Объять необъятное. Моленные иконы

Среди священных изображений особое место занимают моленные иконы или, как их называют искусствоведы, произведения станковой живописи. Именно моленные иконы занимают особо важное место в жизни христиан и призваны быть связующим звеном между человеком и Богом, людьми и Небесной Церковью, а не только служить для научения истинам веры, что более свойственно монументальной живописи исторического и символического характера.

Первые моленные иконы появились как минимум в IV веке и полностью сформировались к V веку.

Существовало два основных способа написания икон. Это энкаустический (от греч. εγκαυσις – обжиг) – восковая живопись, основным связующим веществом в которой является пчелиный воск. В античности изображения наносили в основном горячим способом, который являлся лучшим по прочности, но его технология полностью сейчас неизвестна. Существовал также темперный способ написания икон (от лат. temperare – смешивать краски) – живопись красками, в которой связующим веществом обычно является эмульсия из воды и яичного желтка.

Исследователи высказывают разные мнения относительно происхождения первых икон. Большинство из них считает, что первые иконы появились в подражание погребальным портретам по причине их явного сходства. Однако не все, например Л.А. Успенский, с этим соглашаются.

Ранние иконы действительно похожи на погребальные портреты. Большое количество такого рода портретов было найдено в Египте в оазисе Эль-Фаюм, который находится в 120 км к югу от Каира. Они были названы по имени оазиса фаюмскими, и к настоящему времени известно их свыше 900, из которых в самом Фаюме было найдено более 300. Данные портреты писались с натуры и до смерти изображенного лица хранились по римскому обычаю в атриуме. Портреты писались очень точно и выразительно. Их помещали на месте лица мумии, что придавало ей вид живого спеленатого человека. Однако эти портреты, отражавшие религиозные представления и заботу о душе древних египтян, имели также цель удержать в памяти живых портретные черты близкого человека, ушедшего в другой мир, и были напоминанием о смерти и ее неумолимой власти над человеком. Поэтому погребальный портрет всегда трагичен. А икона пишется с точки зрения вечности и изображает преображенную в свете вечности личность человека, лик, повернутый к Богу.

Сохранились погребальные портреты довольно большого промежутка времени — с I по начало V века. Они сейчас хранятся в многочисленных музеях мира и в частных коллекциях. В 392 году император Феодосий Великий своим эдиктом запретил языческий обычай помещать на высоте лица в мумиях дощечки с портретами и маски. Это, вполне возможно, способствовало более широкому развитию иконописи.

Н.П.Кондаков сравнивает также первые иконы с портретами императоров и императриц, которые, по восшествии их на престол, рассылались по провинциям, где встречались властями и народом и ставились в часовни (оратории) для публичного чествования и официальных церемоний (изображения портретов императоров встречаются на дошедших до нас памятниках как минимум с VI века). Похожие сравнения встречаются и у древних святых отцов, а также зафиксированы в деяниях VII Вселенского Собора.

С доиконоборческого периода сохранилось чуть более трех десятков икон. Из них на территории бывшего СССР находятся пять. Почти все они представлены только собранием епископа Порфирия (Успенского), который был первым руководителем Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и совершил ряд научно-исследовательских поездок по Ближнему Востоку и в Египет. Четыре иконы из его собрания находились ранее в Музее Киевской духовной академии, а в настоящее время они находятся в Киевском музее западного и восточного искусства. Это следующие иконы: «Предтеча», «Богоматерь с Младенцем», «Сергий и Вакх» и «Мученик и мученица». Еще одна икона той эпохи находится в Эрмитаже. Это икона «Святой воин», которая была принесена в дар Эрмитажу патриархом Алексием I в 1945 году.

Одним из ярких памятников христианской древности является икона Пресвятой Богородицы с Богомладенцем из собрания епископа Порфирия (Успенского). Богоматерь изображена по пояс. На левой руке она держит Богомладенца Христа, Который имеет пропорции взрослого человека. Есть вероятность, что данная икона вместе с другой, парной к ней, представляла композицию «Поклонение волхвов». Сама икона несколько пострадала: были отпилены углы и утрачена полоса 3,5-4 см слева — место, предназначавшееся для рамки. Первоначальный размер иконы 40х25 см. Икона датируется разными исследователями V-VI веком.

Из собрания епископа Порфирия (Успенского) самой большой является икона «Мученик и мученица». Она имеет размер: 54х48х0,7 см. Над погрудными изображениями мученика и мученицы помещен крест в лучах. Некоторые исследователи читают отдельные сохранившиеся над головой мученика буквы как «Платон». Д.В.Айналов, описавший данное собрание, считает икону «Мученик и мученица» древнее остальных и относит к V-VI веку.

Следующая икона из этого собрания представляет святых Сергия и Вакха. Вверху над ними находится медальон с изображением Христа. Лик Спасителя близок к мозаике церкви святой Констанцы в Риме. Икона имеет размеры 42х28х0,5 см и датируется VI-VII веком. Популярные в Константинополе святые Сергий и Вакх изображены погрудно с крестами в руках (символ мученической кончины). На шеях святых мы видим металлические обручи, которые, по преданию, были надеты на них по приказу императора Максимиана. В данном изображении еще сильны античные традиции. Икона очень выразительна и отличается подчеркнутой линейностью и простыми локальными красками. Симметричные фигуры святых неподвижны, их лица имеют отрешенное выражение и большую внутреннюю собранность. Святые Сергий и Вакх представлены на этой иконе в чистом фасе, что сближает этот памятник иконописи с мозаиками VI века.

Весьма примечательна также икона святого Иоанна Предтечи. Рядом с головой пророка находятся два небольших медальона с погрудными изображениями Иисуса Христа и Богородицы. Само изображение Иоанна Крестителя на иконе очень похоже на его рельефное изображение на кресле Максимиана в Равенне. Икона имеет размеры 46х25х0,6 см.

Икона «Святой воин», находящаяся в Эрмитаже, имеет размеры 37,5х26х1,1-1,7 см. Фон иконы утрачен, немного осталось от изображения волос и одежды святого, но, к счастью, уцелела большая часть лица, и мало пострадали нимб и обрамление. Икона относится к концу VI — началу VII века.

Некоторые моленные иконы находятся также в музеях Европы, в Каире и на Синае. Так в Берлине в Музее позднеантичного и византийского искусства находятся иконы: «Епископ Авраам», «Святая и святой Федор», «Христос на троне»; в Париже находятся следующие иконы: «Христос и святой Мина», «Евангелист Марк», «Архангел».

Икона «Христос и святой Мина» написана в VI веке в Египте. Размер иконы: 57х57 см, способ написания — темпера. На этом образе игумен монастыря в Бауите святой Мина представлен как «товарищ» Христа, Который обнимает его правой рукой. Приземистые фигуры имеют непропорционально крупные головы, что характерно для коптской живописи. Слева от фигуры святого Мины на коптском языке написано: «Отец Мина, страж», а справа от Христа: «Спаситель». Для данной иконы, как и для других провинциальных коптских работ, характерно отсутствие полутонов и любовь к ярким краскам.

Икона «Епископ Авраам» написана в VI-VII веках вероятно в том же монастыре в Бауите (Египет), в котором Авраам был игуменом. Икона написана способом темперы на дереве акации. Необычная плоскостность образа подчеркивает его духовную глубину. Само изображение удлиненного лица святого выглядит «почти плакатным». Большие глаза придают особый аскетизм образу и подчеркивают отсутствие человеческих страстей.

Значительное количество древних икон находится на Синае, в монастыре святой Екатерины. Как гласит христианское предание, сюда, на одну из гор, окружающих Синай, ангелы перенесли тело святой великомученицы Екатерины, пострадавшей в начале IV века, а спустя два столетия по повелению императора Юстиниана (527-565) здесь был воздвигнут монастырь. Он существует и сейчас, являясь, по-видимому, древнейшей из сохранившихся иноческой обителью мира. В монастыре находятся следующие древние иконы: «Христос Вседержитель» и «Апостол Петр», «Еммануил», «Три отрока в пещи огненной», «Святые Павел, Петр, Николай и Иоанн Златоуст», «Богоматерь с Младенцем, двумя ангелами и святыми Георгием и Федором», «Святой Дамиан», «Святой Илия», а также иконы с изображением Распятия и Вознесения Господня. Эти иконы, за исключением двух последних, датируются в основном VI веком, а иногда — VII веком.

Икона «Три отрока в пещи огненной» (VI век) — древнейшая из дошедших до нас икон на ветхозаветный сюжет. На ней представлены молящиеся с воздетыми вверх руками три отрока и ангел с крыльями, угашающий жезлом горящее под ними пламя. Все изображенные имеют нимбы вокруг головы.

Большой интерес вызывает икона с изображением Распятия Спасителя (VII-VIII век). Она содержит многие редкие и непривычные для современной иконографии детали. По сторонам от распятого Спасителя изображены два разбойника, что является характерной особенностью для византийской иконографии до XI века. Однако уже в этом изображении обнаженные фигуры разбойников, названных в надписях «Гестас» и «Димас», изображены в меньшем, по сравнению со Спасителем, масштабе и удалены вглубь композиции. Сам Спаситель изображен в пурпурном колобиуме, как и на миниатюре Евангелия Рабулы. Колобиум напоминает нам о хитоне Христа (Ин. 19,23). При этом пурпурный цвет символизировал багряницу, одетую в насмешку на Спасителя, а также указывал на высшее царское достоинство Распятого. Лик Христа на синайской иконе очень необычен. Спаситель представлен с короткой бородой и с особой прической «венцом». Последнее, скорее всего, по мнению иконописца отражает священство Иисуса Христа. Рядом с распятым Спасителем изображены Богоматерь и Иоанн Богослов. Над головой Пресвятой Богородицы находятся две монограммы, которые расшифровываются как «ΑΓΙΑ ΜΑΡΙΑ». Именование «Святая Мария» является обычным для священных изображений доиконоборческого периода. Под крестом изображены три воина, разделяющие одежды Христа.

Примечательно, что среди древних синайских икон есть еще три, представляющие Распятие Спасителя. Они написаны до X века. Этот факт наводит на мысль, что иконы с изображением Распятия Иисуса Христа были распространены в древности. Это может быть объяснено очень большой значимостью изображения Распятия для выражения идеи об Искупительной жертве Иисуса Христа. Знаменательно, что именно в монастыре на Синае в VII веке святым Анастасием Синаитом был написан полемический трактат «Одигос», в котором автор использовал изображение Распятия для обличения еретиков. По мысли святого Анастасия Синаита, икона Распятия может выразить истинную веру лучше, чем слова отцов Церкви и богословов. При этом данное творение названного святого отца было снабжено сделанным им самим изображением Распятия Спасителя, которое, к сожалению, до нас не дошло.

Особо надо выделить написанную в VI веке в технике энкаустики икону «Христос Вседержитель». На этом изображении Спаситель показан в зрелом возрасте с окладистой удлиненной бородой и ниспадающими на плечи волосами. Правой рукой Он благословляет, а в левой — держит закрытое Евангелие. Это изображение Иисуса Христа отличается индивидуальными чертами, соответствует иконописным канонам и имеет необходимые для иконного образа покой, умиротворение и строгость. Такое изображение Спасителя стало затем обычным для византийской иконографии.

Весьма примечательна также икона Иисуса Христа «Еммануил». Так ее называют по сохранившейся на ней надписи, хотя на этой иконе в овальной мандорле изображен Спаситель в виде мужа зрелых лет с бородой. Иисус Христос представлен на этой иконе восседающим на радуге в окружении херувимов. Он совершает благословляющий жест десницей, а в левой руке держит раскрытое Евангелие, содержащее следующие слова: «Εγο ειμι το φως του κοσμου» (Аз есмь свет миру) (Ин. 8,12). Эта икона вобрала в себя и новозаветный образ Вседержителя, и относимые к Спасителю ветхозаветные пророчества пророка Исайи, который говорит о будущем рождении Богомладенца-Еммануила (Ис.7,64), и пророка Даниила, созерцавшего в видении «Ветхого днями» (Дан. 7,9). Таким образом на данной иконе выражена мысль о неизменности Божественной сущности воплотившегося Спасителя, Который «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13,8). Интересным элементом этой синайской иконы является наличие оригинальной рамы, на которой сохранилась надпись с просьбой молиться о спасении души некоего грешного Филохристоса.

Икона «Апостол Петр» очень близка к классическому искусству. Она похожа на портрет реального человека с индивидуальным умным лицом и полным внимания взглядом. На этом памятнике представлен вполне сложившийся тип изображения первоверховного апостола. В верхней части синайской иконы — образы Христа, Богоматери и святого Иоанна Богослова. Они помещены в медальоны подобно античным портретам. Иконография этой иконы еще очень свободная и в стиле ее выполнения пока еще больше натурального, чем идеального.

Находящаяся на Синае икона «Богоматерь на троне со святыми Федором и Георгием» также объединяет в себе классические элементы со свойствами уже совершенно иконописными. К первым относятся перспективная архитектура фона, изображения ангелов в красивом чувственном облике, соответствующем античной традиции. Ко вторым — строгость фигуры Пресвятой Богородицы, окутанной темными одеждами, и фронтальные изображения Федора и Георгия с их восточными типами лиц, далекими от классических моделей, исполненными духовной сосредоточенности.

Среди описанных выше иконы «Христос Вседержитель», «Богоматерь на троне со святыми Федором и Георгием» и «Апостол Петр» выполнены с высочайшим художественным мастерством и могут быть отнесены, по мнению некоторых исследователей, к константинопольским работам.

Надо отметить также то, что ранние иконы были в основном переносными: они или вставлялись в деревянные рамы, на которых делалась посвятительная надпись, или одевались на штыри. В первом случае, когда икону помещали в раму, ее края с боков оставались без грунтовки и не покрывались краской. А о втором свидетельствуют отверстия для штырей в некоторых иконах. Надписи, обычно колончатые, располагались по сторонам иконных изображений святых и содержали их имена.

Несмотря на свою относительную малочисленность, моленные иконы занимают важное место среди иконографических памятников ранне христианского времени. Известные сначала лишь по древним письменным источникам, в VI-VII веках они становятся распространенными и свидетельствуют о возрастающем значении образа в жизни христиан. Хотя моленные иконы этого времени выглядят достаточно скромно по сравнению с великолепием и блеском мозаичных изображений в храмах, они придают представленному образу внутреннюю глубину, отражают уровень духовного развития создавших их иконописцев-христиан.

Иерей Евгений Солонков,

кандидат богословия,

преподаватель МинДС.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.