Что принес людям воплотившейся Бог?

Автор: Старец Иосиф Ватопедский. Беседа на Рождество Христово. Источник: www.pemptousia.gr Перевод Самуйловой Ирины, студентки 4 курса заочного отделения МинДС.

Как мы знаем, на протяжении веков Бог участвовал в истории человечества через Свое божественное откровение, завершившееся воплощением Бога Слова.

Целью этого воплощенного во Христе божественного откровения было открыть человеку всю глубину его падения и указать путь из него. Нужно, чтобы человек узнал свое истинное происхождение, узнал, откуда берет свое начало все, что его окружает, и для чего предназначено все, что с ним происходит. Из окружающего мира и событий человек должен был усмотреть Творца, Его силу и промысел. А главное – человек должен был подготовиться к принятию грядущего Искупителя.

На протяжении многих веков человек часто всячески вооружался против этого знания, которое дьявол всячески старался исказить и извратить, зная, что удобнее всего человек искушается и смущается сомнением и маловерием.

Те же, кто имел здоровую веру, были способны принимать божественные откровения, которые Бог временами являл Своим верным. Правда, главной цели до конца не понимали даже они. А главной целью было исцеление больного человечества, его освящение и обожение.

Жажда божественного откровения, как некий внутренний подсознательный зов, всегда привлекала человечество, хотя могла и не совпадать с той истиной, которую возвещали пророки. Сам Закон Моисеев, который напрямую был откровением от Бога, являлся не более чем средством ограждения избранного народа от многобожия и идолопоклонства, а также своего рода договором между Богом и Его народом. По словам апостола Павла, «закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» (Евр. 7:19), а также «закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними» (Евр. 10:1).

Эта безысходность и томление человечества были упразднены пришествием Бога Слова, когда «исполнилась полнота времен». Ту катастрофу, в которой оказался человек после падения, а вместе с ним и все творение, не могло уврачевать простое знание богооткровенного закона. Требовались крайние меры (подобные тем, когда Бог из ничего привел к бы тию все создание одним Своим Животворящим Словом – «рече и бысть, повеле и создашася» (Пс. 32:9)) для того, чтобы остановить тление и восстановить в человеке поврежденный, искаженный божественный образ. Человечество находилось в состоянии страдальца, который упал в глубокую пропасть, а на ее краю стояли некоторые и советовали, что лучше ему оттуда выбираться. То, что нужно было выбираться из хаоса пропасти – было единственной истиной, которую человек видел, однако средства для спасения не было нигде.

Жалобный вопль всечеловеческой боли не переставая восходил к Богу во многих молитвах: «Боже, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся» (Пс. 79:4); «Приклони Господи ухо Твое, и услыши мя: яко нищ и убог есмь аз» (Пс. 85:1); «Видиши, яко Ты болезнь и ярость смотряеши, да предан будет в руце Твои: Тебе оставлен есть нищий, сиру Ты буди помощник (Пс. 9:35). И в назначенный час Поэт веков «приклонил небеса и сошел на землю», чтобы, согласно Писанию, восстановить поврежденный падением Божественный образ – человека.

Став во всем подверженным тлению и смерти, человек полностью лишился своего первоначального состояния. Три составляющих души (ум, рассудок и воля) извратились и стали действовать с точностью до наоборот. Силы души (рассудительность, мужество, мудрость, справедливость и другие) также извратились и вместе с плотью составили «тело смерти» (Рим. 7:24). Ум, рассудок, желания, поступки – все, что составляет душевно-телесное бытие человека – все извратилось и восстало против человека.

Находясь в таком море развращенных мыслей и дел, и сам человек подобным образом формировал свой внешний мир, приспосабливая свои отношения в соответствии с окружающей его действительностью. Страх смерти, самомнение, страсть себялюбия, ненасытная жажда наживы, временность бытия и другие болезни и повреждения стали теперь неотъемлемой характеристикой «человека перстного». И рана, по словам пророка, была не «от части» (т.е. небольшая), гниение поразило всего человека – с головы до ног. И лишь бесконечная благость Божия, Его неизмеримое человеколюбие, Его неизъяснимое милосердие могли снизойти на такое страдание и устроить спасение.

Итак, «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены…» (Гал 4:4), не только для того, чтобы избавить нас от смерти и тления, но чтобы «нам получить усыновление» (Гал. 4:5). Весь масштаб катастрофы не мог исправить никто, кроме Первого Устроителя – Того, Кем «вся быша». И Он действительно «умалил Себя, зрак раба приим» (Флп. 2:7) – стал Человеком, чтобы спасти человека.

Тот же, Кто после ослушания человека, судил ему: «Земля еси и в землю отыдеши» (Быт. 3:19), Сам теперь восхотел снять эту епитимию с «перстного» человечества, сообщив ему благодать «Человека Небесного». Первый глас констатировал смерть человека, поэтому нужен был второй глас, который призовет его вновь к жизни. Этим призывом стало: «Восстань спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5:14).

Падение человека состояло не просто в его переходе из области жизни во власть смерти. Изменился, деформировался весь его душевно-телесный мир настолько, что Бог Сам взял на Себя его исправление с самого начала, с самой сути, воспринял наше бытие в Свое собственное, чтобы приобщить человечество к жизни истинной, исцелить, обожить его и сообщить Свои свойства. Главной чертой исцеленного человека стала божественная благодать, возвращающая все свойства «образа и подобия» Божия. Эту благодать вернул людям воплотившийся Бог. Поскольку Он воспринял всю нашу природу (кроме греха, который является неестественным и никогда не принадлежал нашей природе), Он, таким образом, передал ей все Свои Божественные дары и качества.

Как видим, восприняв на Себя человеческую природу, божественное Слово возвратило человеку все, что он утратил в результате своего падения. Телу – благоизволение на творение добрых дел, душе и разуму – здравое и рассудительное мышление, где нет места греху. Своим личным примером Христос научил нас и передал божественное откровение и о настоящем, и о прошедшем, и о будущем, показал верным Своим, как противостоять любым искушениям и заблуждениям. Своими божественными заповедями Он восстановил нарушенное равновесие естественных законов как в каждом конкретном человеке, так и в обществе в целом. А Своей вседобродетельной жизнью доказал, что все Его заповеди исполнимы.

А главное, что сейчас мы имеем, и имеем в избытке – это Сам Сладчайший Господь Иисус Христос, Его всеобъемлющая любовь к нам, животворящая и спасительная. Себялюбие, алчность, ложь, лицемерие, самость, все дурное, что извратило человеческую нравственность, все мыслимые и немыслимые отклонения исцелила смиренная и жертвенная любовь Божия, которая соединила во Христе нашу природу с Божественной. И сейчас вместе с истинным Богом открывается истинный человек – «новозаветный», «храм Божий», соединяющий в себе веру и дела, несущий в себе откровение Бога и жизнь во Христе.

Жизнь христианина, которая является живым отражением жизни во Христе, – уже не просто попытка внешне соблюдать законы и правила, что чуждо его природе. Наоборот, возродившийся во Христе человек естественно и непременно ищет соединиться с Ним и самой своей сущностью – всем существом – «как во Христе крестившийся во Христа облекается». Грех, как что-то противное и неестественное, он отвергает и становится благодатным, «новозаветным», просвещенным, Христовым, естественным и выше естественным.

Отныне, являясь Телом Христовым и «удами от части Его», человек становится причастен святости, поэтому святость, по которой мы все так тоскуем, сейчас для нас не просто что-то далекое, чего мы недостойны, а то, что мы даром все получаем при крещении, а значит, ее нужно хранить и удерживать. Итак, мы уже «не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19). Поэтому, по словам апостола Павла, нам следует «умертвить земные члены наши» (Кол. 3:5), а именно – все плотские и корыстолюбивые помышления, потому что сейчас все мы – чада Воскресения. Христос воскрес из мертвых, нас «воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:6). А поскольку мы воскресли со Христом, и помышлять нам более прилично о горнем, а не о земном (Кол. 3:2).

Как мертвый не способен участвовать во всем, что его окружает, так и умерший для греха христианин не имеет ничего общего со всеми формами греха. И мы «соумираем» со Христом, крестимся «Его крещением», следовательно, нужно «Ему сораспяться» и не жить сами по себе, но жить Христом, чтобы и Он жил в нас (Гал. 2:20). А если живет в нас Христос, не следует нам довольствоваться одним лишь отрицанием греха, но двигаться дальше к здоровому деланию божественных заповедей. Как говорит пророк Давид: «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним» (Пс. 33:15). Если же этого не достигаешь, то хотя бы «вохристовляйся»: пусть у тебя будет «христостремление», «христомысли», «христопоступки». Истинны лишь две вещи: или Слово Божие на самом деле не воплотилось и, следовательно, не соединилось с нашей природой, или это мы не способны воспринять Его благодать. Однако Слово воистину «стало плотью», другими словами, «человеком», а значит, только наше собственное дурное расположение виновато в том, что мы терпим неудачу.

Цельный во Христе человек способен трезво увидеть причины своего разделения с Богом и окружающими его людьми. Жертвенность, как наиболее присущая любви Божией черта, основывается на единстве и сострадании, в то время как начало всякого зла кроется в самости и себялюбии, разрушающих всякое единство и гармонию.

Источником всего злого, что последовало за грехопадением, является дьявол – «древний змий… обольщающий всю вселенную» (Откр. 12:9), «человекоубийца от начала», «лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). Если мы внимательно рассмотрим, что такое сатанизм, мы поймем, что это не что иное, как эгоизм, себялюбие в своем крайнем проявлении, самость в превосходной степени, иными словами, абсурдная и больная любовь к самому себе в сочетании с ненавистью и отвращением ко всему, что не касается объекта любви. Все остальные формы зла, которые являются причиной горя, бед, страданий и, наконец, самой смерти – это, по существу, лишь следствия себялюбия. Не имея в себе сил следовать по пути самопожертвования к благу всеобщему, далекий от благодати Божией человек поддается искушению следовать лишь своему личному благу и, чтобы добиться успеха, прибегает к нечестным методам.

Поэтому, слава и благодарение нашему Сладчайшему Господу, Который в Своем воплощении раскрыл нам и теорию и практику жизни в единении и в братстве. Как члены Его Тела, мы должны взращивать в себе любовь как главное свойство нашей христианской личности, поскольку нам больше не нужно жить для себя, а для Того, Кто за нас распялся и воскрес и Кто есть Сама Любовь.

Жертвенная любовь в любом своем проявлении есть образ любви Христовой. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13), – говорит Сам Христос, Первый, кто Сам исполнил эти слова. Апостол Павел, показывая нам, как проявляется общение любви, пишет: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор. 8:9). А апостол Иоанн заключает: «Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1 Ин. 4:11).

Это и есть истинная жертвенная любовь, которая «не ищет своего» (1 Кор. 13:5). Только она способна «носить бремена друг друга» и таким образом исполнить «закон Христов» (Гал. 6:2). Тот факт, что мы созданы по образу Божию, означает, что мы способны Ему подражать. Воплощенный Бог Слово на деле нам показал путь подражания Богу. Подражая вседобродетельной жизни нашего Господа, мы восстанавливаем в себе образ Божий, поврежденный грехом. Однако для достижения этого нам нужна Божия благодать, без нее это невозможно. Одних наших намерений и решимости недостаточно, поэтому Господь и подчеркнул, что «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).

Таким образом, наша природная способность к подражанию приобретает конкретный пример – Самого Господа. У наших сил есть союзник – милость Бога. Потерянный в результате грехопадения мир Божий теперь нам возвращен: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27). Более того, среди земной тоски и страха Он обещает нам, что будет с нами «во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Зная нашу боязнь того, что христиане всегда в меньшинстве по сравнению с множеством тех, кто не следует за Христом, Он воодушевляет нас, говоря: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32). Слыша наши стенания о том, что ненавидят и восстают на нас, христиан, утешает словами: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5:11). Он также напоминает нам, что опасность для тела не так уж важна, потому что есть бессмертная душа: «Не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить» (Мф. 10:28). Наконец, Христос дает нам радостную весть, якорь нашей надежды: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:12).

Наши богомудрые отцы, настоящие душеведы, истинные «сосуды Божии» нам раскрыли, что, когда человек находится далеко от Божественной благодати, зло кроется внутри его сердца, благодать же лишь внешне. Напротив, у человека, принявшего благодать, она находится в самом сердце, а все злое только снаружи. Таким образом, человек, принявший благодать в Крещении, становится обладателем «способностей» к добру, ему недостает только самих дел добра, которые легко приобретаются исполнением заповедей Божиих и участием в таинствах Церкви. Только тогда такой человек может сказать с апостолом Павлом: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13).

Господь наш Иисус Христос является вечным нам Примером, Он «не отступил, дондеже нас на небо возвел и Царство Свое даровал будущее». Заповедями Своими открыл нам путь, Своей жизнью открыл нам способ, а благодатью Своей, постоянно пребывающей в Его Теле, Церкви, даровал нам возможность спасения.

Вся полнота божественного откровения всегда присутствует в Церкви, Которая истинно есть Тело Христа, поэтому воля Божия всегда известна тем, кто действительно хочет ее знать. И Сам Господь сокровенно присутствует в Своих божественных заповедях, которые также ясны и известны Церкви: «Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня» (Ин. 13:20). А святой Максим Исповедник прямо говорит, что «хранящий заповеди Господни и исполняющий их таинственно имеет в себе Святую Троицу». И Христос Сам говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим… и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:21-23). Эти слова Христа нам раскрывают Божественное домостроительство Святой Троицы: присутствие Слова Божия внутри нас предполагает, благодаря единосущности и нераздельности, и присутствие Отца, и присутствие Духа Святого.

Таким образом, наше врожденное подражание приобретает свою модель, Господа. У нашей энергии есть союз Его Милости. Разрушение нашей личности, которое произошло в результате грехопадения, оставило нам Его мир, объединяющий посыл: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27). В тоске и неуверенности во времени и переменах, он пообещал нам, что будет с нами до «во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

Итак, кто хочет найти Христа, Который не только «Сущий на небесах» (Лк. 11:2), не только «сущий в недре Отчем» (Ин. 1:18), но присутствует в каждой Своей заповеди, пусть начнет с этого момента твердо хранить и исполнять эти заповеди и пусть знает, что тогда ясно будет чувствовать доказательство этого божественного присутствия. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21).

А кто не хочет видеть, чувствовать рядом с собой и в своем сердце Сладчайшего Господа?! Если таково наше желание, «станем добре» и со тщанием держаться Христовых заповедей, и тогда не посрамимся в нашей надежде. А надежда эта вот: «Добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость Господина твоего» (Мф. 25, 21). Христос рождается!

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.