История икона иконы «Неупиваемая чаша»

Автор: Прокофьев Григорий (МинДС, 3 курс)

В Православной Церкви много различных икон, но образ Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» особенно почитается людьми, страдающими пьянством и наркоманией.

Введенский Владычний монастырь был основан в 1360 году митрополитом Московским Алексием по повелению самой Божией Матери. Явившаяся Богородица повелела митрополиту: «Алексие! Подобает тебе монастырь поставити имени Моему, купно же себе в память… в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим!» Митрополит Алексий отправил инока Варлаама для устроения обители, и в 1362 году был основан Введенский храм. Около 400 лет монастырь жил довольно малоприметной жизнью, в XVIII веке практически закрылся, а в 1806 был переустроен в женский. Через 50 лет он насчитывал около 300 насельниц. Именно с этой обителью тесно связана история явления иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Икона Божией Матери была впервые явлена в городе Серпухове в 1878 году. Чудесное её явление было связано с историей одного крестьянина Ефремовского уезда Тульской губернии, отставного солдата Российской армии. Одержимый страстью пьянства, он никак не мог бороться со своим грехом. Пропивая все своё жалование и закладывая ценные вещи, он оставался без гроша и вскоре начал нищенствовать. Болезнь развивалась, и у несчастного на фоне беспробудного пьянства отнялись ноги. В один из дней этот человек увидел во сне старца-схимонаха, который потребовал прийти в город Серпухов и отслужить молебен в Введенском Владычнем монастыре перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Зная свое состояние, это требование показалось бывшему солдату невыполнимым, и он не обратил на него особого внимания. Однако сон повторялся и не давал покоя. Бедному человеку ничего не оставалось делать, как послушать загадочного старца. Добираться до Серпухова больному поначалу пришлось буквально ползком. Постепенно ноги начали крепнуть, и идти он уже мог с помощью костылей, а затем и одного посоха. Добравшись до монастыря, крестьянин рассказал насельницам о своём видении. В загадочном схимонахе сестры узнали старца Варлаама, основателя монастыря. Но никто из сестер не знал, где в монастыре был образ Божией Матери с таким названием. Однако, предположив, что на ней должна быть изображена чаша, икона была найдена. Новообретенная икона с обратной стороны была так и подписана – «Неупиваемая Чаша». Молебен был отслужен, а бывший солдат получил окончательное исцеление не только от болезни ног, но и от привязанности «к рюмке».

Особенно эта икона почиталась в Серпухове. Здесь же было образовано Александро-Невское братство трезвости. Каждое воскресенье в храме читались акафисты перед образом, а также велись душеполезные беседы. Почитание образа поначалу носило местный характер. Широкую известность иконе принесла повесть И.С. Шмелёва «Неупиваемая чаша».

В советское время с 1919 года Введенский монастырь был закрыт властями. Тогда было расстреляно несколько сестёр и иерей Иаков Бриллиантов, служивший там почти 30 лет. После закрытия Введенского монастыря икона была перенесена в Никольский собор в Серпухове. В конце 20-х годов XX века епископ Мануил (Лемешевский) начал восстанавливать почитание иконы. По его инициативе сделали 8 её копий. Однако в 1929 году Никольский собор также был закрыт, а все святыни храма сожжены на берегу реки Нары. Все иконы погибли в огне, и почитание прервалось.

На берегу реки Нары также расположился Высоцкий монастырь, благословение на создание которого было дано самим Сергием Радонежским ещё в XIV веке. Преподобный Сергий выбрал место – холм, в народе называемый «Высокое», и оставил там своего ученика Афанасия для его устройства. Часто этот монастырь посещали и русские цари. В 1924 году в нём совершал службу святейший патриарх Тихон. В советское время обитель закрыли, а большая часть братии была арестована.

В конце 80-х годов XX века настоятель местной церкви в Серпухове архимандрит Иосиф (Балабанов) восстановил работу братства трезвости и возобновил чтение акафиста. 10 апреля 1991 года, решением Священного Синода Православной Церкви, произошло восстановление Высоцкого монастыря. Служение акафиста было перенесено в обитель на Высоком. А в 1992 году иконописец Александр Соколов написал новый образ «Неупиваемая Чаша», который был украшен серебряной ризой, куда позже поместили и часть пояса Богородицы. В 1993 году икону освятили, к ней начались паломничества со всех уголков России. От иконы были явлены многократные чудеса исцеления от страстей: курения, алкоголизма, наркомании.

В мае 1996 года был освящён список с этого образа, который установили на месте первоявления иконы Божией Матери – во Введенском Владычнем монастыре. Патриарх Алексий II, посетивший обитель лично в 1995 году, внёс празднование иконы в православный церковный календарь, что означало признание ее всероссийской святыней.

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» почитается как чудотворная. Несмотря на то, что первоначальный её образ был утерян в 1929 году, сейчас существует два её списка – в Высоцком и Введенском монастырях. Перед этими образами люди молятся Божией Матери, прося о помощи в борьбе с алкоголизмом и наркоманией. По давней традиции, исцелённые в благодраность оставляют перед иконами драгоценные вещи, из которых впоследствии делаются оклады.

Иконографически эта икона относится к типу «Оранты»: Божия Матерь изображена молящейся с поднятыми руками, в чаше находится Христос. Само изображение олицетворяет источник духовной радости и утешения для православного христианина.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.