Восстановление покаянием 

Старец Иофис Ватопедский († 2009) оставил много поучений для своих духовных чад. Восприняв святоотеческую традицию, он сам стал источником, из которого потекли реки живой воды. Почерпнем и мы из него, на сколько хватит наших сил.

После грехопадения человек не только находится во власти закона греха, но постоянно подвергается различным искажениям и изменениям, которые сопутствуют греху, словно злые соседи. Именно они нас постоянно тянут, соблазняют, подталкивают и принуждают ко всему дурному настолько, что мы оказываемся неспособными сохранить и удержать то доброе, что хотим. Чтобы избежать подобного, мы всегда должны находиться в покаянном состоянии. По мнению святых отцов, даже если жизнь человека длится всего один день, нельзя говорить о его безгрешности.

В этом смысле покаяние должно стать нашим основным занятием. Святые отцы говорят, что Бога огорчает не то, что человек, так сказать, где-то оступился и согрешил. Не за это люди осуждаются. Благость Божию больше всего печалит нежелание человека покаяться. Нежелание каяться – это вид отчаяния, своего рода кощунство по отношению ко Всесвятому Духу.

Поэтому в борьбе с грехом ни в коем случае нельзя терять боевую настроенность, а, наоборот, усиливать свои старания. А поскольку достичь состояния безгрешности в своей жизни мы не можем, будем прилагать все силы к тому, чтобы достичь состояния постоянного покаяния. Так мы убедим поддерживающую нас благодать Божию, что ошибки, которые мы совершаем, по крайней мере, противны нашей воле. В этом случае мы никогда не оскорбим любовь Божию, ибо Господь будет видеть, что все наши падения происходят либо по нашей немощи, либо по неопытности, либо по незнанию.

Итак, сколько бы мы ни падали, будем взывать: «Боже, милостив буди мне грешному» (Лк. 18,13), и тем самым вновь призовем благодать Божию, «немощная врачующую и оскудевающая восполняющую». Она научит нас все видеть ясно и поступать правильно, сделает нас способными подниматься на ноги из любых трудностей. Ведь и по слову апостола Павла «ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали» (Рим. 13,11). Те же, которые видят все ясно и пережили испытания опытно, истинно понимают слова апостола «день приблизился» (Рим. 13,12).

Заметьте, чем более мы своими грехами укрепляем власть нашего врага, тем немощнее становимся. Так что все больше людей отступает от веры, все больше отдаляется настолько, что все труднее теперь становится жизнь в обществе, людей же духовных остается все меньше. Как же мы должны быть внимательны, как должны держаться друг за дружку, чтобы не упасть! Конечно, не в буквальном смысле. Дело в том, что нам, братья, нужно научиться быть союзниками, быть единомышленниками.

Ну а главное, нам нужно научиться быть союзниками благодати Божией. «Без Меня не можете творити ничесоже» (Ин. 15,5), – говорит Господь. Вся наша забота в том, как удержать благодать Божию. Христос говорит: «И вот, Я с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28,20). Это Господне «Я с вами» нам никогда не следует забывать, ведь Он действительно с нами. И сила Бога Слова с нами. Она не отступает от нас ни на мгновение. Горе, если это случится! Если Творец отступит от Своего создания хотя бы на долю секунды, оно перестанет существовать! Бог присутствует везде и во всем. Животворящая сила Его всегда с нами.

А всегда ли с нами благодать Божия? Как-то Ориген сказал одну мудрую вещь: «Что мне с того, что Слово Божие облеклось плотью человеческой, а я Ему не сопричастен?» А теперь я вам скажу: что нам толку с того, что сила Слова Божия с нами, а мы ее не можем ни воспринять, ни ощутить? И это не вина Христа. Это наша вина, что мы даем сбой. Обратим на это свое внимание. На то, как в любое мгновение нам не упустить возможность или средство, которое низведет на нас благодать Божию. Благодать же, «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», поможет нам не сбиться с пути и вовремя достигнуть желанной нашей цели, ведь «дни лукавы суть» (Еф. 5,16). «Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем» (Кол. 4,5). И наблюдайте, откуда и куда вас подталкивают. Извне, или рядом, или внутри вас.

Как действует в человеке грех? Обычно напрямую, сразу начинает внешнюю бомбардировку. Предлагает уму какой-то образ – любой, чаще всего нечистый, греховный – и пытается привязать к нему ум. Пытается заставить ум остановиться на этом образе, внимательно рассмотреть его. В этот момент ум должен быть осторожным: что это за образ? нужен он мне или нет? Если ум здоров, он немедленно отвергнет этот образ. «Отойди от меня, сатана, Господу Богу моему поклоняюсь и Ему одному служу» (см. Мф. 4,10). Несмотря на это, грех не сдается и не уходит, хотя и терпит некоторое поражение. Он оставляет прямые удары и пытается обойти «справа». Оправдывает грех разными причинами, законами естества, необходимостью, неизбежностью. И это все обман и коварство. Это всего лишь не прямой удар, а взятие хитростью. Если же с помощью различных доводов удастся убедить ум, что хоть и нет желания, но грех – это вынужденная необходимость, тут уже оставляется всякая хитрая лесть, и пускается в ход грубая сила. Пользуясь страстью как удавкой, темные силы душат человека, стремятся его погубить. Словно Навуходоносор они заставляют человека: «или поклонись моему образу, как я то повелеваю, или будешь брошен в печь» (см. Дан. 3,15). Подобными угрозами они загоняют человека в непроходимый лабиринт сатанинской страсти и тем самым наносят ему раны.

Именно поэтому нам следует непрестанно бодрствовать и трезвиться, быть внимательными, чтобы не попасться, ведь грех так просто не отступит, не уйдет, но будет пускать в ход все свое коварство и лесть, лишь бы обмануть нас. Будем очень осторожны, поскольку после греха неизменно появляется разочарование, так же как после раны появляется боль. Разочарование – это не естественное явление, не «особенность нашего характера», оно – симптом. За ним следуют безнадежность и отчаяние, и они также не от нашей природы, но от дьявола, хотя и представляются как естественные проявления человеческой натуры!

Итак, здесь нужно нам особенно быть осторожными и не терять мужества, если согрешаем, ведь, как известно, жизни без ошибок не существует. Часто можно слышать «я грешник, Бог меня не слышит» или «я грешник, все равно у меня ничего не выходит, я недостоин». С одной стороны, все это вроде бы так, но на самом деле, все не совсем так. Бог пришел ради грешников. И речь не о том, кто чего достоин или нет. Чем более человек чувствует свое недостоинство, тем более он должен прибегать к Богу. Именно таких Господь «ждет к Себе на прием», как Он Сам сказал: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк. 5,31).

Следовательно, крайне важно, чтобы человек, впав в какой бы то ни было грех, поднимался и не терял мужества. Для этого требуется отвага и решимость все исправить, но другого пути нет. Когда человек так поступает и идет дальше со вниманием, ум его постепенно приходит в состояние боевой готовности, в состояние бодрствования, он всегда настороже и уже не обманывается. Это постоянное внимание постепенно превращается в непрерывное покаяние, так что человек в любой момент может обратиться к Богу: «Согрешил я, Господи, не справился. Помоги мне. Не оставляй меня. Ты сказал: «Без Меня не можете творить ничего». Теперь я точно знаю, что это так и есть. Совесть моя меня обличает, поэтому я так тебе докучаю. Стучу, прошу, умоляю и не перестану Тебя беспокоить. Я не могу без Тебя, мне некуда больше идти. Пока уши Твои не устанут меня слушать, мои уста будут вопиять к Тебе. Ведь это праведный Твой суд призвал меня к покаянию. Ты, Всещедрый Боже, меня обратил, не я. Я не знал ни Тебя, ни пути к Тебе не был способен найти. Ты, Всеблагий Господи, Сам меня нашел, Сам пришел ко мне и позвал следовать за Тобою. Теперь, восприняв такой Твой дар, я и сам его желаю и стремлюсь к нему. Но у меня не получается. Поэтому я так Тебя зову и прошу Твоей помощи. Не позволь мне потерять твой драгоценный дар».

Вот я привел вам пример действительного покаяния. Так должна быть настроена душа человека кающегося. Если человек так будет подвизаться и дальше, внутри его родится особое, необъяснимое мужество, которого он раньше не знал. Это вид некоего дерзновения. Того дерзновения, которое имеют дети к своему отцу, но которое недоступно ни одному министру или чиновнику. Именно это мужество помогает побеждать грех, но сохраняет покаянное состояние. Оно очень нужно всем нам без исключения, но особенно тем братьям, которые живут общежительно, которые постоянно подвергаются воздействию различных факторов.

Ведь после грехопадения человек потерял свою самоидентичность и теперь все время находится в зависимости от окружающей его действительности. Если в первозданном состоянии, когда личность человека была цельной, неповрежденной, он обманулся и сбился с пути, то представьте, каково сейчас, когда личность повреждена. Насколько сильно человек сейчас подвержен влияниям и колебаниям. Сейчас мы не имеем сил, потому что мы ранены грехом, а если еще не осознаем, в каком бедственном и нездоровом состоянии находимся, то, к сожалению, легко становимся добычей всего того дурного, что нас окружает.

Поэтому нам нужно постоянно пребывать в покаянном состоянии, которое и есть смирение. Ведь истинное покаяние есть ни что иное, как деятельное смиренномудрие. А деятельное смиренномудрие и смирение – это единственное, что призывает на разумных существ милость Божию. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4,6). Будем пользоваться этими словами. Что нам ясно из них? Что без содействия благодати Божией мы бессильны, мы все время будем промахиваться. Следовательно, нам нужно приложить все свои силы, чтобы эту благодать Божию стяжать и удержать, не лишиться ее, ведь только с ее помощью мы окажемся способны на что-то доброе.

Что говорит апостол Павел? «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4,13). И Господь нам говорит: «Без Меня не можете творити ничесоже» (Ин. 15,5). Великий апостол по опыту знает безграничную силу благодати Божией, поэтому и говорит: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4,13). А если «все могу» действующей благодатью Божией, следовательно, и все усилия нужно направить на приобретение этой благодати. Все добродетели с нее начинаются и в то же время ее призывают. А, по мнению святых отцов, главная среди добродетелей – смиренномудрие. Именно его больше всего любит благодать Божия, и это не удивительно.

Сам Господь наш показал, что Он «кроток и смирен сердцем» (Мф. 11,29). Следовательно, смирение – это не простое пожелание или требование для разумных существ, а некая неотъемлемая часть божественной природы. Если по причинам, которые знает лишь Всеблагой Бог, смирение является качеством Его Самого, Его Собственным свойством, не следует ли и нам, его созданиям, тем более быть смиренными. И если смиренномудрие может так много, не логично ли нам следовать этим путем истинного покаяния. Искреннее покаяние побуждает непрестанно вопиять к Богу: «милостив буди мне, грешному», «помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости», «прости меня, Господи, я не справился», «приди, Господи, и пребудь со мною». И пока мы живем, по слову пророка Давида, «смирихся, и Господь спасе мя» (см. Пс. 114,5), легко можем приобрести союз благодати Божией, а с ней совершить дело нашего спасения.

Поэтому пусть никто из нас, верующих, не выходит за ограду смирения.

Продолжение в следующем номере.

Старец Иосиф «Афонские поучения», 1999 год.

Перевод Самуйловой Ирины.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.