Цель христианской жизни и современная школа педагогический опыт преподобного Серафима Саровского

Автор: Протодиакон Павел Бубнов, кандидат богословия, преподаватель МинДС

Зачем существует школа и чему она должна научить человека? Этот вопрос всегда задавали себе основатели учебных заведений, великие педагоги и рядовые учителя. Этот непростой вопрос попрежнему остается открытым. Еще более актуален он сегодня, когда, с одной стороны, мы видим, что как в окружающем мире, так и в современных детях отсутствует нравственная основа.

С другой стороны, сегодня, после почти 100-летнего перерыва двери школы понемногу, но все шире и шире открываются к сотрудничеству с Православной Церковью, школа готова слушать и принимать тысячелетний церковный опыт нравственного воспитания человека. Церковь имеет этот опыт, ведь она воспитала тысячи святых, являющихся примером для сегодняшних верующих.

Один из таких святых – преподобный Серафим Саровский. Он жил в 1754-1833 гг. и был прославлен в лике святых в 1903 г. в результате повсеместного народного почитания, которое дошло до вершины российского общества – святой страстотерпец император Николай Второй сам был его почитателем и горячим сторонником его прославления.

Сегодня преподобный Серафим известен православным христианам по всему миру. В его честь строятся храмы и родители называют своих детей в Беларуси, России, Украине, США, Японии, Германии и многих других странах.

Основанный им женский Дивеевский монастырь, пережив советское запустение, возродился и сегодня является одним из крупнейших по числу монашествующих во всем православном мире – в нем подвизается более 500 сестер, среди которых есть кандидаты наук, университетские преподаватели и школьные учителя, медики, финансисты и многие другие, оставившие мирскую карьеру, открыв для себя духовный опыт преподобного Серафима и путь спасения в Церкви.

Преподобный Серафим ничего не писал. Но один из его близких учеников – Николай Александрович Мотовилов (1809-1879), исцеленный преподобным от тяжелой болезни, записал несколько наставлений святого Серафима, из которых самое крупное и известное – «Беседа о цели христианской жизни». Запись этой беседы была обнаружена в бумагах Мотовилова спустя 20 лет после его смерти и тогда стала широко известной всему православному миру. В чем цель христианской жизни?

В чем цель современной школы? Какая связь между этими двумя вопросами! – хочется воскликнуть на первый взгляд.Обратимся к беседе преподобного Серафима Саровского «О цели христианской жизни» и попробуем совершить невозможное: узнав ответ на первый вопрос, попутно найти ответ и на второй.

«Беседа» начинается с вопроса. Преподобный Серафим открывает своему собеседнику – Николаю Мотовилову – что тот с детских лет искал ответ на простой, как кажется, вопрос: «В чем цель христианской жизни?». Собеседник преподобного, записывая беседу, подтверждает этот факт, уточняя, что «с 12-летнего возраста меня эта мысль неотступно тревожила, и я действительно ко многим из духовных лиц обращался с этим вопросом, но ответы их меня не удовлетворили». Нужно отметить, что беседа эта происходила в 1831 г., когда Николаю Мотовилову было 22 года.

Это обстоятельство дает первый важный для нас вывод: Господь открывает Себя тем, кто ищет Его. С 12 до 22 лет Колю Мотовилова «неотступно тревожил» вопрос: «В чем цель христианской жизни?». «Ищите – и найдете». Этот принцип духовной жизни применим и в решении задач нашей земной жизни, нашего служения, нашего образования. Неотступный поиск как условие обретения истины, условие нахождения ответов. Душа, которая не ищет, чаще всего и не может принять и понять совет или ответ. И наоборот, душа ищущая понимает ответ с полуслова. Здесь мы с вами согласимся: конечно же, ученик должен быть ищущим, должен иметь интерес к знаниям – и обязательно посетуем, что среди сегодняшних школьников это редкость. А как же учитель? Ведь и он должен быть ищущим. Ведь диплом педуниверситета еще не сделал учителя экспертом душ человеческих, педагогом с большой буквы. Молодой учитель только становится на путь, на котором многое предстоит найти, а главное – найти подход к душе каждого ученика.

До встречи с преподобным Серафимом ищущий юноша – Коля Мотовилов получал от разных «духовных лиц» стандартные ответы на свой вопрос: ходи в храм, молись Богу, делай добро, исполняй заповеди, а некоторые даже укоряли его за «небогоугодное любопытство».

И вот что открывает Николаю преподобный Серафим: «Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько они ни хороши сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее.

Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божия. Пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святаго Духа Божия.

– Заметьте, батюшка, что только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святаго Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и добро, но мзды в жизни будущего века нам не предоставляет, да и в здешней жизни благодати тоже не дает.

– Как же стяжание? – спросил я (Николай Мотовилов – прим. ред.) батюшку Серафима. – Я что-то этого не понимаю.

– Стяжание все равно что приобретение, – отвечал мне он. Ведь вы разумеете, что значит стяжание денег. Так все равно и стяжание Духа Божия. Ведь вы, ваше богоподобие, понимаете что такое в мирском смысле стяжание? – Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание или наживание денег. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный; как и денежный и временный, приобретается он путями, очень сходными друг с другом. … Земные товары – это добродетели, делаемые Христа ради и доставляющие нам благодать Всесвятаго Духа. … Сам Дух Святой вселяется в души наши!»

Итак, не дела – цель, а их результат. Это второй важный для нас вывод. Цель христианской жизни в тесном общении человека с Богом и в преображающем действии Бога на человека. В школе все происходит подобным образом. Истинная цель школьного образования – это совсем не «решить задачу», «выполнить упражнение», отнюдь не хорошо окончить четверть, сдать тест и даже не пресловутое «поступить в вуз». Задачи, упражнения, тесты, оценки – лишь средство. Так, через решение тысяч задач и примеров, мальчик, который в шесть лет интересовался машинками и велосипедом, к 16 становится самым настоящим математиком, другой – инженером, третий – программистом. Мы до конца не знаем, как это происходит, не можем сформулировать и воспроизвести технологию, одинаково подходящую для всех. Наверное, определенное прозрение для ищущего учителя наступает где-то к 10-й годовщине выпуска его первых учеников. Вот тогда они, если, конечно, пригласят учителя на вечер встречи, подходят к учителю и счастливые и возбужденные говорят: «А мне так помогли Ваши ….», «а я так благодарен Вам за ….», «а если бы не Вы, я бы никогда не …». Здесь мы видим, выражаясь языком беседы преподобного Серафима, что учитель «стяжал», т.е. приобрел своими трудами, своими уроками благодарных учеников. А они приобрели навык творить, умение работать над любой проблемой и решать ее – это и есть, наверное, главный результат работы учителя.

Делясь своими мыслями о добродетелях, преподобный Серафим продолжает: «Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святаго, но более всего дает молитва, потому что она как бы всегда в руках наших, как оружие для стяжания благодати Духа… На нее всякому и всегда есть возможность – и богатому и бедному, и знатному и простому, и сильному и слабому, и здоровому и больному, и праведнику и грешнику».

Молитва – это общение с Богом. А Бог для христианина это и Отец, и Судья и, конечно же, Учитель. Вся наша земная жизнь – учение, которое даст плод, если мы будем регулярно и интенсивно общаться с Небесным Учителем. Так и в нашей школе. Да, конечно, ученик растет в регулярном, живом общении с учителем. А учитель? У кого учимся мы, чтобы расти в своем служении? Мы общаемся с великими педагогами прошлого и современности через их книги, а с кем-то из ныне живущих – и лично, смотрим их выступления и открытые уроки, общаемся друг с другом – в целом и общем – не остаемся наедине с собой, а ищем и находим тех, кто выше, опытнее и мудрее нас и не перестаем быть учениками.

Беседа продолжается и Николай Мотовилов задает преподобному Серафиму ожидаемый вопрос:

– Батюшка, сказал я, – вот вы все изволите говорить о стяжании благодати Духа Святаго, как о цели христианской жизни: но как же и где я могу ее видеть? Добрые дела видны, а разве Дух Святый может быть виден? Как же я буду знать, со мной Он или нет?» В ответ преподобный Серафим очень долго объясняет ученику, приводит свидетельства Библии о явлении Бога людям… Но все объяснения тщетны: ученик вновь повторяет вопрос:

– Все-таки я не понимая, почему я могу быть твердо уверенным, что я в Духе Божием. Как мне самому в себе распознать истинное Его явление? … Тогда отец Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне: – Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобой! Что-же чувствуете вы теперь – спросил меня отец Серафим? – Необыкновенно хорошо, – сказал я. – Да как же хорошо? Что именно?

Я отвечал:

– Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу.

Далее в беседе следует еще несколько словесных выражений невыразимого опыта встречи человека с Богом. Эти выражения созвучны с словами святого апостола Павла: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23). И здесь содержание беседы преподобного Серафима из области сравнений входит в прямое соприкосновение с тем, что происходит в нашей школе, в классе на уроке. Большое дело – верующий учитель. Естественно стремление верующего учителя и других научить вере, в первую очередь своих учеников, привить им, как сейчас говорят, основы нравственности. Но не всегда дети слышат наши слова о вере. Очень часто все наши методики, инновации и выразительные средства оказываются беспомощными перед привычкой безнравственной жизни. Но выход есть. Оказывается можно обратить детей и взрослых к Богу, и вовсе не говоря о Боге и Церкви, но проповедуя лишь своей жизнью, своей душой, наполненной благодатью Святого Духа и очищенной от нетерпения, раздражительности, суетности, осуждения и прочих спутников современного человека. Если в сердце учителя поселяется благодать Божия, проявляющаяся в нелицемерной любви, долготерпении, доброжелательности, то любой другой человек, в том числе и наши трудные школьники, почувствуют это, и рано или поздно и их уши откроются к словам о вере и Церкви.

Секрет педагогики преподобного Серафима очень простой и одновременно сложный. Это его личный духовный опыт, он смог стать великим учителем духовной жизни, потому что сам до последнего вздоха оставался учеником Христовым.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.