Любовь как высшая добродетель

Автор: Протоиерей Виктор Василевич, кандидат богословия, преподаватель, проректор по воспитательной работе МинДС.

В день светлого праздника Рождества Господа Иисуса Христа христиане с благодарным сердцем вспоминают великий искупительный подвиг Сына Божия. Спаситель сошел с небес, родился в Вифлееме и пронес Крест Своих страданий ради любви к Своему творению. «Любовь Божия сделала всё, чтобы победить себялюбие человеческое, пленить сердце, не отнимая у него свободы, ибо только любовь способна пленять сердце без насилия над ним», – учит священномученик Фаддей (Успенский). Сам Господь свидетельствует, что больше любви заповеди нет (ср.Мк.12.31). В силу такой значимости любовь является главной темой в творениях святых угодников Божиих.

Интересные рассуждения о любви как высшей добродетели приводит святитель Николай Сербский. Прежде всего, он учит, что без Бога любви нет: «Существует ли земная любовь? – спрашивают меня соседи мои. Настолько же, насколько и земной Бог! Земная любовь, как и все земное, – лишь сон и сказка о любви. Насколько идолы схожи с Богом, настолько земная любовь похожа на Любовь. Насколько дым походит на пламя, настолько ваша любовь походит на Божественную».

Как Три Ипостаси Святой Троицы едины без слияния, так и люди могут обрести единство, братство и любовь между собой только в Боге Троице. И это будет такое единство, в котором немыслимо угнетение человеческой личности, превращение всех в единую безликую массу. По словам сербского святого, люди страдают, прежде всего, от разобщенности. В итоге человек испытывает крайнюю степень одиночества. Ибо если нет Родных на небесах, нет их и на земле. Не имеющие небесного родства делят земное благо и никак не поделят. Враждующим кажется несправедливым любой раздел.

В то же время признание единого для всех Отца приводит к восстановлению любви между людьми. Этого же ждет и Отец Небесный от Своих детей. Он и сейчас мог бы посетовать, как когда-то: «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня» (Ис. 1:2). Святитель называет блаженными тех, кто сохранил верность Богу, ибо они никогда не будут одинокими, ибо познают единство во Христе. Это высшее родство есть единство, подобное единству Бога в Троице, нераздельное и неслиянное единство. «Чтобы они были едино, как и Мы» (Ин. 17:11), – вот последнее желание Христа. Об этом говорит Сын Отцу Духом Святым. «Вот вершина родства людей, вершина совершенства. Вот конечная цель, и, только стремясь к ней, люди без сомнения и лжи могут сказать, что идут вперед». Сосредоточив на этом наше внимание, святой владыка продолжает: «Когда я соединен с Тобой любовью, нет ни земли, ни неба – есть только Бог, нет разделения на «я» и «Ты» – есть только Бог». Родившись в Вифлееме, Христос «принес святой огонь. Это огонь истины и любви, огонь чистый, Божественный, огонь от Вечного Очага – Святой Троицы. Огонь истины, из которого разливается теплота любви». Все мы крещены этим святым огнем, по слову святого пророка и Крестителя Иоанна: «Я крещу вас в воде… Он (Христос) будет крестить вас Духом Святым и огнем». Этот огонь пробуждает в человеческом сердце неизреченную ревность ко всякому добру. Он радует праведника и обжигает грешника. И для нас мучителен он, пока не очистимся мы от всякой неправды и нечистоты. Ибо сказано: «Бог есть огонь, сожигающий грешников» (ср. Евр. 12:29). Дух Святой продолжает дело спасения всех людей через усвоение верующим плодов искупительного подвига Господа Иисуса Христа. «Ибо Дух Святый назван Духом истины и жизни Подателем, — пишет сербский Златоуст. — Но, если кто-то не желает жить, презирает и ненавидит жизнь, Богу больше нечего дать ему, и Он вычеркивает его из Книги жизни».

Материнскую любовь святитель называет подобием любви Божьей. Господь Иисус Христос превзошел эту любовь в силу того, что «Его терпение простиралось до страшных мук на кресте; Его прощение изливалось из сердца и уст Его даже до креста; Его радость о покаявшихся была единственною радостью, озарявшею Его мученическую душу в течение всей жизни на земле».

Любовь является и средством к богопознанию. Поскольку «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:16), то и общение с Ним возможно лишь при наличии любви в человеке. Чем больше любви в человеке, тем ближе он к Богу. «Бог дал людям слово любовь, чтобы они этим словом называли свою связь с Ним. Когда люди злоупотребляют данным словом и его назначением, называя им свою связь с землёй, тогда слово это ослабевает по отношению к Богу», — читаем мы в книге «Мысли о добре и зле».

Какими должны быть плоды истинной любви, святитель Николай учит так: «Любовь Божественная дарует полноту жизни, чистоту радости и силу безграничную. С таким чудесным пламенем в руках и в сердце и во всем существе Своем сошел Царь Небесный чудесным образом, чтобы исполнить чудесную миссию среди людей. И изрек блаженные слова: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как Я томлюсь, пока сие совершится» (ср.: Лк. 12:49). Даже если одна только искра этого святого огня упала в сердце ваше, довольно ее будет, чтобы осветить вам долгий путь к вечному Очагу. Не угасите его, но сокройте и сберегите, словно драгоценнейшее наследие, носящее в себе образ Божий». И еще: «Всюду, где бы ни явилась она, во всяком месте и во всяком времени она сотворяет чудо». Любовь, таким образом, заключает в себе великую творческую силу. «Любовь делает меня богом, а Тебя, Господи, Человеком», — восклицает святитель в «Молитвах на озере».

Самым же главным плодом любви является то, что человек, обладающий этой добродетелью, способен видеть Бога. «Через любовь не гляжу на себя, но только на Тебя. Чрез любовь Ты не глядишь на Себя, но только на меня». То есть любящий забывает о себе, все свое принося в жертву, причем «ощущает жертву не как утрату, но как приобретение». Святитель Николай Сербский обращает внимание на то, что о любви, как новой заповеди, Спаситель заговорил со своими учениками после Евхаристии. Сербский Златоуст дает этому такой комментарий: «Новой называет Он ее сейчас, после литургии, после того как отдал Себя Самого им как животворную пищу и питие; следовательно, после того как прежние слова Свои о любви ныне подтвердил делом. Его Жертва за них открывает Его любовь в недомыслимой и непревзойденной славе и красоте. Ранее Он говорил им слова о любви, научал любви, объяснял любовь, а теперь впервые Он дает заповедь о любви. С авторитетом несомненным вследствие Своей Жертвы, Своей литургии».

Следует отметить, что о жертвенной любви Мессии пророчествовал весь Ветхий Завет. Так в жертве всесожжения, когда жертвенное животное полностью сжигалось, можно видеть полное послушание Сына Божьего Богу Отцу. Как учит святитель Николай: «Христос всего Себя отдал в жертву из послушания к Отцу Своему Небесному и из любви к людям».

Мирная жертва предполагала, чтобы участники вкушали мясо закланной жертвы. Христос же дал всему миру вкушать Свои пречистые Плоть и Кровь. «Всего Себя отдал, Телом и Кровью, и целым остался», — говорит сербский святой о жертве Спасителя.

Была в Ветхом Завете и ежегодная жертва за грех всего народа, когда первосвященник возлагал руки на жертвенное животное и исповедал все грехи сынов Израилевых. После этого животное отсылалось «с нарочитым человеком в пустыню», да понесет оно «на себе все беззакония их в землю непроходимую», «в пустыню» (Лев. 16:21-22). Христос же «жертвовал всем Собой за всех и остался весь невредим».

До Христа, по словам Сербского Златоуста, мир не знал жертвенной любви, так как служение считалось злом страшным, а страдание — еще горшим. Кто мало дает, мало получает. Кто много дает, много получает. Кто жертвует всем, приобретает все. Христос отдал все, Свое и Себя, и приобрел все. Христовы язвы принесли миру больше благословения, чем все могущественные римские цезари. «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18), — засвидетельствовал Спаситель после воскресения верным Своим.

Вне Христовой власти никто не может ни жить, ни умереть, ни из ада выйти, ни в рай войти. Неограниченная и страшная власть. Счастье для нас, что такой власти над нами «не имеет больше мрачный стервятник», а имеет Человеколюбец Господь, явивший перед людьми любовь, превосходящую разум.

Все добродетели, по словам святого владыки, являются как бы придворными дамами любви. Среди добродетелей, которые способствуют появлению в душе божественного дара любви, святитель, прежде всего, выделяет веру. Так, объясняя слова апостола Павла: «Верою вселиться Христу в сердца ваши. Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви…» (Еф. 3:17), святитель говорит: «С верой приходит в сердце Христос», в силу этого: «Вера – основа любви».

В своих трудах святитель Николай неоднократно напоминает о том, что любовь не может быть отделена от истины. Истина – это тоже дар Святой Троицы, и вне истинной веры не может быть истинной любви, хотя в современном мире, и даже в христианской среде, утверждается взгляд, что христианская этика не зависит от догматики. В «Миссионерских письмах» читаем: «Люди, стремясь к миру, еще более стремятся к истине. А истина о Боге, едином в Трех Лицах, пришла в мир по Откровению Прозорливого – от Сына Божия Иисуса Христа. Три Лица без масок. Три Лица – одна Личность. Эту прекрасную и возвышенную реальность невозможно уравнять с грубыми и низкими призраками». Более того, сербский святой напоминает о том, что вне истины не может быть никакой любви, потому что все это дает Бог, который существует в Трех Лицах. В этом смысле истина никогда неотделима от нравственности.

Поскольку личное покаяние приводит к очищению совести, то покаяние способствует встрече с Богом. Очищенная же покаянием совесть способствует зарождению любви. «Совесть – предтеча любви», — пишет святитель в «Беседах». В этом же труде приводятся главные особенности любви: терпение, прощение, радость. В труде «О Европе» святитель называет любовь высшим даром, который не достигается без сострадания и уважения.

Мученичество – наивысшее проявление любви к Богу. «Первое крещение — водою и Духом — заповедано нам, а второе — собственной кровью — дано как выбор. Спросил однажды благий Господь сыновей Зеведеевых: Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? (Мф. 20:22). Видите, что Господь называет страдания Свои крещением? Видите, что не говорит Он сынам грома: креститесь! Но спрашивает их: можете ли? Видите, что крещение кровью не заповедь всем верным, как первое крещение, но их свободный выбор. На крещение кровью решаются лишь те, которые, кроме крепкой веры в Господа, имеют великую любовь к Нему, как Он Сам сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (Ин. 15:13-14)».

Говоря о грехах против любви, святитель называет, прежде всего, прелюбодеяние и блуд, которые символизируют сатанизм, измену любви Божией, разрыв единства с Богом. «Блуд – наиболее ярко выраженный сатанизм, ближайший путь к помрачению ума, ядовитый микроб, всю душу обращающий в тление».

Однако есть преступление против любви более тяжкое, чем блуд и прелюбодеяние. Это богоборчество и лицемерие народных вождей. Под видом закона они грабят и угнетают народ, отвергают «правду, милость и веру». Они действуют лукаво, чтобы увести народ от Бога. Святитель напоминает, что таких народных вождей Христос ставил ниже блудниц и мытарей. Искушение властью «могут преодолеть только те, кто знает, что они – служители Господни, которые на суде Божьем дадут ответ за спасение вверенных им душ».

Еще одним грехом против любви Божией, по словам сербского Златоуста, является гордость и самооправдание. Святитель приводит Евангельский эпизод, как фарисей насмехался над Иисусом за то, что Он позволил грешнице слезами умыть Его ноги. Иисус укорял фарисея, говоря: «Прощаются ей грехи многие за то, что возлюбила много». «Гордость, – говорит святой владыка, — это широкое окно, через которое быстро выветриваются все наши заслуги и все добрые дела».

Над всеми видами гордости главенствует гордость техническая, «людское мастерство». Святой напоминает, что согласно Священному Писанию, способности человека ко всякому доброму делу проистекают от Духа Божия (Ср. Исх. 35:35). Однако технические специалисты не признают этой Библейской истины и все таланты приписывают исключительно себе. Тем самым они презрели Владыку мира и отстранили Его от дел в Его же собственном доме. В итоге техника была вознесена над этикой и самим человеком. Техника превратилась в дьявольского истукана по растлению человеческих душ.

«Любовь и богатство, по учению святителя Николая, не ладят друг с другом». Более того, «поиск богатства – отсутствие любви». Даже получить большое имение святитель считает большой опасностью для души. Однако само по себе богатство не есть зло. Так же как ни одна из тварей Божьих не зло. Святитель предупреждает, что тому, кто расточил или во зло употребил дар земного богатства, Бог не подаст и духовного дарования. Зло – это человеческая привязанность к богатству, имуществу, вещам. «Богатство — благо, когда его можно обратить в доброе дело. Богатство — зло, когда, вместо того чтобы наделить человека свободой, оно ставит своего собственника себе в услужение».

Таким образом, характерным отличием христианской любви, по словам святителя Николая Сербского, является то, что она неотделима от Бога и немыслима без жертвы. «Не отверг Он переполненную чашу страданий, не снял с главы Своей терновый венец, тяжкого креста не сложил с рамен Своих. Так повенчал Он веру православную со страданием и любовь с жертвой», — пишет святитель в своей книге «Верую». Для последователей же Христовых, по словам святого владыки, Спаситель должен стать каждодневной пищей, и только благодаря этому мы сами сможем быть жертвенными.

Чтобы быть причастниками истинной любви, святитель поучает нас молиться так: «Господи, удостой мя любви, которой Ты живешь и живот подаешь. Удостой мя любви Твоей, Господи, и буду свободен от всех законов. Всели любовь Твою в меня, и любовь вселит меня в Тебя».

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.