Возрождение древней Белорусской епархии

Автор: Протоиерей Геннадий Логин, кандидат богословия, преподаватель МинДС

В уходящем году исполнилось 185 лет со дня возрождения древнейшей Полоцкой епархии, епархии, где через шесть лет произойдет историческое событие: возвращение в лоно Матери Церкви униатов.

Полоцкая епископская кафедра является одной из самых древних в Русской Церкви: ее основание относят к 992 году. В 1992 году праздновалось 1000-летие Полоцкой епархии и Православной Церкви в Белоруссии. В связи с этим в Минском епархиальном управлении состоялся научный коллоквиум, разработавший аргументацию в пользу даты – 992 год. До революции годом основания Полоцкой епархии считался год 1105-й.

В XIV-XVI веках полоцкие владыки имели титул архиепископа и были первыми по чести после Киево-Литовского митрополита. Московская митрополия включила Полоцкую епархию в свое подчинение в 1563 году, когда Полоцк был взят войсками царя Ивана Грозного, и до 1579 года входил в состав Московского царства. Возникла ситуация, когда некоторое время существовали одновременно Полоцкие православные епископы двух юрисдикций – Московской (в самом Полоцке) и Киево-Литовской митрополии (пребывали в Витебске, Мстиславле и других городах Великого княжества Литовского). С 1580 года юрисдикционный кризис был завершен, так как Полоцк остался в составе Великого княжества Литовского и Киевской митрополии. После объявления Брестской церковной унии 1596 года Полоцкий архиепископ стал униатом. Соборную грамоту о заключении унии подписал «Григорей Герман, милостью Божою архиепископ Полоцкий, владыка Витебский и Мстиславский, рукою властною» (См. Уния в документах: Сб./сост. В.А.Теплова и З.И.Зуева. – Мн.,1997. – С.139). Однако в Полоцкой епархии, обнимавшей весь северовосток современной Беларуси, движение в защиту Православия было наиболее интенсивным. Это привело к тому, что в 1632 году сейм Речи Посполитой признал за православными Белоруссии право иметь единственного епископа-неуниата для части Полоцкой епархии в пределах Мстиславского воеводства. Так возникла Белорусская (Мстиславско-Оршанско-Могилевская) православная епархия как преемница Полоцкой. Это было определено жалованной грамотой 14 марта 1633 года польского короля Владислава Четвертого при назначении игумена Иосифа (Бобриковича) на Могилевскую епископию, которой декларировалось свободное право епископу-неуниату «ехати до Полоцка, Витепска, Мстиславля и до инших мест и местечок наших, до монастыров и церквей своих, не в унии в тых воеводствах и поветах знайдующихся». (Уния в документах. С.205-206). Однако уже в 1635 году тот же король Владислав решил, что «в Витебске же, Полотске и в Новогородке не-униаты никогда не должны будут иметь никакой церкви» (Там же. С.208). В 1636 году король Владислав запретил Могилевскому епископу Сильвестру (Коссову) бывать в Полоцке и Витебске и совершать там богослужения (Там же. С.211-214). Это запрещение, равно как и протесты полоцкого униатского архиепископа Антония (Селявы) на действия епископа Сильвестра показывают, что белорусские православные епископы рассматривали свою епархию как преемницу Полоцкой и относились к городу Полоцку как одному из кафедральных центров.

В период русско-польской войны 1654-1667 годов Полоцк во второй раз был взят московскими войсками, и патриарх Никон поставил в этот город своего епископа. Снова на небольшое время (до 1664 года номинально) Полоцкая кафедра вошла в состав Московского Патриархата. После 1667 года Полоцкая православная епархия на долгое время перестала существовать. Кафедра православных епископов в Могилеве оставалась до 1786 года единственной в Белоруссии.

В конце XVIII века возникла возможность возрождения Полоцкой православной епархии. Как шаг к этому следует расценивать включение в 1795-1797 годах наименования «и Полоцкий» в титул Могилевского архиепископа Афанасия (Вольховского). Католические интриги в царствование императоров Павла Первого и Александра Первого прервали на несколько десятилетий процесс возрождения Полоцкой православной епархии. Древнерусский Полоцк стал гнездом полонизма и католицизма, в котором униаты воздвигли митрополичью кафедру, а иезуиты учредили духовную академию. И это в то время как для православных в Белоруссии не было ни митрополичьей кафедры, ни академии.

Польское восстание 1830-1831 годов открыло глаза российскому правительству на необходимость укрепления Православия в Белоруссии – на исторически православной территории. Наконец-то было услышаны горькие слова протоиерея Иосифа Семашко о том, что «помещики, поляки-католики, и многочисленное богатство преобладающее римское духовенство, составляют в сих странах всю силу и общественное мнение – от их произвола почти совершенно зависят униатский народ с его пастырями, и они в местных обстоятельствах имеют тысячи средств успешно противодействовать мерам правительства, и не преминут оными воспользоваться, одни из религиозных, другие из политических видов и частных выгод» (Уния в документах. С.446). Был дан ход проекту греко-католического прелата Иосифа Семашко и его единомышленников о воссоединении униатов с Матерью-Церковью. В ряду подготовительных мероприятий к воссоединению прозвучало предложение о возрождении древней Полоцкой православной кафедры. В 1832 году Спасский собор, построенный преподобной Евфросинией Полоцкой, был наконец-то возвращен православным. Святитель Могилевский и Витебский Гавриил (Городков) освятил этот храм и выступил с предложением возвратить в него крест и мощи святой Евфросинии, а также возродить при храме (в местности Спас-Юровичи) пустынную обитель и загородный архиерейский дом.

В 1833 году последовал указ о восстановлении Полоцкой православной епархии. В своеобразном «табеле о рангах» Полоцкая епархия была поставлена последней из епископий 3-го класса, в то время как Могилевская и Минская относились ко 2-му классу (архиепископии). Такое деление на классы сохранялось до 1868 года. В 1872 году порядок российских епархий стал определяться временем основания, и Полоцкая кафедра заняла почетное 7-е место (к сравнению, Литовская епархия была на 12-м месте, Московская – на 13-м, Могилевская – на 20-м, а Минская – на 33-м месте) (См. Литовские Епархиальные Ведомости. – 1873. № 34. – С.305). В 1833 году правящим епископом стал Преосвященный Смарагд (Крыжановский) с титулом «Полоцкий и Виленский». Местом пребывания архиерея стал Богоявленский Братский монастырь в Полоцке. Пределы Полоцкой епархии были установлены в границах трех губерний: Витебской, Виленской и Курляндской.

Одновременно с этим Полоцк продолжал оставаться оплотом униатства. В том же 1833 году Полоцкую униатскую епархию возглавил митрополит всех греко-католиков Российской империи Иоасафат Игнатий (Булгак). Поскольку униатский митрополит был вынужден преимущественно пребывать в СанктПетербурге, в 1834 году ему был дан викарий – епископ Оршанский Василий (Лужинский). Так в 1834-1839 годах в Полоцке находились две епископские кафедры: православная (Полоцкая) и униатская (Белорусская).

После Полоцкого собора 1839 года епархия наконец-то объединилась, однако вскоре Полоцк перестал быть местом пребывания православного епископа: епархиальное управление было переведено в губернский город Витебск. Только в 1913 году город Полоцк снова был определен местом постоянного пребывания епископа – викария Полоцкой епархии с титулом «Двинский».

В XX веке Полоцкая епархия пережила, как и большинство епархий в Беларуси, закрытие. Монастыри и храмы были разрушены, но, по милости Божией, в 1989 году древняя Полоцкая епархия была возрождена. Лампада, возжженная преподобной Евфросинией, продолжает освещать и согревать души и сердца православных белорусов.

 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.