется меньше стоимости производства товаров, то есть все в магазинах будет, но купить мы ничего не сможем.

Потребительские кредиты и иные способы «кредитного стимулирования» потребления – не только технические операции банков, это их важнейшая «духовная» миссия по насаждению «религии денег».

Как известно из Священного Писания, человек создан «по образу» и «подобию» Бога (Быт. 1:26). Первое и важнейшее свойство Бога – способность творить. Чтобы человеку иметь «образ» и «подобие» Бога, надо быть творцом. Человек же из творца превратился в потребителя и тем самым утратил «образ» и «подобие» Бога.

Быковский Андрей (МинДС, 1 курс)

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.