Большая любовь

«Я люблю тебя больше всех на свете….».

Как же часто звучит эта фраза! В фильмах, сериалах и романах, на школьном дворе и в университетских коридорах, и наконец, на свадебном торжестве. На первый взгляд кажется, что за таким признанием последует долгая счастливая жизнь вместе. Однако 50% браков в Республике Беларусь оканчиваются разводом и диаметрально противоположными признаниями. Как же так? Как большая любовь превращается в жуткую ненависть? Можно ли сохранить большую любовь и сделать ее долговечной? А можно ли любить человека больше всех на свете?

Я знаю немало людей, которых очень возмущают следующие слова Господа Иисуса Христа: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19,29). Это что же такое? Как это называется? Просто нет слов! — негодуют такие «ревнители» семейных ценностей. Но на самом деле, что же это такое? К чему здесь призывает нас Господь?

Для того чтобы понять этот призыв нам нужно понять сущность понятия «любовь». Как сегодня, так и во времена Христа, некоторым людям было трудно прочитать, понять и усвоить всю Библию, все заповеди ветхозаветного закона. И вот один молодой человек как-то спросил Господа: «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?». «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22,36-40).

Итак, самая большая, самая главная и самая важная заповедь всей Библии — любить Бога. А как Его любить? — Всем сердцем, всей душой, всем разумом — или, говоря современным языком, всем своим существом, и, конечно же, больше всех и всего на свете! Давайте подумаем: а если я люблю больше всего на свете свою жену, своих детей или родителей — я исполняю или нарушаю эту заповедь №1 ???

Да, любовь — трудная штука. Но Священное Писание и церковная традиция помогают нам разобраться в этом и увидеть, что все здесь, на самом деле очень просто. Заповеди Божии — это путь к достижению нашего счастья. Безбожие = несчастье. Господь учит нас правильной и долговечной любви. Эта любовь многогранна.

Любовь №1 — любить Бога всем своим существом больше всего на свете. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14,15) — поясняет для нас, не знающих, что такое любить Бога, сам Господь. Любящий Бога и исполняющий Его заповеди и сам принимает и видит великую любовь Божию к себе и ко всему миру.

Любовь №2. Любить других людей (жену, мужа, детей, родителей, родственников, соседей, коллег, знакомых, друзей, незнакомых людей) как самого себя. Все мы прекрасно умеем любить себя. Вот теперь это умение нужно использовать по отношению к другим. Как любить ближнего? — Проявлять заботу, внимание, участие, принимать интересы, нужды, проблемы другого как свои собственные. Относится к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

Любовь к Богу стоит на первом месте. Это основание качества и долговечности нашей любви к другим людям, в первую очередь, супружеской любви. «Я люблю Бога всем своим существом, и я люблю тебя, свою половинку, как себя» — так верно будет думать, говорить, действовать.

Если мы стремимся любить Бога всем своим существом, тогда Господь Сам непостижимо учит нас совершенной любви. А значит, чем больше мы любим Бога, тем больше мы любим свою половинку. Любовь, которой учит нас Господь гораздо сильнее, чем любые наши «сильные чувства». Божья любовь в человеке — это желание служить и заботиться о второй половинке независимо от своих переменчивых чувств.

Христианин исповедует, что любовь к Богу выше и важнее, чем любовь к супруге/супругу, и, да, если это потребуется, христианин готов «оставить жену» ради Бога. При каких обстоятельствах это возможно — тема для отдельного разговора. Однако отнюдь не это является сегодня причиной распада половины всех браков.

Я люблю Бога больше, чем жену. Хуже ли от этого моей жене, и, в целом, нашей семье? Представим стандартную ситуацию. У меня на работе появляется новая сотрудница — молодая, симпатичная, общительная. Мы работаем с ней рука об руку, у нас — полное взаимопонимание и… незаметно рождается взаимная симпатия. Но я люблю Бога, что значит — живу по Его слову. А Он говорит — «Не прелюбодействуй», что значит буквально не «пере-люби», т.е. не промахнись со своей «любовью», любя не так как нужно и не того, кого нужно. Более того, «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5,28). Если я в данной ситуации ясно вижу, что в моем сердце начинает рождаться грех, я всем существом своим обращаюсь с молитвой и покаянием к Богу и делаю все возможное к устранению условий, способствовавших возникновению этих «чувств». Я прошусь в другой отдел, на другое место, наконец, на другую работу. Я делаю это ради Бога, Которого люблю всем существом, и Который скорбит о грешнике, и я делаю это ради своей супруги, которую люблю и которой верен. Господь помогает мне в моей слабости, укрепляет мою немощь, попускает мне испытание, выйдя из которого, я буду больше любить свою половинку.

А если я люблю свою жену больше всего на свете? Но вчера я с ней поссорился из-за беспорядка в квартире, да и маленький сынок всю ночь плакал. А тут — понимающая коллега без претензий и бытовых проблем, всегда в хорошем настроении… Какой же уважающий себя человек не придерживается принципа «как ты ко мне, так и я к тебе»? В какой-то момент я начинаю «понимать», что прицел моей «любви» переносится на другой объект, с которым связаны более приятные для меня впечатления и «чувства». «Любить» коллегу мне не мешают никакие заповеди, ведь я не знаю Бога, не люблю Его… И вот я уже «люблю» больше всего на свете другую. А жену? — Разлюбил… Прошли чувства… Все кончено… Развод.

Любить Бога больше, чем свою вторую половинку — вот рецепт качества и долговечности любви между супругами, пусть звучит это парадоксально и противоречиво. Только с Богом хорошие человеческие чувства становятся по-настоящему хорошими и долговечными.

Любовь между супругами — это ежедневный труд прощения, уступок, снисхождения, признания собственной неправоты. Господь попускает случаться в семейной жизни предсказуемым конфликтам, чтобы мы учились любить совершенной, Божьей любовью. Об этом говорит святитель Григорий Богослов: «Брак есть ключ, открывающий дверь к совершенной любви».

Мужчине и женщине, которые решили связать свою жизнь таинством Брака, с первой минуты после принятия этого решения, нужно молиться Богу, чтобы Он научил нас Своей любви, Он умножил в нас любовь, он укрепил нашу непостоянную и недолговечную человеческую любовь Своим божественным всемогуществом.

Господи, научи нас Твоей любви! Господи, даруй нам, грешным, любовь совершенную!

Протодиакон Павел Бубнов,

кандидат богословия,

преподаватель МинДС.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.