Вино в Новом Завете

Автор: Иерей Владимир Грицевич (МинДС, 4 курс)

Каждый верующий, читающий Священное Писание, не может не столкнуться с упоминанием вина в тексте Библии.

Многие знают следующие места: Притча о ветхих и новых мехах (Мф. 9:17; Мк. 2:22; Лк. 5:37-39), упоминание напитка, данного Спасителю при распятии (Мф. 27:34; Мк. 15:23), характеристика Иоанна Предтечи и Спасителя (Лк. 1:15; Лк. 7:33-34), притча о милосердном самарянине (Лк. 10:25-37), брак в Кане Галилейской (Ин. 2: 1-11), день Пятидесятницы (Деян. 1:13), наставление апостола Павла к жителям Ефеса (Еф. 5:18), послание апостола Павла своему возлюбленному ученику апостолу Тимофею (1 Тим. 3:1-11; 1 Тим. 5:23).

Рассмотрим подробнее данные места. Возьмем Евангельский Синопсис (с греч. «обозрение»). Первым из событий, исследуемых нами, следует повествование о пророчестве о грядущем предтече Мессии: «Он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» (Лк. 1:15). Подобное повествование мы читаем и в параллельном месте: «Пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет» (Лк. 7:33).

В первом упоминаемом отрывке встречаются два слова: «вино» и «сикера». По толкованию блаженного Феофилакта Болгарского, сикерою называется все, что, будучи не из винограда, приводит к опьянению. Полноценный отказ от употребления спиртных напитков был характерен для назореев. (О назореях упоминается в книге Чисел, которые согласно ветхозаветному закону давали обет назорейства, не прикасались к вину, иным возбуждающим напиткам и вообще избегали всякого осквернения). В Евангелии мы видим, что Христос не следует примеру назореев. В Евангелии от Иоанна помещен рассказ о первом чуде, сотворенном Христом, это всем известное чудо в Кане Галилейской. В указанном отрывке отношение к вину не является сугубо отрицательным.

Следует отметить, что в иудейской традиции свадьба длилась до семи дней, и, если на свадьбе не было вина, то гости оставались недовольны. По повествованию, хозяева были небогатыми, потому что напиток закончился довольно скоро, и Спаситель, преисполненный любовью к каждому человеку, не пожелал омрачить торжества и незаметным образом (об этом не знали ни хозяева, ни распорядители пира) умножил праздник. Христос не осудил празднующих за употребление вина, но даже позволил дальше праздновать. Что это было настоящее вино Архитриклин (распорядитель пира) понял, попробовав его, хотя он не знал, откуда оно. А слуги знали, хотя еще не попробовали. Дела Христовы говорят сами за себя – даже для тех, кто не знает их Совершителя.

В Священном Писании вину также приписываются и лечебные свойства. О чем мы читаем в притче о милосердном самарянине. Самарянин, увидев впавшего в руки разбойников иудея, обработал раны потерпевшего маслом и вином, как советовала медицина того времени. Святые отцы в этой притче усматривают не только практическое применение вина, но и аллегорический смысл. Святой Феофилакт Болгарский указывает, что данный напиток символизирует наставление к праведности через страх, подобно как вино терпко для внутренности. Но, с другой стороны, блаженный пишет, что вино есть символ жизни по Божеству. Ибо Господь иное совершал, как человек, а иное, как Бог. Например, есть, пить, проводить жизнь не без приятностей и не обнаруживать суровости во всем, как Иоанн, – это масло; а чудный пост, хождение по морю и прочие проявления Божественной силы – это вино. Вину можно уподобить Божество в том отношении, что Божества в Самом Себе (без соединения) никто не мог бы стерпеть, если б не было и масла сего, то есть жизни по человечеству.

В притче о ветхих мехах и молодом вине святые отцы также усматривают аллегорию добродетельной жизни по Богу. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Это сказал Господь о деланиях добродетели, которые непременно должны соответствовать состоянию делателя, иначе они погубят делателя и сами погибнут, то есть, предприняты будут бесплодно, во вред и погибель души, противоположно своему назначению». Однако следует отметить, что данная притча была взята из повседневной жизни иудеев. Новое вино, подверженное брожению, непременно увеличивалось в объеме. Конечно, если мехи были старые и не эластичные, то вино, играя, разрывало их, тем самым сводя к нулю все старания хозяев.

Последнее упоминание вина в Евангелии мы находим в описании событий у Креста. По мнению толкователей, данный напиток давался для притупления сознания у мучившихся на кресте, а в случае добавления иных веществ употреблялся в качестве яда, чтобы сократить время страданий, но Христос отказался от подобного снадобья и принял мучительную крестную смерть.

Таким образом, в Евангелии мы находим упоминание вина, но зачастую оно носит либо символический характер, либо является элементом основного повествования. Конкретные же указания на отношение верующих к вину и рекомендации по поводу его употребления раскрыты в апостольских посланиях.

В качестве исторического контекста можно указать на книгу Деяний Апостольских в повествовании о дне Пятидесятницы. Во время проповеди на разных языках некоторые из иудеев упрекали апостолов в пьянстве: «А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина» (Деян. 2:13).

Иудеи никогда не пили неразведенное вино и, притом, в первой половине дня. Употребление крепленого вина являлось признаком дурного тона. Зажиточные жители поили неразведенным вином своих рабов для того, чтобы показать детям последствия. Святые отцы в данном месте находят параллель с высказыванием Спасителя о ветхих мехах и новом вине и пишут, что насмехавшиеся говорили правду (об употреблении вина), но говорили с насмешкой. Апостолы как раз и были теми «новыми мехами» для «нового вина», вина благодати Святого Духа.

В послании к Ефесянам апостол Павел пишет: «И не упивайтеся вином, в немже есть блуд, но паче исполняйтеся Духом», что в русском синодальном переводе звучит: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18). В греческом оригинале написано дословно следующее: «И не напивайтесь вином, в котором есть беспутство, но наполняйтесь в Духе».

Греческое слово «беспутство», которое в славянском языке переведено как «блуд», а в русском как «распутство», буквально указывает на распутный образ жизни, распущенность, мотовство. Находясь в пьяном состоянии, человек не отдает себе отчет в своих деяниях, зачастую проматывая все, что имеет. Об этом пишет святитель Иоанн Златоуст: «Блудными называем мы тех молодых людей, которые, получив отцовское на следство, тратят все вдруг, не рассуждая, кому что нужно дать, и когда дать, но без разбора — и одежды, и золото, и серебро, и все отцовское богатство издерживают на блудниц и развратников».

Следует отметить, что в данном тексте апостол не осуждает факт употребления вина, а только его пристрастие и чрезмерное употребление. Говоря об этом, необходимо задаться вопросом: а где же находится эта грань между просто употреблением и пристрастием, пьянством? На этот вопрос ответ дает нам святитель Феофан Затворник: «Христианам скорее идет — совсем не пейте, — разве только в крайностях, — в видах врачевания. Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в такое опасное положение? Особенно когда сознается, что всякую минуту времени надобно искупать, а этим поступком не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром, а то еще с приплатою? — Так, строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан».

В противовес опьянению от вина святые отцы ставят опьянение Святым Духом. Святитель Амвросий Медиоланский пишет: «Кто пьян от вина, тот качается и шатается; упивающийся Духом укореняется во Христе. Потому и похвально опьянение, от которого наступает трезвость ума».

Несмотря на предупреждение апостола Павла о неупотреблении вина, в послании к Тимофею мы читаем следующий совет апостола своему любимому ученику: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5:23). В этом отрывке указывается на лекарственные качества вина. Имеется предположение, что качество воды в городе, где жил апостол Тимофей, было не лучшее, и жители города специально добавляли в воду вино, чтобы его обеззаразить. Предполагают, что имелся определенный сорт вина, обладавший антисептическими свойствами. Тимофей, по слову Златоуста, вел настолько аскетичную жизнь, что подорвал свое здоровье, «святой Тимофей подвергался недугам не желудка только, но и других частей, как на это намекают слова: и частых твоих недугов». Апостол Павел пресекает чрезмерную аскетичность своего ученика, призывая его быть чуть внимательнее к своему здоровью.

В заключение хотелось бы привести слова апостола Павла, относящие к пресвитерам и иным клирикам, указывающие на их качества: «Должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы» (1 Тим. 3:8). Таким образом, мы видим, что в священном Писании Нового Завета нет запрета на употребление вина, и только неумеренность в употреблении данного напитка и пристрастие к нему порицается и осуждается.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.