Cтупени №4 (72) — С Рождеством Христовым!

Слово редактора

Начало каждого нового года соединяется с праздником Рождества Христова. Это время, когда вся природа замирает, и в этой тишине мы собираемся на торжественное богослужение. Богослужение, которое укрепляет наши духовные силы на весь год. Мысленно перенося себя к месту рождения Спасителя, мы умиляемся и в то же время набираемся решимости встретить каждый важный момент из жизни Бога Слова. Встретить не как язычники, с алкоголем в одной руке и колбасой в другой, а как христиане, у которых каждый день наполнен радостной печалью. Радостью о том, что Господь с нами, готов отдать всего Себя нам, как это произошло при Его Рождении две тысячи лет назад, и печалью, что в нас живет грех, который мешает отдать себя Господу…

 

ТЕМА НОМЕРА

  • Рождество Христово

    В наше время ежегодно рождение Богомладенца встречает гораздо большее число людей, чем две тысячи лет назад. И бедный хлев сменился благолепием храма, наполненным радостными лицами и торжественным пением. А чтобы мы лучше могли подготовиться к такому великому празднику, ему предшествует Рождественский пост…

  • Что для вас Рождество?

    Рождество Христово для меня, как для христианина, это основание и смысл жизни. Не пришел бы Христос на землю, люди бы не только на земле страдали, но и продолжали бы уходить на вечные муки. Несмотря на предупреждение Господа, что в момент, когда человек вкусит от древа познания добра и зла, смертию умрет, первый человек преступил заповедь и умер…

  • Любовь как высшая добродетель

    Интересные рассуждения о любви как высшей добродетели приводит святитель Николай Сербский. Прежде всего, он учит, что без Бога любви нет: «Существует ли земная любовь? – спрашивают меня соседи мои. Настолько же, насколько и земной Бог! Земная любовь, как и все земное, – лишь сон и сказка о любви. Насколько идолы схожи с Богом, настолько земная любовь похожа на Любовь. Насколько дым походит на пламя, настолько ваша любовь походит на Божественную»…

 

ИСТОРИЯ

  • История икона иконы «Неупиваемая чаша»

    В Православной Церкви много различных икон, но образ Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» особенно почитается людьми, страдающими пьянством и наркоманией…

  • Священномученик Иоанн Пашин

    Его мама Надежда Васильевна была дочерью священника из рода Завитневичей. В 1884 году умер отец будущего священномученика и матушка с трехлетним сыном переехала к родителям. Батюшка Василий, настоятель Скрыгаловской церкви Мозырского уезда, будучи достойным примером доброго пастыря, дал внуку хорошее отеческое воспитание и заложил в нём высокие идеалы духовной жизни. Мальчик Ваня часто посещал храм Божий, обучался церковному пению, выполнял посильные послушания в храме…

 

РЕЗОНАНС

  • Борьба с алкоголизма

    Алкоголь – слово арабское, на наш язык переводится как «спирт». В латинском языке «spiritus» имеет два значения – «дух» и «спирт». Это можно объяснить тем, что алкогольные напитки носили некий таинственный и религиозный характер. Как пример можно привести оргические и мистические празднества в честь Вакха-Диониса, которые сопровождались обильным винопитием…

 

ЛИКБЕЗ

  • Вино в Новом Завете

    Многие знают следующие места: Притча о ветхих и новых мехах (Мф. 9:17; Мк. 2:22; Лк. 5:37-39), упоминание напитка, данного Спасителю при распятии (Мф. 27:34; Мк. 15:23), характеристика Иоанна Предтечи и Спасителя (Лк. 1:15; Лк. 7:33-34), притча о милосердном самарянине (Лк. 10:25-37), брак в Кане Галилейской (Ин. 2: 1-11), день Пятидесятницы (Деян. 1:13), наставление апостола Павла к жителям Ефеса (Еф. 5:18), послание апостола Павла своему возлюбленному ученику апостолу Тимофею (1 Тим. 3:1-11; 1 Тим. 5:23)…

  • 12 шагов к счастью

    По книге Бытия, Господь создал «человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Изначально человек – обоженная природа, которая впоследствии это свое качество потеряла и сейчас не может жить как по законам природы, потому что она не совсем природа, так и по законам Бога, потому что уже и не с Богом. Человек после грехопадения раздирается собственной своей поврежденностью и является существом неизбежно страдающим…

 

СКРИПТОРИЙ

  • Возрождение древней Белорусской епархии

    Полоцкая епископская кафедра является одной из самых древних в Русской Церкви: ее основание относят к 992 году. В 1992 году праздновалось 1000-летие Полоцкой епархии и Православной Церкви в Белоруссии. В связи с этим в Минском епархиальном управлении состоялся научный коллоквиум, разработавший аргументацию в пользу даты – 992 год. До революции годом основания Полоцкой епархии считался год 1105-й…

 

БЫЛОЕ

  • Белорусский обряд «цари»

    Уникальный белорусский народный обряд «Колядные цари», который существует только в деревне Семежево (Копыльский район, Минская область), вошел в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в 2009 году…

 

АМВОН

  • Преподобный Евфимий и почитание родителей

    Уникальный белорусский народный обряд «Колядные цари», который существует только в деревне Семежево (Копыльский район, Минская область), вошел в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в 2009 году…

 

БИБЛЕЙСКИЙ УРОК

  • Новогодний псалом

    Накануне Нового года, 31 декабря, многие православные христиане спешат посетить храм, чтобы помолиться за новогодним молебном, который служится во всех приходах Русской Православной Церкви…

 

МОНАШЕСТВО

  • Что принес людям воплотившейся Бог?

    Как мы знаем, на протяжении веков Бог участвовал в истории человечества через Свое божественное откровение, завершившееся воплощением Бога Слова…

 

СЕМЬЯ

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.