Уроки смирения отца Амвросия

Знаменитый оптинский старец Амвросий принимал почти всех, кто приходил к нему за помощью. Но также отец Амвросий вел обширную переписку со многими своим духовным чадами. Попробуем и мы вынести для себя полезные зерна из примеров его жизни и этих наставлений.

Краткое жизнеописание

Преподобный Амвросий (в миру Александр Михайлович Гренков) родился 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье пономаря. В 1836 году окончил духовную семинарию. Тяжело заболев в 1835 году, Александр дал Богу обет в случае выздоровления пойти в монастырь. Он быстро поправился, но обет исполнил не сразу.

В 1839 году, после беседы с тамбовским старцем Иларионом, Александр приехал в Оптину пустынь и был принят старцем Львом, став его келейником. По смерти старца Льва Александр стал келейником старца Макария. По его благословению занимался переводом святоотеческих книг. Под его же руководством обучился искусству из искусств — умной молитве. В 1842 году был пострижен в монашество и наречен Амвросием в честь святителя Амвросия Медиоланского. По рукоположении в 1845 году в иеромонахи отец Амвросий тяжело заболел и уже никогда не смог до конца поправиться. До 1848 года состояние здоровья его было настолько угрожающим, что он был келейно пострижен в схиму.

Еще при жизни старца Макария некоторые из братии по его благословению стали приходить к отцу Амвросию для откровения помыслов. После кончины старца Макария отец Амвросий становится духовным наставником братии. За наставлением к нему шли тысячи верующих и неверующих людей со всей России.

Преподобный Амвросий имел дар прозорливости, исцелял больных, помогал бедным. Старцем Амвросием была устроена Казанская Шамординская женская обитель.

Скончался преподобный Амвросий 10 октября 1891 года. К лику святых причислен в 1988 году. В настоящее время мощи преподобного почивают во Введенском соборе Оптиной пустыни.

Смирение старца Амвросия

Александр Михайлович Гренков, будущий оптинский старец Амвросий (1812-1891), проходил послушание под руководством двух иеромонахов, старцев Льва (1768-1841) и Макария (1788-1860), которые строго обращались с молодым послушником, иногда сильно ругая и браня его за что-либо, на самом же деле стараясь воспитать в нем добродетель смирения. Старец Леонид (в схиме Лев) особенно любил молодого послушника и выделял его среди остальных, ласково называя «Сашей». В воспитательных целях мудрый старец часто испытывал при людях смирение своего подопечного, гневался на него при людях, даже дал ему прозвище «химера». Под эти словом он подразумевал пустоцвет, который бывает на огурцах. А отец Макарий, даже когда батюшка Амвросий взошел уже на высокую степень духовного совершенствования, постоянно подвергал его иногда очень тяжелым лишениям, продолжая воспитывать в нем монашеские добродетели нищеты, смирения и терпения. Лишь только замечал отец Макарий своего ученика без дела, может быть вследствие обострения болезни или переутомления, как сразу же начинал строго ругать его: «Амвросий, Амвросий! Что ничего не делаешь»? Видя это, близкий друг батюшки Павел Степанович приходил к отцу Макарию защищать невиновного: «Батюшка! Ведь он человек больной». «А я разве хуже тебя знаю? — скажет старец. — Но ведь выговоры и замечания монаху — это щеточки, которыми стирается греховная пыль с души, а без сего монах заржавеет». А однажды бесцеремонно выгнал отца Амвросия из келии за одну немилосердную барыню, которую и сам долгое время не принимал.

Через несколько лет, когда уже сам преподобный стал старцем Оптиной Пустыни, под его духовное руководство поступил будущий иеросхимонах Нектарий (1853-1928 гг.) – последний соборно избранный Оптинский старец. Когда у отца Нектария спрашивали позднее, не возмущался ли он против своего учителя, тот ответил: «Нет! Мне это и в голову не приходило. Только раз провинился я, и послали меня к старцу Амвросию на вразумление. А у того палочка была. Как провинишься, он и побьет. А я, конечно, не хочу, чтобы меня били. Как увидел, что старец за палочку берется, я бежать, а потом прощения просил».

Также, когда произошла кончина старца Макария, одной барыне, его духовой дочери, сказали, что в Оптиной есть новый старец, которого очень хвалят, и что его зовут Амвросий. «Как! — воскликнула та в негодовании. — Чтобы я после Макария пошла к этому монаху, который все вертелся в батюшкиных келиях и расхаживал с мешочком! Это невозможно». И только со временем, както случайно пообщавшись с батюшкой, выйдя из его келии, в умилении сказала: «Я знала обоих, но чувствую, что отец Амвросий еще выше».

Следует отметить, что преподобный Амвросий терпел в монастыре и поношения, и осуждение, и клевету. Во время приема посетителей ежедневно переносил от малодушных ропот и осуждение, а иногда и грубости, даже от своих келейников, которых никогда за это не осуждал, принимая их укоры со смирением и кротостью.

Однажды пришел в скит к старцу человек с револьвером в руке и сел на крыльце у старца в ожидании выхода батюшки, с намерением убить его. Только благодаря ловкости одного монастырского кузнеца, тот был обезоружен. Но сам старец никогда не оскорблялся на своих недоброжелателей, а, напротив, относился к ним с сердечным участием.

Наставления о достижении добродетели смирения.

В письме к одной сестре, которая просила Бога о даровании ей добродетели смирения, старец пишет, что Господь готов помогать человеку в приобретении смирения, как и во всем добром, но нужно, чтобы и сам человек заботился о состоянии своей души, преодолевая все искушения вражии: «Сказано у святых отцев: «Дай кровь и приими дух». Это значит: потрудись до пролития крови и получишь духовное дарование. А ты дарований духовных ищешь и просишь, а кровь тебе проливать жаль, т.е. все хочется тебе, чтобы тебя никто не трогал, не беспокоил. Да при спокойной жизни как же можно приобрести смирение? Ведь смирение состоит в том, когда человек видит себя худшим всех, не только людей, но и бессловесных животных, и даже самих духов злобы».

И действительно, человек больше верит в свое спасение, нежели в спасение других, замечает множество недостатков других, но не хочет заметить и одного своего. Старец так пишет об этом: «Смиряться нужно перед всеми и считать себя хуже всех. Если мы не совершили преступлений, какие совершили другие, то это может быть потому, что не имели к тому случая, обстановка и обстоятельства были другие. Во всяком человеке есть что-нибудь хорошее и доброе, мы же обыкновенно видим в людях только пороки, а хорошего ничего не видим».

В другом поздравительном письме к одной своей духовной дочери батюшка пишет о трех духовных степенях, ведущих к обретению добродетели смирения: «…первая и самая главная есть познание глубокой нашей немощи душевной и телесной. Вторая законная степень есть самоукорение, то есть во всяком случае обвинение себя, а не других. Третья степень – благодарное терпение встречающихся и постигающих нас скорбных искушений. От сих трех степеней рождается четвертая – начало смирения; если первые три были растворяемы верою и молитвенным расположением и обращением ко Господу, по предписанным правилам Церкви Православной и наставлениям святых отцов, которые опытом прошли духовную жизнь и показали нам стези спасения».

Далее преподобный указывает на то, что смирение в совокупности с другими добродетелями дает христианину силу противостоять козням вражьим и совершенствоваться в исполнении других заповедей. По мнению старца, православным христианам необходимо «…видеть свои недостатки, познавать свою немощь и через то достигать смирения, без которого все другие добродетели не помогут христианину. Смирение же и при неисправности человека очень ему помогает, как это показывает Сам Господь в Евангелии через притчу о фарисее и мытаре». Для того, чтобы истребить в себе корень самолюбия, по совету батюшки, необходимы «вера, смирение, послушание и отсечение своих хотений и разумений». В другом письме о неразрывной связи смирения с милостью и любовью старец пишет так: «Смирение подает крепость во всякой добродетели, а без терпения не совершается никакое доброе дело. Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви. Добродетели сии суть непобедимые оружия на диавола, на которые он и все множество бесов даже взирать не могут».

Примеры смирения из рассказов отца Амвросия

О том, что без смирения невозможно спастись, старец приводил пример одной госпожи, которая видела во сне Господа Иисуса Христа и перед ним толпу народа. На зов Спасителя первой подошла к нему девушка-крестьянка, а потом мужик в лаптях и другие крестьяне. Госпожа подумала, что и ее за доброту и вообще за все ее добродетели Он также возьмет. Каково же было ее удивление, когда она увидела, что Господь перестал звать! Она решилась сама напомнить о себе Господу, но Он совсем отвратился от нее. Тогда она упала на землю и начала смиренно сознаваться, что она действительно хуже всех и недостойна быть в Царствии Небесном. Выслушав ее повествование, старец сказал: «А вот такието и годятся, таких-то там и надо».

Однажды на общем благословении старец сказал: «Бог посещает Своею милостию только смиренных».

Часто общаясь с людьми и видя их внутреннее устроение, старец сразу видел, кто стоит перед ним: «Когда говоришь со смиренным, то отдыхаешь, легко с ним, а когда говоришь с тем, кто себя оправдывает, а других винит, — ох, куда как умариваешься».

Принимая посетителей, батюшка особенно обращал свое внимание на тех, кто приходил со смиренным душевным устроением, и принимал их в первую очередь, давая тем самым обучиться этой добродетели другим. Приехала однажды к отцу Амвросию одна почетная женщина, о появлении которой келейники посчитали нужным немедленно доложить ему. Старец так ответил им: «У меня все равны, мышка и маленькая, да пойди поймай ее». Некоторые осуждали его за то, что он, по их мнению, часто принимал богатых, а бедным отказывал. Старец же на самом деле принимал богатых не деньгами, а смирением. Потому часто и случалось так, что смиренные богачи недолго ожидали приема батюшки, а бедные роптуны по неделе и больше ходили к нему, да и то иные не могли совсем попасть. Мудрый пастырь так рассуждал по этому поводу: «Бедняку, привыкшему к терпению, легче подождать лишнее время, нежели человеку высокопоставленному».

О том, что смирение является победой над искушениями, по общему святоотеческому мнению, батюшка пишет: «У всех святых отцов единогласный ответ и совет в подобных случаях: во всяком искушении победа – смирение, самоукорение и терпение, разумеется, при испрашивании помощи свыше». И еще добавлял старец: «Лишь только смирится человек, как тотчас же смирение поставляет его в преддверии Царства Небесного».

Преподобный Амвросий Оптинский своей высокой подвижнической жизнью, послушанием старцам и терпением скорбей обрел великий дар от Господа – смирение. Осознание своих грехопадений и душевных немощей приводят человека в такое состояние, в котором он понимает, что всецело зависит от милости Божией и никаких своих добрых дел или произволений без Его воли иметь не может. Да поможет и нам Всемилостивый Господь, по молитвам оптинского старца, научиться столь необходимой и важной в христианской жизни добродетели, смирению, и достигнуть Небесного Царствия.

Чтец Сергей Сергеевич Думенков,

старший помощник инспектора,

преподаватель МинДС.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.