Белорусский обряд «цари»

Автор: Демидов Алексей (МинДС, 2 курс)

Уникальный белорусский народный обряд «Колядные цари», который существует только в деревне Семежево (Копыльский район, Минская область), вошел в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в 2009 году.

История действа «Колядные цари» начинается в XVIII веке, когда недалеко от деревни Семежево стояли лагерем части Русской императорской армии. Как говорит местное предание, в дни празднования Нового года по старому стилю (Юлианский календарь) солдаты и офицеры ходили по дворам деревни, показывая веселое представление, за что хозяева одаривали их вкусными лакомствами. После того, как отряд покинул деревню, местные жители не только сохранили традицию, но и превратили ее в уникальное рождественское действо.

Обряд «Колядные цари» объединил элементы карнавала и народной драмы «Царь Максимилиан». Сюжет драмы следующий: царь Максимилиан — царь, который решил жениться на иностранной царице и отказаться от Православной веры. Сын царя, Адольф, выступает против женитьбы отца. Пытаясь переломить решение сына, царь Максимилиян заключает Адольфа под стражу и в конце концов и казнит. Первоначально драму играли в батлейках, которые были обязательным элементом рождественских представлений. Постепенно украшением обряда становились самобытный фольклор, декоративно-прикладное искусство (костюмы, предметы быта), особые рождественские блюда национальной кухни беларусов. Жители деревни верят, что в доме, где побывали «цари», весь год будет мир, согласие и богатство.

По собранным документальным материалам и свидетельствам старожилов обряд был возрождён в 1996 году. С этого времени в деревне Семежево ежегодно стали проводить рождественское действо «Колядные цари».

По традиции, в обряде участвуют холостые мужчины и юноши – «цари». Они одеты в белые брюки и сорочки, на груди крест-накрест повязаны красные пояса с традиционным орнаментом. На ногах – начищенные до блеска сапоги. На голове у них – высокие шапки, украшенные разноцветными лентами.

Каждый юноша исполняет свою роль – лекаря, барабанщика, мехоноши. Среди других персонажей выступают: главный герой обряда – царь Максимилиан, а также Дед – переодетая в парня девушка и Баба – переодетый в девушку парень.

Передвигаясь по деревенской улице, участники громкой праздничной процессии входят в дом и разыгрывают народную драму с «батальными» сценами. У каждого участника действа своя роль: «солдаты» показывают сценку о встрече, ссоре и драке царей; «врач» – лечит побежденного царя Максимилиана, а «баба» с «дедом» в это время демонстративно пытаются украсть чтонибудь «плохо лежащее» и шутят, всячески пытаясь придать празднику колорит народных гуляний. С наступлением темноты «цари» зажигают факелы. По окончании праздничного похода всех участников ожидает щедрое угощение от жителей деревни.

Рождественское действо «Колядные цари» превратил деревню Семежево в настоящее туристическое место. Множество туристов, интересующихся историей и культурой Беларуси, ежегодно приезжают сюда, чтобы стать участниками и зрителями потрясающего самобытного действа.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.