Борьба с алкоголизма

Автор: Быковский Андрей (МинДС, 2 курс)

История развития человечества помимо прогресса порождает вместе с тем и негативные проблемы. Одной из таких проблем является алкоголь. В какие-то исторические эпохи эта проблема очень сильно себя проявляла, вплоть до принятия «сухих законов». В данной статье мы попробуем коснуться истории возникновения алкоголя и его влияния на общество с древности и до наших дней.

Алкоголь – слово арабское, на наш язык переводится как «спирт». В латинском языке «spiritus» имеет два значения – «дух» и «спирт». Это можно объяснить тем, что алкогольные напитки носили некий таинственный и религиозный характер. Как пример можно привести оргические и мистические празднества в честь Вакха-Диониса, которые сопровождались обильным винопитием. Также жрецы некоторых примитивных народов для вхождения в экстаз упивались хмельными напитками. Начало целенаправленного получения сброженных напитков, содержащих алкоголь, многие историки относят ко времени формирования сельского хозяйства. Это приблизительно 6-10 тысяч лет до н. э. Во многих древних документах Египта, Месопотамии, Китая, Греции, а также в Библии находятся упоминания об употреблении алкогольных напитков. На территории Месопотамии археологи обнаружили осколки глиняного сосуда, сделанного в шумерском государстве Урук 5500 лет назад, в котором, по их предположению, хранилось вино. Были найдены рисунки в египетских гробницах, изображающие последствия от неумеренного употребления спиртного на пиру у вельможи. Уже с тех времен многими отмечалось отрицательное воздействие алкоголя на организм человека.

Столетия культивирования винограда позволили создать многие сорта вин, которые славились во всем Средиземноморье. Экспорт вина достигал Скандинавии и Индии. Постепенно виноделие пришло и на север Европы, и на славянские земли, где оно столкнулось с конкуренцией пива и меда. В древности вино никогда не пили в чистом виде, его всегда разбавляли водой. Считалось, что только варвары могут пить чистое вино.

На территории Древней Руси перечень хмельных напитков был очень разнообразным. Это обусловлено природой и теми продуктами, из которых изготавливали спиртные напитки: мед, березовый сок, сок различных ягод, квас, ол (олус).

Мед на Руси был самым распространенным алкогольным напитком, так как во многих районах процветало бортничество. Меда были ставлеными и вареными. Ставленый мед – это напиток, полученный в результате естественного брожения пчелиного меда с соком ягод, который выдерживали в бочках по 10-15 лет. Этот продукт был ограничен, его могли употреблять только высшие слои общества. А уже мед вареный был продуктом, доступным для остальных слоев общества. Он отличался более низким качеством, чем ставленый мед. Получали вареный мед посредством простейшей дистилляции.

Еще одним доступным сырьем для изготовления хмельных напитков был березовый сок. Из него делали березовицу – забродивший сок, который долго хранили в открытых бочках.

Квас и ол – это предшественники пива в современном понимании этого слова. Два этих напитка варили из ячменя, с той разницей, что в ол добавляли хмель и полынь.

С древнейших времен на Руси были известны братчины, которые корнями уходят в языческие обрядовые трапезы. Это были общие трапезы по поводу каких-либо знаменательных событий: праздники, тризна, победа в походе и т.д. Обязательной частью этих общинных праздников являлся обрядовый напиток – мед или квас. Очень часто на братчинах употреблялся общий ковш, из которого все участники пили по очереди. В то время эти напитки носили некий сакральный смысл и употреблялись они только в определенные дни.

До сегодняшнего дня бытует мнение, что на Руси с давних времен было повальное пьянство. Распространению этого мнения способствовали свидетельства иностранцев, которые бывали на Руси. В любом народе и любой нации есть группы и целые слои населения, которые более других могут быть подвержены недугу чрезмерного винопития. На протяжении многих столетий на Руси общество состояло из знати – князья, бояре, служилые, духовенство, и крестьян – простого народа, который находился в рабстве практически до 1861 года. Приблизительное соотношение этих двух слоев населения было где-то 10% против 90%. Выживание крестьянина зависело только от него самого. Сам уклад жизни крестьянина был против пьянства. И сельскохозяйственный цикл работ это не стимулировал. Крестьянин обходился только натуральным хозяйством, у него просто не было денег на выпивку. Большое влияние оказывала и крестьянская община, которая была не заинтересована в пьянстве. И даже сама знать была не заинтересована – это бы приносило ей значительные убытки.

Распространение алкоголизма связано с урбанизацией городов и переселением сельского населения в города, которое активно началось с середины XVIII века. А также с усовершенствованием и удешевлением производства алкоголя. И еще одним фактором было введение монополии на винную торговлю. В XIX веке пополнения бюджета за счет продажи алкоголя были очень большими. Возрастающая алкоголизация населения не могла остаться не замеченной для простого народа и для самого государства, которое эту алкоголизацию и стимулировало.

Сначала среди народа возникали стихийные общества трезвости. Они устраивали погромы питейных заведений. Но со стороны государства эти общества безнаказанными не оставались. Многих арестовывали и ссылали в Сибирь. Государство видело негативные последствия распространения алкоголизма и со своей стороны также прибегало к ряду мер, ограничивающих пьянство. Был принят закон, по которому местные общины могли полностью запретить продажу алкоголя на своих территориях. И многие общины этим законом пользовались. Так в период с 1892 по 1894 годы в России было составлено 40 тысяч запретных приговоров. В городах вводилось ограничение на торговлю спиртным, продажа алкоголя была возможна только с 7 часов до 10 вечера. Во всех питейных заведениях торговля алкоголем была запрещена на Страстной неделе, на Пасху и Рождество.

Говоря о борьбе за трезвость в России на рубеже XIX-XX веков, следует также упомянуть о работе Русской Православной Церкви в этом направлении. Стали создаваться православные общества трезвости. Они больше были распространены в селах, а светские общества трезвости находились в городах, что не препятствовало активному участию в их работе и священников. Деятельность обществ включала издание противоалкогольной литературы, организацию публичных бесед и чтений, открытие чайных, столовых, библиотек, читален, книжных лавок, домов трудолюбия, богоделен. Немало трудов в деле антиалкогольной борьбы положил святой праведный Иоанн Кронштадский. В трезвенном деле принимали участие не только рядовые священники, но и церковные иерархи, такие как: митрополит Владимир (Богоявленский), митрополит Антоний (Храповицкий), епископ Митрофан (Краснопольский) и многие другие.

Церковные общества трезвости возникали вокруг священника, возле которого формировалась группа единомышленников. Общество трезвости составляло устав, в котором прописывались цели объединения, условия приема новых членов, состав правления, бюджет (состоявший из членских взносов и добровольных пожертвований). Но, к великому сожалению, в среде духовенства не все были единодушны в вопросе антиалкогольной борьбы. Председатель Комиссии по борьбе с пьянством Государственной Думы III созыва епископ Митрофан (Краснопольский) среди недостатков отмечал случайный характер трезвеннической работы духовенства, отсутствие единства и взаимодействия между отдельными борцами за трезвость. Но несмотря на эти недостатки, работа обществ очень помогла в борьбе с пьянством.

Первый «сухой закон» был введен императором Николаем II в 1914 году, в связи с началом войны и мобилизацией в стране. Эта мера носила временный характер, но потом была продлена до конца войны в 1917 году. После октябрьского переворота запрет на торговлю алкоголем был продлен. Временное правительство опасалось, что люди пойдут захватывать и разворовывать казенные склады, где накопилось большое количество спирта. Со временем погромы складов действительно начались, и уже захватившие власть большевики вынуждены были для противодействия этому создать целый отдельный Комитет по борьбе с винными погромами. Запрет на продажу алкоголя продолжался. В этом большевики руководствовались не вопросами нравственности или здоровьем населения, а суровой реальностью.

Следующая кампания по борьбе с пьянством была развернута в 1929 году. В городах запрещалось открывать новые питейные заведения. Прекращалась продажа алкоголя в буфетах, рабочих клубах, театрах. Был создан Всемирный совет противоалкогольных обществ. Но эта кампания была свернута уже в следующем году. В Кремле посчитали цифры и пришли к выводу, что отказ от продажи алкоголя приведет к огромным недоборам в бюджет.

В 1985 году в СССР при М. С. Горбачеве была еще одна антиалкогольная кампания. Тогда были приняты следующие меры: сократили производство алкогольных напитков, резко повысили цены на алкоголь, снизили количество магазинов, торгующих алкогольной продукцией. А те магазины, которые остались, работали меньшее время – с 14 часов дня до 19 часов вечера. Эта кампания привела к двояким результатам. С одной стороны, сократилась смертность и повысилась рождаемость, а с другой – резко возросло количество отравлений различными спиртосодержащими жидкостями и самогоноварение. Уже в 1987 году кампания была свернута, и с тех пор никаких масштабных мероприятий уже не проводилось.

Тема злоупотребления алкоголяем очень актуальна и в наши дни. В любом магазине можно увидеть сколь разнообразна и многочисленна алкогольная продукция и как она легкодоступна. Сейчас алкогольная проблема ставит новые вызовы перед всем обществом – это и детский алкоголизм, и женский алкоголизм. Решение этих проблем возможно только усилиями и консолидацией всего общества, государства и Церкви.

Сколько мы теряем талантливых людей, которые могли бы принести пользу себе и другим?! Для многих алкоголь – это развлечение. Но оно скрывает за собой более глубокий мотив: духовный вакуум. Очень жаль, что многие его заполняют пьяным угаром, и, к сожалению, никуда, кроме как в вечную погибель, этот путь привести не может.

 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.