«Хвалить буду Господа всю жизнь мою…» 

«Влюбленным свойственно петь», — говорил блаженный Августин. Эту мысль до и после него высказывали многие. В огромном море человеческих песен есть песни, посвященные Богу. В них горечь утраты или перенесенные несправедливости, в них радость избавления от опасностей или благодарность за услышанную просьбу, в них просто хвала за то, что Бог есть, Он велик и с Ним хорошо. Такие песни мы называем псалмами.

Псалтирь — это удивительная Божия книга. Эта единственная книга Ветхого Завета, которая вошла полностью в богослужение Православной Церкви. Полюбилась, читается непрестанно в монастырях и домах. Наше вечернее богослужение начинается 103-им псалмом, который называется еще предначинательным. Он посвящен прославлению великолепия тварного мира и величию Творца. Псалом был составлен царем Давидом, о чем свидетельствует его надписание «Псалом Давида о сотворении мира».

Пс. 103:1 Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием; Здесь пророк призывает всякую душу к прославлению Господа. Прот. Григорий Разумовский отмечает: «Слава и величие Божие не могут ни увеличиться, ни уменьшиться от того, будем мы или не будем прославлять Его, но они увеличиваются для нас самих по мере нашего разумения и благоговейного отношения к сим великим и чудным свойствам Существа Божия».

Пс. 103:2 Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер; Ты, Господи, — продолжает Давид — весьма возвеличился, потому что свет, является для тебя одеждой. И Святая Церковь прославляет в своем богослужении это Божественное свойство Господа: «Одеяйся светом яко ризою, к Тебе утренюю и Тебе зову: душу мою просвети омраченную, Христе, яко един Благоутробен» (Октоих. Глас 5-й. Неделя. Утро. Канон. Песнь 5-я, ирмос). Как человеку не трудно поставить палатку, так для Бога легко раскинуть небо как шатер над всей землей.

Пс. 103:3 Устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра. «Ты обитаешь над водами («горние чертоги» — верхняя комната, самая почетная в еврейских домах); управляешь облаками, по которым ходишь (древние в тучах видели образ явления Бога), как и по ветрам так, как человек по земле», — объясняет этот стих А.П. Лопухин.

Пс.103:4 Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий. Давид показал, что Господь — Создатель не только видимого мира, но и невидимого. Если перевести этот стих с еврейского языка, то он будет читаться так: «Ты творишь ангелов, Своих духами, служителей Своих пылающим огнем». Так объясняет это место прот. Григорий Разумовский: «Господь Бог делает святых ангелов Своих для исполнения воли Своей такими легкими и скороподвижными, как дух, или ветер, и служителей Своих (тех же ангелов) столь светоносными и сильными, как пламя огня».

Пс.103:5 Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки. Господь при сотворении мира, установил землю на таком твердом основании, что существуя многие тысячелетия, она не поколеблется и не сдвинется со своего основания, которое указано ей Создателем. В чем заключается эта устойчивость? Свт. Иоанн Златоуст говорит, что «в силе Создателя». «В руке Его все концы земли» (Пс. 94,4). Об этом повелении Господамы слышим в церковном песнопении: «Водрузивый на ничесомже землю повелением Твоим и повесивый неодержимо тяготеющую» (Октоих. Глас 5-й. Вторник, на повечерии. Канон. Песнь 3, ирмос).

Пс.103:6 Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды. Бездной (греч., лат. abyssus) псалмопевец называет большое количество воды, которая окружает землю и которая представляется ему служащей для земли вместо одежды. Священник Даниил Сысоев считает, что здесь говорится о потопе.

Пс.103:7 От запрещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят; Свт. Афанасий Александрийский при объяснении этого стиха говорит: «Воды, повинуясь Твоему запрещению, во время бури бушуют, но боятся преступить пределы, им назначенные, приблизившись к берегу, как бы в страхе отступают, бегут назад». Воды знают, за какой предел они не должны переходить. «Этот предел положен в самой природе стихий», — подчеркивает прот. Георгий Разумовский. «Как мы боимся грома, так боится положенного предела море», — замечает блж. Феодорит Кирский. Священник Даниил Сысоев говорит, что в этом стихе описывается уход вод [потопа] с земли.

Пс.103:8 Восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них. Горы появились на высоких местах, а долины и поля открылись на низких местах, но и те и другие стали на том месте, которое Бог назначил для них. Священник Даниил Сысоев обращает внимание на то, что этот стих показывает причину ухода вод потопа.

Пс.103:9 Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю. Здесь пророк говорит, что ни горы, ни море не перейдут за пределы, которые Господь им назначил. Священник Даниил Сысоев заканчивает свою мысль и сообщает, что в этом стихе указывается на то, что водный Потоп не повторится.

Пс.103:10-13 Ты послал источники в долины: между горами текут, поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою. При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос. Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Далее Псалмопевец говорит: «Ты, Господи провел водные источники по долинам; между горами текут воды, которые поят всех живущих там зверей и дикие ослы утоляют из них свою жажду.» Последние были многочисленны на Востоке и любили жить среди гор. Около водных источников появились и деревья, на которых гнездятся птицы и из среды ветвей оживляют своим пением все горы и долины. Господь посылает дожди на разные места земли и даже на самые высокие горы. Зачем дожди льют на горы? Свт. Иоанн Златоуст говорит, что и они нуждаются в дожде, потому что на них растет трава и деревья.

Пс.103:14-15 Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу, и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека. «Дождем насыщается земля и наполняется изобилием злаков, травы и всякого рода плодов, которые употребляются в пищу и служат на пользу не только человека и животных», — объясняет прот. Григорий Разумовский. Земля производит хлеб, вино и елей – ценные блага для человека: хлеб насыщает, укрепляет здоровье и силы, вино веселит сердце, а елеем умащают кожу лица и других частей тела, как кремом.

Пс.103:16-18 Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил; на них гнездятся птицы: ели — жилище аисту, высокие горы — сернам; каменные утесы — убежище зайцам. Все деревья на земле, как и все творения Божии, получили свое начало от Бога, по Его творческому повелению. «Кедры Ливанские — деревья особой породы, высокие, крепкие и многоветвистые деревья, растущие в горах Ливанских, в северных пределах Палестины, на границе между Иудеей и Сирией», — поясняет прот. Григорий Разумовский. Далее говорится о птицах, которые строят себе гнезда на высоких деревьях, причем выше всех, на елях, устраивает свое гнездо аист, по-славянски «еродий». В следующем стихе говорится, что на горах живут серны, а среди камней зайцы. Таким образом, всюду движение и жизнь.

Пс.103:19-21 Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад. Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. «Солнце и луна исполняют данное Богом назначение — служить указателями времени, и солнце знает свой запад (знает свой закат, когда перестает светить)», — объясняет этот стих А.П. Лопухин. После захода солнца, Господь положил быть ночи. «Ночь не только успокаивает людей и через сон и покой делает их крепче, когда застанет их утомленными от дневных трудов; но и самим зверям подает смелость ходить для нахождения нужной им пищи», — подчеркивает Евфимий Зигабен. Молодые львы и все хищные звери выходят ночью искать себе пищи. Здесь пророк выразил ту мысль, что Бог заботится и о хищных зверях, назначив им ночное время для нахождения пищи.

Пс.103:22-23 Восходит солнце, и они собираются и ложатся в свои логовища; выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. В этих словах псалмопевец кратко изображает, какое большое значение имеет солнце и дневной свет для жизни человека и земных животных. Он говорит, что с восходом солнца все дикие звери прячутся в своих логовищах. А человек, отдохнув за ночь, выходит на свое дело и продолжает свою работу до вечера.

Пс.103:24 Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Псалмопевец изливает чувства изумления и благоговения перед мудрым, всемогущим и всеблагим Творцом мира. Немало упоминаний о мудрости Всевышнего, явленной Им в акте творения, можно найти в словах Господа, обращенных к Иову (См. Иов, гл. 38- 41). «Чудно же, что премудрость, которою все сотворил Ты, есть Господь, потому что Христос — Божия сила и Божия премудрость», — восклицает свт. Афанасий Великий.

Пс.103:25-26 Это – море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем. Прославив величие и премудрость Божию, проявляемые в Его небесных и земных творениях, псалмопевец свое благоговейное удивление переносит на море. Прот. Георгий Разумовский считает, что «царь Давид подразумевает здесь море Средиземное, как более тогда известное и ближайшее к населенным тогда странам». Блж. Феодорит Кирский замечает, что «доказательством Божией попечительности служит то, что малые животные живут вместе с великими, и не истребляются ими совершенно». «В следующем стихе пророк напоминает о премудрости Божией, давшей людям способность кораблестроения и кораблеплавания и указавшей им легкие и удобные способы морских путешествий», — говорит прот. Григорий Разумовский. В церковнославянском тексте мы читаем: «Змий сей, eгоже создал еси ругатися eму». В переводе с еврейского текста: «Там левиафан, которого Ты сотворил играть в нем (в море)». Под левиафаном толкователи в этом стихе понимают большого кита, который не боится никаких морских бурь и животных, он как бы смеется над морем, что и значат слова «ругатися ему» (церковнослав. яз.).

Пс.103:27-30 Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им – принимают, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом; скроешь лице Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли. Все это многообразие растительного и животного мира нуждается в Боге. Господь не только сотворил все существующее, но и заботится о Своем творении. «Писанию свойственно, – говорит блж. Феодорит, – принимать «руку» за действие уделения. Так и здесь «рукою» назвал силу, уделяющую благо, и глаголом «отверзать» выразил легкость подаяния благ: как легко протянуть наклоненные к ладони пальцы (т.е. отворить руку), так нетрудно Ему и дать изобилие всех благ». Когда люди лишаются милости и благоволения Божия, тогда они начинают печалиться о том, что потеряли. Также здесь псалмопевец показывает, что Бог – Владыка и смерти, и жизни. «Некоторые из отцов Церкви в послании Духа Святого и в созидании новой твари разумеют обновление человечества благодатию Святого Духа, которая подается в таинстве крещения», – заключает прот. Григорий Разумовский.

Пс.103:31-32 Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих! Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся. Пророк хочет, чтобы все творение Божие вместе с ним, непрестанно славила Господа не только за то, что Он уже сделал, но и за то, что хочет совершить для них в будущем. «Да веселится Господь о делах Своих», т.е. чтобы люди, непрестанно славя Бога, старались никогда не обидеть Творца, а всегда только радовать и прославлять. Естественно, что Господь радуется и веселится, когда видит людей, исполняющими Его заповеди, и, напротив, гневается и скорбит, когда видит их непокорными и злонравными. «Призирает», значит, заботится о своем творении, но Господь так всемогущ, что ему достаточно коснуться гор, и они задымятся. Возможно, здесь подразумеваются обстоятельства завета на Синае (см. Исх. 19,18). «Одно явление Божие, – говорит блж. Феодорит, – приводит в колебание землю и горы исполняет огня и дыма». А св. Афанасий Александрийский под горами разумеет «сопротивные силы, которые Бог попалит во время суда, знамением чего и служит дым».

Пс.103:33-35 Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь. Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе. Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия! В заключение псалма, пророк принимает решение восхвалять Господа во все дни своей жизни. Делая повторение слова «петь», Давид выражает этим свою пламенную любовь к Богу. Псалмопевец будет прославлять Бога всеми возможными способами: умом, всеми силами души, устами и на музыкальных инструментах. «Как может быть благоприятна Богу наша песнь?» – спрашивает свт. Иоанн Златоуст и отвечает: «Если жизнь будет чиста, если душа будет стремиться к мудрости. Ибо когда проведешь весь день в молитве, но не содействует ей поведение, то не можешь быть легко услышан, не только ты, но и другой, более тебя занимающийся сим. Я это говорю не для того, чтобы не молились, и не для того, чтобы не пели, но для того, чтобы с пением псалмов мы соединяли старание о жизни и поведении». Прославлению Господа и радости о Нем более всего препятствуют грешники, т.к. они служат соблазном для других, в особенности для молодых людей. «Таким грешникам, — говорит прот. Григорий Разумовский, — пророк желает не погибели, а исчезновения, т.е. перемены на лучшее нравственное состояние через покаяние и исправление». Об этом говорит и блж. Феодорит: «Не о погибели грешных молится, но испрашивает того, чтобы они переменились, умоляет о том, чтобы полчище их рассеялось, чтобы они были обращены и познали Божественное». В завершение псалма Давид обращается снова к своей душе, заканчивает его теми же словами, какими начал: «Благослови, душе моя, Господа!» Молитвами царя Давида, составившего большинство псалмов, Господь и да умудрит нас с вами, чтобы Псалтирь вошла в нашу память, а из памяти — в наше сердце.

Кирко Артемий, бакалавр богословия.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.