Урок столетия от святителя Тихона

Многовековая история православной Российской империи завершилась ее разрушением в 1917 году. Гражданская война, многомилионные жертвы, уничтожение Православной Церкви – таков был финал длительного кризиса российского общества. Однако великим Божиим утешением для православного народа стало восстановление в Русской Церкви патриаршества и избрание Патриархом Московским и Всероссийским митрополита Тихона (Беллавина).

Святитель Божий Тихон очень четко представлял себе причины событий 1917-го и последующих годов. Какой же «урок столетия» преподносит нам этот великий учитель Церкви?

Его путь к епископскому служению был достаточно традиционным. Василий Беллавин родился в 1865 году в семье потомственного священника в Псковской губернии. Окончил Псковскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию, где среди студентов имел неслучайное прозвище «Патриарх». Кандидат богословия Василий Беллавин был назначен преподавателем Псковской духовной семинарии, где в 1891 году он принял монашеский постриг с именем Тихон и вскоре был рукоположен в сан иеродиакона и затем иеромонаха.

Семь лет своей жизни святитель Тихон провел на западных рубежах России, на территории современной ИСТОРИЯ Польши, где был ректором Холмской духовной семинарии и затем – епископом Люблинским, викарием Холмско-Варшавской епархии.

С 1898 по 1907 годы епископ Тихон возглавлял православную церковную жизнь в Северной Америке, где его трудами существенно увеличилось количество приходов, были построены новые храмы, открыта духовная семинария.

С 1907 по 1914 годы он возглавляет Ярославскую епархию, а с 1914 по 1917 годы несет служение архиепископа Виленского и Литовского. В состав Литовской епархии тогда входили и некоторые районы северной части современной Гродненской области Республики Беларусь.

19 июня 1917 года на Съезде духовенства и мирян Московской епархии в результате тайного голосования митрополитом Московским был избран архиепископ Тихон, находившийся в это время в Москве в эвакуации. На праздник Успения Пресвятой Богородицы 15(28) августа 1917 году в Москве начал работу Священный Собор Православной Российской Церкви. После принятие решения о восстановлении Патриаршества, в результате многоступенчатой процедуры выборов 3(18) ноября 1917 года митрополит Тихон был избран Патриархом Московским и Всероссийским. Вступив на патриарший престол, святитель Тихон в особом послании сразу дал оценку происходящим событиям: «В годину гнева Божия, в дни многоскорбные и многотрудные, вступили мы на древнее место патриаршее. Испытание изнурительной войной и гибельная смута терзают Родину нашу, скорби и от нашествия иноплеменник и междоусобной брани. Но всего губительнее снедающая сердца смута духовная. Затемнилось в совести народной христианские начала строительства государственного и общественного, ослабела и самая вера, неистовствует безбожный дух мира сего…. От небрежения чад своих, от хладности сердец страждет наша Святая Церковь, а с нею страждет и наша Российская держава».

Перед началом нового, 1918 года, святитель Тихона ставит еще один диагноз своему страдающему Отечеству: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие его, напрасно рано встают и поздно просиживают (Пс. 125: 1-2). Это исполнилось в древности на вавилонских строителях. Сбывается днесь и воочию нашею. И наши строители желают сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир, и даже народы гораздо более нас культурные… Вместо так еще недавно великой, могучей, страшной врагам и сильной России они сделали из нее одно жалкое имя, пустое место, разбив ее на части, пожирающие в междоусобной войне одна другую…. И вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится ныне Русское государство. Разве слышали мы из уст наших правителей святое имя Господне в наших многочисленных советах, парламентах, предпарламентах? Нет. Они полагаются только на свои силы, желают сделать имя себе, а не так, как наши благочестивые предки, которые не себе, а имени Господню воздавали славу…. Забыли мы Господа! Бросились за новым счастьем, стали бегать за обманчивыми тенями, прильнули к земле, хлебу, к деньгам, упились вином свободы, — и так, чтобы всего этого достать как можно больше, взяли именно себе, чтобы другим не оставалось… Церковь осуждает такое наше строительство, и мы решительно предупреждаем, что успеха у нас не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге, без Которого ничего доброго не может быть сделано (Ин. 15:5), пока не обратимся к Нему всем сердцем и всем помышлением своим (Мф. 22:37)».

«Ныне совершается над Отечеством нашим суд Божий, и суд начинается с дому Божия», — грозно обращается Патриарх к членам Священного Синода и Высшего Церковного Совета в феврале 1918 года.

«Еще продолжается на Руси эта страшная и томительная ночь, и не видно в ней радостного рассвета. Изнемогает наша родина в тяжких муках, и нет врача, исцеляющего ее. Где же причина этой длительной болезни, повергающей одних в уныние, других в отчаяние? Вопросите вашу православную совесть, и в ней найдете ответ на этот мучительный вопрос. Грех, тяготеющий над нами, — скажет она вам, — вот сокровенный корень нашей болезни, вот источник всех наших бед и злоключений. Грех растлил нашу землю, расслабил духовную и телесную мощь русских людей. Грех сделал то, что Господь, по слову пророка, отнял у нас и посох, и трость, и всякое подкрепление хлебом, храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливого, и старца (Ис. 3:1-2)… Из того же ядовитого источника греха вышел великий соблазн чувственных земных благ, которыми и прельстился наш народ, забыв об едином на потребу… Мы захотели создать рай на земле, но без Бога и Его святых заветов. Бог же поругаем не бывает. И вот мы алчем, жаждем и наготуем на земле, благословенной обильными дарами природы, и печать проклятия легла на самый народный труд и на все начинания рук наших».

Что делать?

«Верим, что как быстро и детски доверчиво было падение народа русского, развращаемого много лет несвойственной нашей христианской стране жизнью и учениями, так же пламенно и чисто будет раскаяние его, и никто не будет так любезен сердцу народному, как пастырь родной его Матери Церкви, вызволивши его из египетского зла».

В послании, оплакивавшем закрытие Троице-Сергиевой лавры, Патриарх отмечал: «Наш знаменитый историк Ключевский, говоря о преподобном Сергии и о значении его и основанной им Лавры, предвещал: «Ворота Лавры преподобного затворятся, и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим без остатка весь духовный нравственный запас, завещанный нам нашими великими строителями Земли Русской, как преподобный Сергий». Ныне закрываются ворота Лавры и гаснут в ней лампады. Что же? Разве мы уже не растратили внешнее свое достояние и остались при одном холоде и голоде? Мы только носим имя, что живы, а на самом деле уже мертвы. Уже близится грозное время, и, если не покаемся мы, отнимется от нас виноградник Царствия Божия и предастся другим делателям, которые будут давать плоды в свое время. Да не будет сего с нами. Очистим же сердце наше покаянием и молитвами и будем молить Преподобного, дабы не покидал он лавры Своей…

С 19 апреля 1922 по 25 июня 1923 года Патриарх находился в заключении, а на Благовещенье 1925 г. скончался в возрасте 60 лет. Патриарх Тихон был прославлен в лике святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 1989 году.

Святитель Тихон ясным духовным зрением видел причину разрушения православной державы. Грех, забвение Бога, нечистота жизни – это явления, несовместимые с жизнью. Урок столетней давности – для нашей сегодняшней жизни. Кто хочет жить – сделает правильный выбор.

протодиакон Павел Бубнов, кандидат богословия, преподаватель МинДС.

 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.