Новогодний псалом

Автор: Диакон Артемий Кирко, помощник проректора по воспитательной работе.

«Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих» (Пс. 64:5).

Накануне Нового года, 31 декабря, многие православные христиане спешат посетить храм, чтобы помолиться за новогодним молебном, который служится во всех приходах Русской Православной Церкви. Новогодний молебен – это особая служба, на которой верующие благодарят Господа за милости в уходящем году, просят прощения за совершенные грехи и испрашивают Божие благословение на грядущий год для себя, семьи и отечества. Обычно новогодний молебен совершается за несколько часов до полуночи или в полночь, а иногда сразу после Божественной литургии. В начале молебна читается 64 псалом. Почему именно этот псалом находится в чинопоследовании молебна? Какой его смыл? Давайте разберемся вместе, порассуждав над содержанием этого псалма.

Первым словам псалма предшествует надпись: Начальнику хора. Псалом Давида для пения. Это означает, что написание псалма приписывалось царю и пророку Давиду. «Скорее всего, этот псалом написан в конце царствования Давида, когда на земле его настала полная мира жизнь, и когда Господь даровал народу еврейскому большой урожай», – замечает русский библеист Александр Павлович Лопухин. Основное содержание псалма – это гимн Богу за Его великие милости еврейскому народу и Промысел о всей земле, а именно о даровании ей необыкновенного плодородия.

Пс. 64:2 Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе, и Тебе воздастся обет в Иерусалиме. Сион (евр. Цион – «солнечный», «блестящий») употребляется в двух значениях: географическом и символическом. Изначально так называлась гора в юго-западной части Иерусалима, на которой находилась крепость иевусеев. Ее завоевал Иоав, полководец царя Давида. На этой горе был построен царский дворец, и это место было названо – город Давидов (2 Цар. 5:7, 9; 3 Цар. 8: 1; 1 Пар. 11:5). Здесь был и похоронен сам царь Давид (3 Цар. 2:10). В символическом смысле гора Сион означала место присутствия Бога: «Ибо из Иерусалима произойдет остаток, и спасенное от горы Сиона …» (4 Цар. 19:31). Современный богослов иеромонах Иов (Гумеров) обращает внимание, что «по мере возвышения Иерусалима как святого града название «Сион» все чаще применяется к самому городу: «Взгляни на Сион, город праздничных собраний наших; глаза твои увидят Иерусалим, жилище мирное, непоколебимую скинию; столпы ее никогда не исторгнутся, и ни одна вервь ее не порвется» (Ис.33:20). Выражение «дщерь Сиона» является персонифицированным названием Иерусалима: «Ликуй и веселись, дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь» (Зах. 2:10). Свт. Афанасий Великий относит слова этого стиха к христианам из язычников, которые оставив своих богов, стремятся всем сердцем петь и служить истинному Богу. По мнению блж. Феодорита, словами этого и следующих стихов царь и пророк Давид пророчески изображает духовное состояние иудейского народа, который жил в вавилонском плену и всей душой желал вернуться из плена. Иудеи пели Богу словами этого псалма и просили возвратить их в Сион, а иначе они не смогут, как хотели, прославлять и воспевать Его: «Как нам петь песнь Господню на земле чужой?» (Пс. 136:4).

Пс. 64:3 Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть. Этими словами иудейский народ, находящийся в вавилонском плену, просит, чтобы Господь услышал их молитвы и освободил из плена. Православный богослов XX века протоиерей Григорий Разумовский замечает, что «псалмопевец пророчески предызображает здесь обращение ко Христу всех народов, как бы так говоря от лица иудеев: если услышишь молитву мою, то не я один, но и все народы придут хвалить Тебя и воздавать Тебе молитвы». Языческие народы забыли Бога, помрачили грехами свою духовную красоту и стали плотью, но с явлением на землю Христа Спасителя, Дух Святой излил на них благодать и они пришли к Богу, чтобы прославить Его в небесном Иерусалиме (Евр. 12:22).

Пс. 64:4 Дела беззаконий превозмогают меня; Ты очистишь преступления наши. Одни толкователи под именем беззаконников понимают отцов и дедов тех иудеев, которые вынуждены были переносить в вавилонском плену все тяготы рабства. Другие – самих вавилонян, от которых пленные иудеи терпели различные соблазны к беззаконию, укоризны и насмешки в вере и благочестии. Святитель Афанасий Великий делами беззаконников называет мудрость мудрых века сего, под влиянием которой еврейский народ потерял истинное Боговедение и Богопочитание и был взят в вавилонский плен. В этом стихе псалмопевец является выразителем покаянного чувства всего народа. «Поэтому он и сливает свою личность с последним, когда говорит: «Ты очистишь преступления наши»», – подчеркивает А.П. Лопухин. Пророк Давид просит премилостивого Бога услышать нашу молитву и очистить нас от всякого греха по Своему безмерному человеколюбию.

Пс.64:5 Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святаго храма Твоего. Псалмопевец, продолжая речь предыдущего стиха, говорит, что Господь не только простит грехи находящемуся в плену народу, но и даст ему, как народу избранному, все блага, которыми пользовались их отцы и деды в Иерусалиме. Прот. Григорий Разумовский говорит, что «царь Давид называет народ блаженным, как бы говоря: «Какое счастье быть избранным у Господа и снова, после рабства, возвратиться с честью в Иерусалим и жить в нем». Иерусалим здесь назван «дворами Божиими» потому, что в нем находился знаменитый храм Соломонов». Блаженство подается Господом по великой Его любви: величайшее из блаженств – это пребывать с Ним. Под «благами дома Твоего, святаго храма Твоего» святитель Афанасий понимает различные дары Святого Духа.

Пс. 64:6 Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко. Пророк Давид в лице избранного народа снова обращается к Богу, называя Его Спасителем, и просит, чтобы Он услышал Свой народ и даровал им просимое. Так же как и в 2-ом стихе, Псалмопевец предсказывает спасение всех народов живущих во вселенной. Блж. Феодорит Кирский говорит, что «слова «всех концов земли» означают живущих во всех краях земли, а слова «находящихся в море далеко» – живущих на всех морских островах (Пс. 96:1)». Перподобный авва Дорофей считает, что «слова «всех концов земли» относятся к тем людям, которые достигли крайней степени злобы, а слова «находящихся в море далеко» к пребывающем в крайнем неведении, однако Христос является и их надеждой».

Пс. 64:7-8 Поставивший горы силою Своею, препоясанный могуществом, укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов! Этими словами царь Давид показывает всемогущество Божие и напоминает молящимся о твердой вере, которую они должны иметь, когда обращаются к Господу, чтобы получить просимое у Него. Блж. Феодорит говорит, что Господь может совершить все, что ему угодно. Прот. Григорий Разумовский обращает внимание, что «в таинственном смысле под шумом волн, по изъяснению св. отцов, нужно разуметь проповедь евангельскую, которая привела в смущение все народы; равно как и выше – под именем гор, уготованных крепостию Божиею, разумеются пророки и апостолы, действовавшие силою благодати Божией».

Пс. 64:9 И убоятся знамений Твоих живущие на пределах земли. Утро и вечер возбудишь к славе Твоей. Этот стих нужно понимать как пророчество о новозаветных временах, когда все народы, по причине необыкновенной для них евангельской проповеди, убоятся великих и чудесных дел Божиих, совершенных Господом Иисусом Христом и Его апостолами, и будут радоваться во всякое время, поя Богу утром и вечером божественные хвалы и песнопения. Неудивительно, что неверующие боятся знамений и чудес, которые совершает Господь, а верующие радуются им.

Пс. 64:10-11 Ты посещаешь землю и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил ее; напояешь борозды ее, уравниваешь глыбы ее, размягчаешь ее каплями дождя, благословляешь произрастания ее.

Прот. Григорий Разумовский подчеркивает, что «Господь посетил землю, не всю вообще, но ту, о которой здесь говорится по связи речи, то есть иудейскую землю, в которую решил возвратить бывших в плену вавилонском иудеев». Пророк Давид убежден, что земля плодородна потому, что Господь «посещает землю», «утоляет ее жажду» и «обогащает» ее. Под «Потоком Божиим, который полон воды» толкователи понимают или проливной дождь, который питает землю, чтобы на ней произрастал хлеб, или реку Иордан. Не исключено, что псалмопевец в переносном смысле потоком назвал обилие дождей, которые падают на землю и делают землю плодородной. Таким образом, посылая на землю дождь, Господь заботится об изобилии хлеба для людей. В 10 стихе следует поэтическое описание благотворного влияние дождя на землю.

Пс. 64:12-13 Венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук, источают на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостию;

Венец – головной убор царей, символ величия и власти, а также знак награды за особые труды и подвиги, в переносном смысле «венец», означает счастливое или доброе окончание дела, в этом стихе – особенное плодородие земли. Поэтому венчать (по-церковнославянски «благословлять») «лето благости Твоей» значит благословлять на особенное плодородие («тучность полей») и благополучие. Испрашивая милости у Бога для желающих возвратиться из плена в свою землю, псалмопевец продолжает просить у Господа, чтобы Он «благословил благополучным концом этот год, увенчал время благоволения к Своему народу особым плодородием земли, наполнил поля на Своей земле туком, или тучностью, т.е. силами и способностью производить плоды», – добавляет прот. Григорий Разумовский. В 12 стихе пророк Давид просит у Господа, чтобы не только поля, но и пустынные места стали плодородными и смогли производить обильные плоды, а также и холмы, чтобы украсились тем, что радует человека – цветами, кустарниками и т. п.

Пс. 64:14 Луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом, восклицают и поют. Вследствие благословения Божия, которое сойдет на землю, стада овец (и других домашних животных) оденутся множеством шерсти, а долины будут изобиловать пшеницей. Поэтому, вернувшись из вавилонского плена, жители Иерусалима и окрестных селений с радостью и благодарностью за то, что вместе со свободой они получили еще и огромное изобилие земных плодов, и благословение Божие, воззовут к Господу и воспоют ему хвалебные и благодарственные песни.

Этот псалом находится в чинопоследовании новогоднего молебна, потому что в центре его находится благодарность Богу за ежедневную заботу о человеке и обо всем мире, а также надежда на благословение Божие и Его помощь в наступающем году.

Вступая в новый год, будем благодарить Бога, с доверием и искренней молитвой к Нему обращаться. Попросим еще раз у Господа прощения за свои грехи, постараемся исправить нашу жизнь и сделать ее немножко светлее. Вступим в этот путь без страха, но с трепетным и искренним сердцем.

 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.