Мы — старообрядцы. Продолжение.

Продолжаем знакомиться с историей старообрядцев и первого старообрядческого прихода в лоне Русской Православной Церкви Беларуси.

12 июля 2005 года состоялось общее собрание членов Религиозной Древлеправославной старообрядческой поморской общины в г. Минске, которое приняло решение о вхождении в состав Белорусской Православной Церкви.

Из протокола заседания СИНОДА БЕЛОРУССКОГО ЭКЗАРХАТА МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА от 13 ноября 2006 г.

СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси по вопросу старообрядческих общин, действующих на территории Республики Беларусь, согласно запроса Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата по Определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июля 2005 г.

Справка: На территории нынешней Республики Беларусь старообрядцы появились в конце XVII столетия и основали колонию в районе местечка Ветка (1682 г.). Все они были поповцами. В XVIII веке Ветковская община дважды (1735 и 1764 гг.) уничтожалась царским правительством. И хотя полностью уничтожить общину так и не удалось, Ветка перестала быть центром поповского старообрядчества на Беларуси.

К 1696 г. относится организация беспоповской Федосеевкой общины близ города Невеля — первой беспоповской общины городского типа. В 1709 году она была разграблена польскими солдатами. До первого раздела Речи Посполитой на ее территории насчитывалось до 100000 старообрядцев, а после раздела часть их переселилась на запад Польши.

В конце XIX — начале XX столетия старообрядцы жили во всех белорусских губерниях, кроме Гродненской, причем количество их постоянно увеличивалось. В 80-90-е годы многие старообрядцы поповцы переходили в единоверие.

До перерегистрации в декабре 2004 г. количество старообрядческих поморских общин в Республике Беларусь составляло – 31 общину. На сегодняшний день на территории Республики Беларусь всего 36 действующих старообрядческих общин, одна из которых в г. Минске в каноническом общении с Белорусской Православной Церковью, две: в Витебске и Гомеле – в юрисдикции Русской Православной Старообрядческой Церкви (Белокриницкое согласие) и две: в Гомеле и в Новозыбкове принадлежат Русской Древлеправославной Церкви, а остальные — относятся к поморскому (беспоповскому) согласию.

По территории Белорусского Экзархата распределение старообрядческих общин следующее: в Витебской епархии – 2 общины, в Гомельской епархии – 4, Гродненской епархии – 1, Минской епархии – 6, Могилевской епархии – 6 и Полоцкой епархии – 17 старообрядческих общин.

Значительное явление в жизни белорусского старообрядчества — деятельность Древлеправославной старообрядческой поморской общины города Минска, возглавляемой Вячеславом Евгеньевичем Клементьевым. Эта деятельность направлена на обретение полноты церковных Таинств. В своем поиске община ориентируется на Священное Писание, Предание, а также на учение отцов Староверия. Вячеслав Клементьев единомыслен в своих усилиях с Иоанном Миролюбовым, консультантом ОВЦС по вопросам староверия, возглавлявшим Рижскую Гребенщиковскою старообрядческою общину в течение 15 лет.

Усилия Минской общины привели к тому, что Центральный совет Древлеправославной Церкви в Беларуси принял решение о выводе В. Клементьева из состава ЦС ДПЦ и направил соответствующее Обращение ко всем Древлеправославным общинам Беларуси. В ответном Обращении членов Минской старообрядческой поморской общины к чадам Древлеправославной Поморской Церкви дается обоснование своих действий.

В частности, указывается, что всё совершаемое общиной, находится в прямом преемстве с учением А. Денисова, изложенным в «Поморских ответах», с теми усилиями, которые неоднократно предпринимались старообрядцами для приобретения себе епископа.

По результатам консультаций, проводимых Патриархией со старообрядческой иерархией, Минской общиной было принято решение подать на имя Его Высокопреосвященства Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси прошение о принятии в лоно Белорусской Православной Церкви на условиях единоверия.

Постановлением Святого Синода Белорусской Православной Церкви от 6 февраля 2006 г., журнал № 95 Древлеправославная старообрядческая Поморская община г. Минска принята в юрисдикцию Белорусской Православной Церкви (Белорусского Экзархата Московского Патриархата) как «Старообрядческий приход в честь святого пророка Илии в г. Минске Минской епархии».

Каковы были причины, подвигнувшие старообрядцев беспоповцев города Минска на этот шаг?

Согласно учению Православной Церкви, невидимая благодать Божия сообщается верующим в Таинствах, богоучрежденных священных действиях. Если бы не было таинства Святого Причащения, то невозможно было бы получить и Царствие Небесное: «Иисус же сказал им: аминь, аминь говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». (Ин. 6,53). Таинства должны быть совершены законно рукоположенным духовным лицом. В противном случае Таинства – недействительны.

Особенностью поморского согласия в Старообрядчестве является то, что оно не имеет духовенства. В службе поморские общины используют «Выговский Устав», который позволяет мирянину или монаху вести службу, исключая священнические возгласы и действия. Используя исключения из правил при крещении и покаянии, допускающие «нужды смертной ради» совершение этих Таинств мирянином, из семи Таинств поморцы исполняют лишь два, оставляя новокрещённого без миропомазания, а кающегося – без разрешения грехов.

Отцы Выговского монастыря братья Денисовы (авторы «Поморских ответов») и иные беспоповцы осознавали всю трагичность состояния придерживающихся старого обряда беспоповских общин. Однако оправдывали это положение тем, что оно долго не продлится: вот-вот наступит второе славное пришествие Христово. Однако Господь Бог, по Своему долготерпению и милосердию, даровал миру ещё существовать. И, лишённые промыслом Божьим полноты церковных Таинств, старообрядцы скорбели, молились, горячо желали Причастия Небесного и, надеясь на возвращение утраченного, не раз предпринимали попытки приобрести себе епископа и, таким образом, восстановить в своей среде священство.

После неудачных попыток среди поморских старообрядцев возникли теории о пришествии духовного антихриста, отсутствии на земле православной иерархии и, как следствие, невозможности причастия «в приемлемом для истинных христиан виде». Возникли эти утверждения от нужды в обосновании сложившегося положения и, очевидно, по собственному суждению.

Но староверие никогда не отделялось от Православной Церкви и всегда было и остаётся её неотъемлемой частью. Мы «…православни бехом, православни есмы и впредь православни бысть у Господа просим» («Поморские ответы», ответ 100). Отцы Староверия не считали себя «последними остальцами благочестия». В «Письме к двум девам» протопоп Аввакум писал: «Как-то так дерзко глаголют…, что будто одни мы, а то все погибли! Миленькие батюшки, добро поревновать по Бозе, да надо знать ей меру». В доктрине поморского Староверия, выраженной в «Поморских ответах», сказано: «Обаче опасаемся и глаголати, и помышляти, яко мы едини есмы.» (Ответы на вопросы 98 и 101).

О священстве протопоп Аввакум писал: «А то воззвони во уши твои, супостат, священство упраздняешь, да и таинство, люторски и кальвински … Понеже ни сам диавол упраздните может священства, нежели антихрист с чадию. Рече учеником своим Владыка: «Аз есмь с вами до скончания века. Аминь». В предисловии к своим ответам отцы заявили, что не отвергают иерархическое достоинство Русской Церкви: «Приобщения нынешния российския Церкви опасаемся не церковных собраний гнушающееся, не священныя саны отметающее, не тайнодейств церковных ненавидяще, но новин от никоновских времён нововнесенных опасаемся». «Суда же на ню, или порицания собою наносити опасаемся» (Ответ 48). То есть однозначно дали понять, что они признают полноту древлецерковных Таинств, признают священство, но Таинства эти должны совершаться священником по-старому, дониконовскому чину.

Отвечая на вопрос о крещении, протопоп Аввакум пишет: «По старому служебнику и новоставленной кои, аще в нем дух не противен, да крестит ребёнка». (Послание «горемыкам миленьким»). Здесь же о поминовении усопших: «Поминайте покойников, как и по-новому причащены: разберет Христе какая в нем совесть была». Протопоп Аввакум: «…о священстве и о Причастии не по разуму мудрствуйте. Глаголете: упразднение. Не бойтеся, светы, и по антихристу не упразднится Тело Христово, составляемо быти до скончания века… А иже от Причастия себя отлучают…, и я того не похваляю» (Письмо двум девам).

Таким образом, анализ трудов отцов Староверия, протопопа Аввакума и авторов «Поморских ответов» братьев Денисовых дает основание утверждать, что теории, возникшие в среде старообрядцев-беспоповцев в XVIII веке и получившие дальнейшее развитие в XIX — XX веках, являются ошибочными и были продиктованы исключительно условиями времени их создания. Более того, они противоречат Священному Писанию и отцам Вселенского Православия. Труды св. Поликарпа и блаж. Иеронима, утверждения которых о невозможности существования Церкви без священства были обобщены в предисловии к Большому Катехизису: «Идеже нет священников, тамо ниже христианству возможно быти».

Предки современных старообрядцев беспоповцев вынуждены были последние 300 лет жить без священства, но предыдущие поколения в течение семи столетий имели священство. Поэтому сегодня речь идёт не о введении, а о восстановлении священства и, следовательно, полноты церковных Таинств в среде поморских старообрядцев.

Для восстановления священства минские старообрядцы выбрали РПЦ МП, а не Русскую Православную Старообрядческую Церковь (Белокриницкое согласие), или Русскую Древлеправославную Церковь (Новозыбковское согласие). К сожалению, каждое из этих двух старообрядческих согласий, имеющих священство, считает себя единственным законным преемником дораскольной Русской Церкви, итогом чего является отсутствие любви даже к своим единоверным братьям, придерживающимся иного упования, а вследствие этого, и единства между старообрядцами (поповцами и беспоповцами разных толков). Поэтому, принятие священства у одной из них содействовало бы дальнейшему углублению раскола, кровоточащая рана которого на теле Русского Православия отдаётся болью в душе каждого верующего православного христианина.

В РПЦ МП сегодня сложилась ситуация, когда православные старообрядцы могут уповать на спасение, придерживаясь старых обрядов в лоне Русской Православной Церкви. Осознав бесплодность поиска виновных в глубине веков, вместе с тем осознавая свою личную вину за бездеятельность (а хуже – за усугубление ситуации) в деле уврачевания этой жуткой раны, ибо по слову свт. Иоанна Златоуста, что «Ничто так не противно Богу, как разделения в Церкви. Даже если мы совершили тысячу благих дел, мы виноваты, как те, кто мучил Тело Господа нашего, если мы раздираем тело Церкви», и было принято это историческое решение.

Пришло время православным старообрядцам, исполнить заповедь Христову: «Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». (Ин. 13,35).

Деяния Поместных Соборов Русской Православной Церкви 1917-1918 годов и 1971 года, Архиерейского Собора 2000 года в части, касающейся взаимоотношений со Старообрядчеством говорят о том, что при единстве догматов веры и православного исповедания, обрядовые различия не могут и не должны быть препятствием к церковному единству. И, в частности, единству старообрядцев с Русской Православной Церковью. Старообрядческая община в лоне Московского Патриархата является органической частью Белорусской Православной Церкви, по мере возможности участвующей в общецерковной жизни и открытую для всех чад Православной Церкви при уважении и соблюдении принятого в общине богослужебного порядка и древнерусских традиций. При единстве веры и управления, минские старообрядцы сохраняют свою идентичность. Все церковные чинопоследования в общине совершаются по богослужебным книгам, изданным при первых пяти русских Патриархах, и их последующим переизданиям. В приходе строго сохраняется древнецерковное пение и древний чин службы.

В 2000 – 2001 годах в типографии Минского прихода иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» набирались и печатались первые на земле Белой Руси Старообрядческие журналы для семейного чтения «Благовестъ».

21 апреля 2002 года первое Таинство Миропомазания и Евхаристии было совершено в общине священником Петром Чубаровым, настоятелем Прихода единоверческого Николо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге. 5 октября 2002 года по благословению Митрополита Минского и Слуцкого Филарета впервые был отслужен молебен по старому чину у мощей преподобной Евфросинии Полоцкой в Свято-Евфросиниевском монастыре Полоцкой епархии.

9 мая 2002 году клирошанами общины была отпета вселенская панихида в парке-усадьбе Лошица у памятника партизанам и советским воинам, погибшим при освобождении Минска, ставшая традиционной.

В октябре 2007 года в Минском приходе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» прошла международная конференция «Православные старообрядцы — хранители древнерусских церковных и бытовых традиций», во время которой для участников конференции был отслужен молебен по старому чину у мощей прп. Евфросинии Полоцкой в Полоцком Свято-Евфросиниевском монастыре.

В октябре 2011 года в Минском приходе иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость” прошла Международная конференция «Старообрядцы в лоне Русской Православной Церкви: вчера, сегодня, завтра». В конференции приняли участие старообрядцы различных согласий из Беларуси, России и Латвии, а также преподаватели духовных школ Белорусской Православной Церкви.

Задачей конференции было восстановление доверия к старому обряду как естественной и неотъемлемой части церковного литургического строя, «сугубой драгоценности в литургической сокровищнице Церкви». Реабилитация его как составной части литургического строя не только Русской Церкви, но и вселенского, кафолического Православия.

Доклады на конференции свидетельствовали о жизнеспособности принципиально важной для Вселенского Православия мысли, что обрядовые различия не могут и не должны быть препятствием к церковному единству при общности вероучения и церковных догматов. Причем такое единство в вере при разности церковных обрядов и обычаев вполне достижимо в рамках одной Поместной Церкви.

Участники выступили за содействие диалогу между Русской Православной Церковью и иными старообрядческими согласиями.

Особое внимание на конференции было уделено символике древнерусской певческой культуры, древним духовным песнопениям и стихам. Особый интерес вызвал доклад «Гласы и погласицы в чтении и пении» с практической демонстрацией певчими старообрядческого прихода из Москвы.

В 2016 году по просьбе Совета Старообрядческого прихода во имя святого пророка Илии в г. Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви приход был включён в состав Второго Минского городского Радосте-Скорбященского благочиния. Благочинный – настоятель прихода иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Игорь Коростелёв.

СПРАВКА:

Вячеслав Евгеньевич Клементьев родился 23 января 1950 года в селе Кублищино Миорского района Витебской области. С 1961 по 1968 год учился в Минском суворовском училище, в 1972 году закончил Рязанское Высшее командное воздушно-десантное училище. После учёбы служил в армии на различных офицерских должностях. С 1992 по 1994 год учился в Духовном училище при Рижской Гребенщиковской общине. В 1994 — 1998 годах исполнял обязанности настоятеля Свято-Троицкой старообрядческой общины в селе Кублищино. С 2006 года является председателем Приходского Совета старообрядческого прихода в честь святого пророка Илии Минской епархии Белорусской Православной Церкви.

Игумен Пётр (Васильев). Духовник старообрядных приходов в Беларуси.

Родился 18 ноября 1965 года. Настоятель единоверческого храма Святителя Николы в Студенцах (г. Москва), Московская городская епархия, Центральное викариатство, Покровское благочиние, Русская Православная Церковь МП.

Храм был передан общине в 1994 году. 6 октября 1996 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), отец которого был старообрядцем, освятил храм по древнему (дораскольному) чину, так как хорошо знал богослужебные особенности этого чина.

Служил иеродиаконом в единоверческом храме Архангела Михаила в Михайловской слободе (Московская область). После создания единоверческой общины в Москве, которая избрала отца Петра своим председателем, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил его на священническое служение в храме Святителя Николы в Студенцах. По благословению Святейшего Патриарха митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в 1994 году рукоположил его в священнический сан. В 2006 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возвел отца Петра в игуменский сан, отметив труды «по попечению о людях старой веры». По приглашению Митрополита Минского и Заславского, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Павла игумен Пётр регулярно участвует в Рождественских и Пасхальных торжествах, проводимых в Белорусской Православной Церкви, а также в ежегодном собрании духовенства Минской епархии.

Переступая порог домового храма общины в честь пророка Илии, понимаешь, что места для молитвы не хватает, помещение не вмещает всех желающих. Верующим приходится ютиться в двух комнатах в частном доме. Сегодня община предпринимает все усилия, чтобы из домашней церкви перейти в полноценный каменный храм. Уже готов макет храмового комплекса, который будет включать в себя храм и воскресную школу. Комплекс станет центром Православного старообрядчества в Беларуси.

Протоиерей Игорь Коростелёв, благочинный 2-го Минского городского округа, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Минска, председатель Синодального отдела по взаимодействию с казачеством Белорусской Православной Церкви

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.