12 шагов к счастью

Автор: Сидоренко Антон (МинДА, 1 курс)

Человек, который неожиданно для себя осознал свою зависимость и беспомощность перед алкоголем или наркотиками, находится на распутье. С одной стороны – Православие, которое имеет четкие ориентиры и предлагает спасение и освобождение (в том числе и от зависимости), с другой стороны – программа 12 шагов, которая также предлагает освобождение от зависимости.

По книге Бытия, Господь создал «человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Изначально человек – обоженная природа, которая впоследствии это свое качество потеряла и сейчас не может жить как по законам природы, потому что она не совсем природа, так и по законам Бога, потому что уже и не с Богом. Человек после грехопадения раздирается собственной своей поврежденностью и является существом неизбежно страдающим.

За последние сто лет наше общество значительно возвысилось над природой внешней, освободилось от проблем, создаваемых ею. Природные катаклизмы, голод, эпидемии современному человеку страшны менее, нежели его предку. Однако на фоне появления большего количества свободного времени стала заметна проблема природы внутренней. Психика человека работает зачастую против его воли, создавая проблемы, от которых человек страдает, несмотря на то, что материально его жизнь обеспечена, и вроде бы настроение должно быть хорошим. Но человек замечает, что он не хозяин в своей собственной душе.

Также за XX век набрала популярность наука, призванная помочь человеку в цели саморазвития за счет объяснения принципов функционирования его внутреннего мира, называемая психологией. Ведь на фоне увеличения свободного времени и ресурсов для удовлетворения своих как потребностей, так и похотей, расцвели алкоголизм и наркомания. Благодаря психологии появилась система работы над ними – Программа 12 Шагов, которую реализуют «Анонимные Алкоголики», «Анонимные Наркоманы», «Анонимные Созависимые».

Можно подумать, что Программа вступает в конкуренцию с Православием, так как ее метод избавления от зависимости – духовный путь, развиваясь в котором, человек больше не нуждается в «употреблении», потому что обретает новый способ жить и получать удовольствие.

Православие также предлагает духовный путь, движение по которому предполагает избавление от зависимостей в том числе.

Так какой же путь выбрать зависимому человеку? Думаю, самое время привести слова Христовы: «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6), в которых Он говорит о Себе как о пути. Не о Своем учении, а о Своей Личности. Апостолы свидетельствовали не столько о Его учении, сколько о Его личности. Это означает, что главным посредником между человеком и Богом в его спасении является Христос (1 Тим. 2:5). Разница между подлинным богопознанием и ложными представлениями и фантазиями о Боге огромна.

Православная традиция же помогает узнать Его и не перепутать с собственными о Нем фантазиями.

Но какой же путь подведет человека к исцелению от зависимости?

Главной проблемой, мешающей нашему с Богом общению, Программа 12 шагов (далее Программа), как и Православие, называет эгоизм, или своеволие.

Грех получил власть над человеком в Эдемском саду, когда Адам с Евой поставили свою волю выше Божией; и эта власть закончилась в саду Гефсиманском, когда «но вый Адам» смог после длительной молитвы с каплями кровавого пота на лбу сказать: «Впрочем не Моя воля, но Твоя, да будет» (Лк. 22:42).

Для исцеления проблемы своеволия необходимо принять решение во всем полагаться на Его волю, и полностью отречься от своей. На это и направлены «Шаги», первый из которых гласит: «Мы признали собственное бессилие перед алкоголем/наркотиками/другими людьми, признали, что наши жизни стали неуправляемы», и свидетельствует об осознании собственного поражения. Третий же шаг говорит о необходимости во всем положиться на Бога, именно во всем, а не только в сфере, с которой у человека проблема: «Приняли решение препоручить нашу жизнь и нашу волю Богу, насколько мы Его понимаем».

Первый шаг в чем-то согласуется с первой заповедью блаженств: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5:3). Начало православного духовного пути – это осознание собственной неспособности управлять своей жизнью. Нет, принимать-то решения человек может, но они ни на каплю не приблизят его к реальности Царства, если не согласуются прежде с волей Бога Отца.

Третий же шаг – «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф.5:5) говорит о состоянии человека, живущего в Царстве Небесном – кротости. Это состояние свойственно лишь тем, кто отрекся от своей воли и не претендует, что знает, «как все должно быть», поэтому он и не пользуется теперь гневом как средством заставить окружающую действительность исполнять его желания. Гнев такому человеку не нужен, потому что он пребывает в реальности, в которой есть Бог, и право судить принадлежит Ему.

Промежуточное состояние между признанием собственного бессилия и перепоручением всех сфер своей жизни Богу в Евангелии называется плачем: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф.5:4), так как в своей воле человек уже разочаровался, а на Божью надежды еще не приобрел. В Программе этому соответствует также 2-й шаг, который говорит о необходимости обрести веру: «Пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие». Приход к такому убеждению также сопровождается «плачем», потому что расставаться с верой в свою самодостаточность – процесс крайне болезненный.

Отличие лишь в том, что Программа начинается с признания бессилия в определенной сфере, а Православие говорит о нищих духом, то есть сфера не уточняется, но обычно это как раз таки какой-то один больной вопрос, который человека приводит к необходимости поиска духовного ответа, так как, видимо, ответы другого порядка его не успокоили.

Основные различия вызваны тем, что 12 Шагов рассматривают только земной участок бытия человека, они не знают о том, что было до, не знают, и что будет после. Шаги, как и психология, стараются быть близки к тому, что может быть достаточно быстро проверено на опыте. У них нет ни Синайского откровения, ни Евангельского, их учителя жили в XX веке и, собственно говоря, и их учение в основных своих чертах весьма напоминает то, что было открыто иудейскому народу на горе Хорив и остальному человечеству – через еврейский народ и его Мессию.

12 Шагов не говорят о наследуемой поврежденности природы в результате грехопадения. Однако они говорят о генетически передаваемой «порче», обосновывая это научными данными. Химически зависимые наследуют предрасположенность к собственной зависимости генетически. Зависимость понимается не просто как стремление к «употреблению», а глубже, начиная с ее корней, – нежелание жить той жизнью, которая человеку дарована Богом, и стремление найти «иной» путь существования, пусть и более «грязный», но кажущийся не таким трудным.

Все виды зависимости передаются благодаря семейным моделям воспитания. Это раньше не было изучено, но стало явным благодаря развитию науки. Программа говорит, что люди, страдающие любого рода зависимостями, обязаны этим главным образом тому, что потеряли связь с внутренним чувством истины. Когда ребенку активно навязывают мораль извне и не принимают его согрешающего, он начинает настолько бояться быть собой, что от этого «себя» отказывается. И впредь он старается угадать, как надо себя вести в рамках внешне навязанной «истины», которая не стала для него внутренней. Он не успел дорасти собственным опытом до нее, соответственно, стремится к ее исполнению из одного только страха быть не принятым людьми: сначала – родителями, потом – другими авторитетами. Таким образом, человек с детства привыкает руководствоваться мотивами человекоугодия, которые становятся для него «совестью».

И Программа «лечит» такую поврежденность за счет глубокого исследования собственных мотивов и последующей перемене их на здоровые, что можно назвать покаянием (с греч. μετάνοια – перемена ума, сознания). Это совершается главным образом в результате прохождения Шагов с наставником и на группах самопомощи.

Православие также говорит о необходимости глубокого исследования себя, без которого движение к Богу затруднено, так как человек после грехопадения потерял способность различать добро и зло из-за неглубокого проникновения в собственные мотивы, незнания себя настоящего. По учению преподобного Исаака Сирина, пока человек не возненавидит причины греха, он не сможет отказаться от наслаждения, создаваемого им. Невозможно отказаться от греховного удовольствия, пока ты не видишь мотивов, из-за которых допускаешь себе грех.

Главным средством, способствующим восстановлению возможности понимать себя, является благодать как связующая сила между сознанием человека и его совестью: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» (1 Кор.2:9).

В Программе же, в связи с ее рождением в протестантской среде, существует недооценка благодатных методов по исправлению внутренней поврежденности. Молитве там уделяется внимание в разы меньше, чем в Православии, которое сохранило важность древней практики усердной созерцательной внутренней работы. Молитва же помогает человеку «слышать» голос Божий внутри себя, согласовывать свои действия с ним и указывает человеку путь, на котором он встретит Бога.

Также в Программе отсутствуют Таинства, помогающие православному человеку получить сверхъестественную поддержку в деле покаяния.

Две заповеди Писания названы главными: любовь к Богу и любовь к ближнему. Если любовь к Богу выражается в первую очередь смирением, согласованием своей воли с Его, то любовь к ближнему выражается в готовности принять его со всеми «непохожестями» в собственную жизнь.

Программа не знает, что Бог – Троица, однако ставит своей целью привести человека к главному качеству внутритроичного бытия – единству в любви. Главное, что принесло откровение о Троице в мир – это идея о том, на чем должна строиться наша общность. Также это снова отсылает нас к необходимости быть готовыми к умалению своей воли ради исполнения воли того, с кем мы хотим достичь общения. Одно из свойств человека после грехопадения – стремление к исполнению только своей воли. Человек видит свое счастье в обретении тех условий жизни, при которых его воля будет реализовываться наилучшим образом.

Программная методика помогает достижению единства главным образом за счет групп самопомощи, на которых люди открывают друг другу раны своей души, разделяя общую боль. В коллективные жалобы на жизнь этому процессу мешают превращаться правила ведения собрания. Эти правила нацелены на приведение высказываний к образу самоисследования (как бы со стороны) с целью выявить проблему и способы ее решения иным образом, нежели человек привык это делать по инерции. Это помогает прояснить законы происходящего в жизни, приводя человека к опытному познанию необходимости духовного пути за счет осознанного подхода к саморефлексии.

Единство христиан также достигается благодаря самопознанию и нравственному совершенствованию, однако разница опять-таки в том, что Православие считает главным условием этого совершенствования стяжание Духа Святого, и в Церкви, в отличие от Сообщества зависимых, есть к этому гораздо больше условий.

Если сравнивать теоретическое описание пути, богословие, то в Программе есть довольно-таки простые методики духовной работы над конкретными страстями, терзающими современного человека (алкоголизм, депрессия, переедание, игромания). Они хороши своей простотой, все написано современными людьми в современных условиях.

Конечно, православное богословие гораздо глубже и яснее дает понимание того, чем является духовная жизнь. Однако проблема в том, что эти тексты надо отыскивать самому, в Программе же, как только человек приходит, он сразу получает необходимый набор текстов по своей зависимости.

Подведя итог, можно сказать, что главными средствами духовного совершенствования Программа видит: группы самопомощи, самоисследование, работу с наставником, служение и, в небольшом количестве, молитву. Группы самопомощи очень похожи на практику общей исповеди у первых христиан. Самоисследование в святоотеческой традиции всегда рассматривалось в качестве одного из основных средств к мотивации аскетического делания.

Главным отличием Православия от Программы 12 шагов является то, что Программа ставит целью счастливую земную жизнь, душевный комфорт, где духовный путь является методом достижения этой цели, в Православии же – наоборот.

Можно сказать, что Программа более близка и понятна современному человеку, выросшему под влиянием западной культуры, которая не знает православной традиции. 12 Шагов создавались для людей, не желающих слышать о Христе, но нуждающихся в Нем. Нравственное учение Программы согласно с Православным в главном, однако Программа раскрывает не все аспекты борьбы с грехом. Патриарх Алексий II говорил: «Следует помнить, что выздоравливающий человек остро нуждается в заполнении своей душевно-духовной сферы, ранее заполненной наркотиками и алкоголем… Традиции внешнего порядка, сформировавшиеся в подобных обществах, не имеют принципиального значения. Если люди, нуждающиеся в исцелении от страшной язвы, обращаются душой к Богу, то неразумно закрывать перед ними двери Церкви… Однако это не означает, что в практической деятельности по реабилитации алкоголиков и наркозависимых следует сознательно упрощать те или иные положения христианской веры». Программа может помочь зависимому жить, «не употребляя», более того, быть при этом неплохим человеком, но она не отвечает на два главных вопроса человеческого духа: «кто я» и «зачем я», то есть на запрос смысла и призвания человеческого существования.

Она создана для ответа на вопрос: «как мне выжить в этом мире, не обладая знанием смысла»? Только – вооружившись мотивацией на нравственность, как последним якорем спасения, чтобы «не употреблять». Главным мотиватором 12-шаговых адептов является страх срыва и возврата в прошлую жизнь.

Нет надежды на обетования полноты вхождения Истины в бытие. Есть лишь способ выживания в этом мире, цель которого остается для зависимого сокрытой. Тем не менее среди них очень много людей ищущих, не довольствующихся тем количеством ответов, которые дает Программа, и они идут искать эти ответы дальше, в других религиозных системах. Посмотрят ли они в сторону Православия? Зависит от нас с вами.

 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.