Пастырь добрый, строгий и милосердный

В прошлом номере мы познакомились самым трудным периодном жизни святителя Георгий Конисского, который в XVIII веке в течение сорока лет возглавлял единственную православную кафедру на белорусско-украинских землях Речи Посполитой. В этом номере рассмотрим второй период и итоги жизни святого.

Новый период деятельности преосв. Георгия открылся после 1-го раздела Речи Посполитой 1772 г., который епископ Могилевский приветствовал как библейское освобождение от египетского рабства. Высочайшим указом 14 декабря 1772 г. население новоприсоединенных областей было разделено на две губернии – Могилевскую и Псковскую. Южные провинции – Могилевская, Оршанская, Мстиславская и Рогачевская – составили Могилевскую епархию, которая приобрела новое наименование: Могилевская, Мстиславская и Оршанская, с соответственным изменением титула епископа Могилевского. Этим же указом преосв. Георгию повелевалось оставаться на Могилевской кафедре впредь до особых распоряжений. Вернувшись из изгнания в свою епархию, он начинает главное дело своей жизни – «…исторгнуть …из волчьих зубов… насильно угнанных в рабство унии». Он выступал за немедленное массовое возвращение униатов в Православие, чему содействовали его проповеди и послания, разосланные по всей Белой Руси. Однако императрица Екатерина II до определенного времени считала это невыгодным: униаты, наряду с иезуитами, были в ее руках еще одним инструментом давления на папство и влияния на обстановку в Речи Посполитой. Преосвященный Георгий (Конисский) был вынужден подчиниться политической необходимости. Только после отъезда из России униатского митрополита Иоассона Смогоржевского (1780) «двери в Православие отворяются узникам унии». Владыка — один из инициаторов имп. рескрипта от 2.7.1780 г., дозволявшего назначать православных священников в освободившиеся униатские приходы. Со дня опубликования этого указа за годы 1781- 1783 гг. в Белоруссии, несмотря на стеснительность рескрипта и противодействия католиков-владельцев крепостных крестьян, в лоно РПЦ возвратилось 120 000 человек.

Одновременно епископ Георгий занимается приведением в надлежащий порядок внутренней жизни епархии: посылает духовенству увещательные грамоты о запрещении обливательного крещения (1783), о запрещении небрежного исполнения таинства исповеди (1789), предпринимает ряд мер по укреплению материального положения кафедры, ведет большое строительство. В Могилеве на личные средства Владыка возводит церковь Георгия Победоносца, на средства, данные по его просьбе императрицей, строит архиерейский дом, здание консистории и семинарии. В 1785 г. она имела статус штатной, получила жилые помещения для учителей и бедных питомцев. Вплоть до закрытия в 1917 г. семинария оставалась одним из главных центров православного образования и традиций православной культуры, как в епархии, так и далеко за ее пределами. Деятельность преосв. Георгия не осталась без внимания. «За претерпенные труды и непогоду» именным указом Екатерины II от 22 сентября 1783 г., на двадцать седьмом году своего епископства, он был возведен в сан архиепископа и назначен членом Святейшего Правительствующего Синода. Апостольская деятельность Георгия (Конисского) не ограничивается пределами Могилевской епархии и распространяется на православных белорусов и украинцев, оставшихся после 1772 г. в пределах РП. Он активно помогает церковной жизни православных как их ходатай в Синоде, защищает духовенство от необоснованных нападок, поручая своему младшему соратнику Виктору (Садковскому) представлять себя лично в сейме. Стараниями архипастыря высочайшим указом 27 марта 1785 г. была учреждена Православная епархия в РП с местожительством епископа в г. Слуцке. Для закрепления достигнутого успеха и предупреждения нежеланных случайностей Владыка Георгий для нового епископа пишет инструкцию, содержащую подробные указания и рекомендации по управлению епархией. В трагические для Православия РП годы гонений (1789-1792), архиеп. Георгий поддерживал тесную связь с Варшавой и Петербургом, стараясь держать Синод и российское правительство в курсе происходящих событий. Последовавший за этим второй раздел Речи Посполитой (1793) привел к созданию на территории, отошедшей к России (губерн. Минская, Изяславская и Брацлавская), новой Минской епархии, в ранге архиепископии. Управление этой архиепископией поручалось Виктору (Садковскому) с возведением в сан архиепископа Минского, Изяславского и Брацлавского. С этого момента начинается новый этап воссоединения униатов «старых времен». Указом Синоду от 22.4.1794 г. предписывалось поручить Минскому архиепископу Виктору обратиться к населению с пастырской грамотой, призывающей униатов к возвращению «в благочестие, которому издревле предки их, а иные и сами, последовали». Грамота была обнародована в мае 1794 г. и имела колоссальный успех. В течение полутора лет только в епархии архиеп. Виктора в недра Православия возвратилось 1457073 жителей Украины и Беларуси. Процесс воссоединения в Могилевской архиепископии шел более медленно, но приобрел устойчивый и постоянный характер. 10 января 1795 г. последовал высочайший указ, повелевавший «по лучшей удобности губернии Полоцкой состоять в числе епархии архепископа Могилевского, именуя его Могилевским и Полоцким». Однако преосвященный Георгий не мог воспользоваться открывшейся возможностью – расширением епархии и новыми возможностями к воссоединению. Архиеп. Георгий, скованный тяжелым недугом, заканчивал свой земной путь. Окружная грамота, призывавшая униатов к воссоединению, была изготовлена Синодом, опиравшимся на авторитет Георгия (Конисского). Тем не менее, в Могилевской епархии со времени опубликования указа от 22 апреля 1794 г. по 1796 г. присоединилось в губерниях: Могилевской – 66005 чел; Полоцкой – 51680 чел; и еще в обеих – 7309 чел; всего 114994 чел. В основном эти воссоединения были совершены при жизни Преосвященного Георгия. Результатом деятельности архиепископа Белорусского по воссоединению униатов с Православием следует считать и указ Екатерины II от 19.10.1795, ликвидировавший все униатские епархии, кроме Полоцкой. После святителя осталось большое литературное, эпистолярное и историческое наследие. Исключительное место в нем занимает проповедь. Еще при жизни он стяжал славу знаменитого церковного оратора, создав непреходящие памятники нравственного и политического красноречия. Будучи последователем Феофана Прокоповича, он отказался от господствовавшей в южно-русской проповеди XVIII в. латино-польского уклона. На место схоластически-отвлеченных мудрствований и внешнего блеска риторических упражнений была поставлена свято-отеческая традиция, назидательность и логичность. В Беларуси, где в его кафедральный собор приходили крестьяне, он проповедовал просто и ясно, зачастую полемизируя с католической пропагандой, что делало его в глазах поляков «орудием русской автократии». Его проповедь совпадала «…с доводами Священного Писания о покаянии, об исправлении жития, о почитании властей», истребляла «… суеверия, вкореняла в сердца людские страх Божий, словом рещи: испытывала бы от Священного Писания, что есть воля Божия святая, угодная и совершенная». Архиепископ Георгий – создатель нового типа русской церковной проповеди, основанной на Священном Писании, учении Отцов Церкви, церковной и гражданской истории. Проповеди архиепископа Георгия были собраны самим автором и изданы отдельной книжкой «Собрание поучительных слов» в 1761 г., не сохранившейся до наших дней. Преимущества его проповедей перед западными образцами подчеркивал А. Сумароков, достоинство их особо отмечал А.С. Пушкин. Рукописные сборники проповедей распространялись среди белорусского духовенства. Как первое прижизненное печатное издание проповедей Георгия (Конисского), так и рукописные сборники были утрачены. За исключением рукописи, сделанной собственноручно самим архиепископом Георгием и переданной на хранение Н. Бантыш-Каменским в библиотеку Киевской духовной академии в 1804 г. Эта рукопись, содержащая 55 проповедей белорусского периода его деятельности, легла в основу первого посмертного издания сочинений святителя, предпринятого его первым биографом прот. Иоанном Григоровичем в 1835 г. В 1861 г. прот. Иоанн Григорович выпустил в свет второе, дополненное издание.

Особое место в творчестве святителя занимают речи, произнесенные по различным политическим мотивам во благо гонимыхправославных Белой Руси. Именно в них созданы яркие образы «обретения Родины» православным населением западных территорий Российской империи. Наиболее отчетливо эти идея воплотилась в знаменитых «Речах» Георгия (Конисского), обращенных по разным политическим поводам к императрице Екатерине II. Его знаменитая речь «Оставим астрономам доказывать …», обращенная к императрице в Мстиславле во время ее путешествия в Тавриду в 1787 г., запечатлела не только высокое ораторское искусство, но и мудрость политика и дипломата. Эта и другие речи святителя внесли значительный вклад в формирование в России идеологии «просвещенного абсолютизма». В 1892 г. «Слова и речи Георгия Конисского, Архиепископа Могилевского» с краткой биографией Преосвященного и характеристикой проповеднической деятельности были изданы отдельной книгой. В сборник вошло 77 проповедей архиепископа Георгия. За основу был взят список с рукописи Киевской академической библиотеки – 62 проповеди, в том числе, проповеди, изданные прот. Иоанном Григоровичем, с прибавлением к списку вновь обнаруженных одиннадцати слов и четырех речей Могилевского архипастыря. «Слова и речи» имеют ряд преимуществ перед предшествующими изданиями, заключающиеся в большей полноте наследия Георгия (Конисского), а также хронологическом размещении. Не все проповеди и речи святителя дошли до нас, равно как не все опубликованы. Поэтому в настоящее время возможны открытия и находки.

Сохранились несколько стихотворений архиепископа Могилевского, написанных в различные годы жизни на русском, польском и латинском языках: надписи к иконам Христа, Богоматери и святых; к портретам государственных деятелей; эпитафии и переложения псалмов: «На смерть князя Г.А. Потемкина», «В подражание Вергилию» и др.

До нас дошла обширная переписка святителя — официальная и частная. Служебная — представлена рапортами, донесениями, реляциями, адресованными в Святейший Синод, в Могилевскую духовную консисторию и др. официальные учреждения, частная – двенадцатью письмами к различным высокопоставленным особам. Все они помещены в Собрании сочинений автора, изданных прот. И. Григоровичем. «Письма Белорусского епископа Георгия Конисского императрице Екатерине II с просьбами о защите от поляков-католиков и униатов православного населения Белоруссии (1762-1768 гг.)», являющиеся частью знаменитого «Архива Конисского», хранятся в Российском государственном Архиве древних актов.

Исторические труды Георгия Конисского актуальны и служат практическим целям. «Историческое известие о епархии Могилевской, в Белой России состоящей, и о епархии, в Польше бывших, благочестивых, т.е. греко-восточного исповедания, кои римлянами обращены или соединены с Римскою церковию» с приложением «Каталога православных епископов Могилевских», написанное после 1774 г., представляет собой краткую историю Белорусской православной церкви, от начала ее возникновения «до недавних лет». Не менее обосновано и глубоко, с привлечением широкого круга источников, написано и другое произведение: «Записки о том, что в России до конца XVI в. не было никакой унии с Римской церковью». Близко к историческим работам примыкает дневник Владыки – «Мысли». В нем, как и в знаменитом архиве документов – история времени, размышления христианского мыслителя, жизнь православных Беларуси, боль за народ и его веру. Архиепископ Могилевский Георгий почил 13 февраля 1795 г., во вторник первой седмицы Великого поста. Чин погребения возглавил давний друг Георгия (Конисского) по Киевской академии, архимандрит ставропигиального Бизюковского Крестовоздвиженского монастыря Гервасий Линцевский в сослужении местного духовенства. Погребен архиепископ Георгий в освященном им Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Могилева. Над его могилой, расположенной в правом приделе, во имя св. вмчц. Варвары, у правого клироса, близ самой стены была прибита медная доска с надгробной надписью, составленной самим Преосвященным. Тело святителя Георгия сохранилось нетленным (гробница была вскрыта французами в поисках оружия в 1812 г. и во время ремонта храма в 1875 г.). В настоящее время вследствие политических и военных потрясений могила преосвященного Георгия утрачена, на месте собора находится здание Могилевского стройтреста № 12, что затрудняет разыскания св. мощей. Пастырь добрый, строгий и милосердный, святитель Георгий оставил завещание с заботой о богослужениях, монашестве, семинарии, пастве, клире и средства к раздаче в храмах города милостыни нищим, калекам, вдовам и сиротам. В народе издавна живет благодарная память о защитнике Православия. Почитание его, как святого, началось почти сразу после кончины: возле гробницы в соборе горели свечи, лампады, служились панихиды и молебны. Современники высоко ценили личность и деятельность святителя: его «мудрости духовной» удивлялся богослов митрополит Платон Левшин, Александр Пушкин называл Владыку Георгия «великим архипастырем Белорусским, одним из самых достойных памяти мужей минувшего столетия».

Канонизация и торжественное прославление архиепископа Могилевского Белорусского Георгия, как месточтимого святого, состоялось 5-6 августа 1993 г. в г. Могилеве. Торжество возглавил Патриарший Экзарх всея Беларуси Митрополит Минский и Слуцкий Филарет при участии всех членов Синода Белорусской Православной Церкви: архиеп. Могилевского и Мстиславского Максима, архиеп. Гродненского и Волковысского Валентина, еп. Брестского и Кобринского Константина, еп. Витебского и Оршанского Димитрия, еп. Пинского и Лунинецкого Стефана, еп. Гомельского и Жлобинского Аристарха, еп. Полоцкого и Глубокского Глеба, еп. Новогрудского и Лидского Константина, еп. Туровского и Мозырского Петра, управляющего делами Белорусской Экзархии прот. Иоанна Хорошевича.

Празднование церковной памяти святителя установлено по церковному календарю 13/26 февраля, в день его праведной кончины и 24/6 августа – в день его прославления. Житие святого составлено в 1993 г., Акафист святителю составлен в 1995 г.

Теплова Валентина Анатольевна, профессор кафедры церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии, кандидат исторических наук, доцент БГУ.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.