Борьба с униатами

1596 год… Эта дата известна каждому интересующемуся церковной историей. 9 октября 1596 года в храме святителя Николая произошло печальное событие: собор, возглавляемый предателями православия Ипатием (Потеем) и Михаилом (Рогозой), подписал унию с Римом. Начинается период гонения на православных христиан. Те, кто не пожелал объединяться с католической церковью и переходить в унию, ставились вне закона.

В то же самое время начинается распространение унии, ее укрепление. Несомненно, весомый вклад в дело распространения унии внесли первые три митрополита, возглавлявшие униатскую церковь. Об этом их современники писали: «Если М. Рагоза возродил унию, Потей ее удержал, то Рутский ее укрепил, расширил…». Задача первых двух униатских митрополитов состояла в том, чтобы их новосозданное детище смогло жить дальше, и поэтому свои усилия они направляли именно на усиление унии по внешним факторам. Перед третьим же митрополитом стояла иная задача: он должен был укрепить унию изнутри, дать ей осмысление и оформить внутренние правила существования.

Давайте с вами окунемся в те времена, взглянем на жизнь православных во время деятельности униатского митрополита Иосифа (Вельяминова-Рутского). Родился будущий униатский иерарх в кальвинистской семье в 1574 году в небольшом местечке Рута (недалеко от города Новогрудка Гроднеской области). Молодого Ивана (так звали юношу в крещении) родители отправляют учиться в Вильнюс в кальвинистскую школу, в этот период он знакомится с иезуитами (с ними он свяжет всю свою дальнейшую жизнь, и они окажут сильное влияние на деятельность митрополита Иосифа Рутского). По окончании школы выпускник едет в Рим, где принимает католичество, узнав об этом поступке, семья перестает помогать ему. Новообращенный католик был вынужден самостоятельно искать средства на существование и обучение. Его друзья-иезуиты подсказывают Ивану Рутскому поступить в коллегию святого Афанасия. Все учащиеся в ней должны были принять восточный обряд, т.е. унию.

Молодой человек согласился, но его смущал тот факт, что ему придется оставить западный обряд и перейти в унию. Рутский настолько привязался к западному богослужению, что сам папа был вынужден уговаривать юношу перейти в унию. В итоге он согласился, но еще долгое время пытался избавиться от данного обещания. По окончании коллегии Иван Рутский возвращается домой в Вильно, где в СвятоТроицком монастыре принимает монашество в 1608 году. Начинается путь монаха Иосифа от инока до митрополита. Уже в 1611 году он становится Галицким архиереем (Украина), а уже через два года, в 1613 году (после смерти Ипатия Потея), Киевским митрополитом. Возглавив униатскую митрополию, Иосиф Вельямин-Рутской начинает свою активную деятельность, которая во многом содействовала латинизации унии. В 1617 году учреждается новый католический монашеский орден базилиан (одна из особенностей этого ордена в том, что монахи, состоявшие в ордене, совершали богослужение по чинопоследованию Восточной Церкви). Именно этот орден во многом содействовал отходу унии от Восточного обряда. С этой целью монахам-базилианам было разрешено открывать школы. Постепенно им были даны королевские привилегии, согласно которым только члены ордена могли занимать высшие иерархические должности в униатской церкви. Под его руководством униатские храмы стали терять свой прежний православный облик: убирались иконостасы, ставились органы. «Куда девались эти старинные монастырские образа? — спрашивает митрополит Петр Могила. — Все в серебряных, позлащенных окладах, и, по всей вероятности, узнаешь, что они обращены на удовлетворение частных нужд и вместо них поставлены в церкви полотняные итальянские иконы…посмотри и на Новогрудский монастырь…в монастырской церкви, которая считается кафедральной митрополичьей, ты увидишь бумажные образа». Орден действовал активно и уже к концу жизни Рутского занял практически все монастыри.

Сподвижник молодого митрополита в деле унии был его друг по Свято-Троицкому монастырю Иосафат Кунцевич. Родился Иосафат Кунцевич в 1580 году в городе ВладимиреВолынском. В 1604 году поступает в единственный базилианский монастырь в Вильно и уже в 1614 году становится его архимандритом. В 1618 году архимандрита Иосафата назначают на Витебскую кафедру. В 1619 году он добился у короля грамоты на подчинение ему всех православных храмов в Витебске, Полоцке, Могилеве, Орше. Согласно этому документу Кунцевич требовал перехода всех православных храмов в унию. Видя то, что архиепископ Иосафат стал злоупотреблять своей властью, чем вызывал возмущения со стороны православных, канцлер ВКЛ писал: «Злоупотреблением своей власти и своими поступками вы руководствуетесь больше легкомыслием и личной ненавистью, чем любовью к ближнему, наперекор святой воле и даже наперекор запрету Речи Посполитой. Вы были причиной и поджигателем тех опасных искр, которые всем нам грозят пожаром, или очень разрушающим, или Всепожирающим … Что относится к опасности вашей жизни, то можно сказать, что каждый сам является причиной своей беды … Добавляете, что вам свободно неуниатов топить, отрубать им головы и т. д., так нельзя с ними поступать, потому что Господне Евангелие дает острый запрет всем мстителям …». Примечательна характеристика соотечественников, данная Иосафату: «Православный парень по происхождению, иезуит по подготовке, монах-василианин за формацией – теперь эта странная смесь получила власть и породила чудовище, которое с диким неистовством взялось на родной земле выкорчевывать веру отцов …»

Взойдя на Полоцкую кафедру, униатский архиепископ с большой энергией взялся за насаждение унии. Источники того времени описывают с какой жестокостью происходило распространение унии: епископ «намеренно приказал выкопать из земли христианские тела, недавно погребенные в церковной ограде, и выбросить из могил на растерзание псам, как какую-нибудь падаль». Православным было запрещено совершать богослужения в городах, подвластных Кунцевичу, и священники были вынуждены служить в чистом поле за чертой города. Были закрыты все православные храмы, так об этом писали православные на Варшавский сейм: «Мы ничего не просим, кроме того, что уже более 600 лет принадлежит нам, что как святыню всегда сохраняли нам польские короли, что утвердил за нами и сам нынешний король своей присягой … В Белоруссии Полоцкий архиепископ (Кунцевич) уже 5 лет держит запечатанными православные храмы». Очень активно полемизировал Кунцевич с православными и многих обратил в греко-католичество, за что был прозван «душехватом». 12 ноября 1623 году во время пребывания Кунцевича в Витебске он был убит. Поводом к убийству был арест православного священника Илии слугами Кунцевича, когда тот шел совершать богослужение. После смерти Иосафата Кунцевича по требованию папы Урбана VIII король Сигизмунд III послал в город Витебск войско. По результатам судебного расследования Витебск был лишен Магдебургского права, разрушена ратуша, 2 церкви, 20 человек, в том числе 2 бурмистра, были казнены сразу, более 100 человек были приговорены к смертной казни, а их имущество конфисковано. Принятые меры вызвали похвалу Римского папы, который написал благодарственное письмо королю Сигизмунду III.

Следует отметить тот факт, что вскоре после подписания Брестской унии православные были лишены иерархии (некоторые из епископов ушли в унию, некоторые вскоре скончались), таким образом, православная Киевская митрополия была под угрозой исчезновения. Приезд Иерусалимского патриарха Феофана изменил сложившуюся ситуацию. В 1620 году иерусалимский первоиерарх восстанавливает православную иерархию. На Полоцкую кафедру он рукополагает известного апологета православия Мелетия Смотрицкого.

Мелетий Смотрицкий известен своими полемическими трудами, среди которых особенно сияет «Фринос». Издан он был в 1610 году. Это произведение долгое время имело очень большую популярность в народе.

Во «Фриносе» автор от лица Православной Церкви оплакивает погибель в латинстве лучших родов западнорусских, но в этом религиозном плаче ясно слышится плач родины о погибели людей в полонизме. Также в этом труде он призывает народ белорусско-украинских земель к объединению в борьбе с униатами и возращению в лоно Матери-Церкви (т.е. в Православие). Главными лицами, которых в первую очередь обличает Мелетий Смотрицкий в «Фриносе», являются творцы унии: Ипатий Потей, Кирилл Терлецкий и др. Он клеймит этих униатских иерархов, называя их предателями, и приводит следующие сравнения: «вы не пастыри, а волки хищные, не вожди, а львы ненасытные, пожирающие овец своих…»

«Фринос» является одним из самых лучших и цельных произведений полемического характера того времени.

За это произведение Мелетия Смотрицкого впоследствии стали даже именовать Златоустом. «Фринос» произвёл впечатление не только на православных, но и на католиков, и униатов. Характеризуя данную книгу, униатский историк Яков Суша писал: «Здесь что ни слово, то язва, что ни мысль, то отрава, тем более пагубные, что автор растворил их изяществом слога, как сладкою приманкой».

В противовес «Фриносу» иезуиты очень в скором времени издают ряд брошюр, среди которых встречаются такие произведения, как «Перестрога» Петра Скарги 1610 года, «Парагория» Иоакима Мороховского 1612 года, «Оборона унии» Леона Кревзы Ржевуского 1617 года. Цель этих сочинений состояла в том, чтобы нейтрализовать воздействие «Фриноса». Кроме того, в своих произведениях они пытаются очернить автора «Плача» и называют его «изменником отечества, агентом Москвы, учеником Лютера и т.п.»

Не малую роль в защите православия от унии сыграли и братства, которые еще находились в верности православной иерархии. Наиболее активными в это время были Львовское и Виленское братства. При наиболее крупных братствах существовали типографии, в которых издавались многочисленные полемические сочинения, а также богослужебные и учебные книги. Практически каждое братство имело школу, в которой обучались молодые люди азам православной веры.

Не только православные, но и униаты признавали за братствами силу и были согласны с тем, что они являются столпами и утверждением православной Церкви в ВКЛ. И. Рутской писал: братства «создали некоторый вид нового государства, которое много зла наносит униатам».

Отношения между православными и униатами с каждым днем все больше и больше накалялись, и митрополит Иосиф Рутский понимает, что если не предпринять каких-то попыток, то уже вскоре начнется межрелигиозная война. Для того, чтобы снять напряжение в отношениях и не допустить религиозной войны, Иосиф Рутский предлагает урегулировать межконфессиональные конфликты и объединить верующих путем создания особенной патриархии, которая была бы создана в границах Великого Княжества Литовского. Данная патриархия, по идее митрополита Иосифа, должна была стать новым христианским центром.

Идею Рутского поддержало большинство униатских епископов. Но со стороны православных иерархов встретило сопротивление. В связи с этим митрополит Иосиф выносит этот вопрос на Варшавский сейм 1626 года. После долгих прений король Сигизмунд III Ваза подписывает документ о созыве собора, на котором выносился бы вопрос о церковном единстве. Этот собор был созван 26 марта 1626 года в Кобрине. Но православные на этот собор не приехали, то же самое произошло и на Львовском соборе, который должен был состояться 28 октября 1629 года.

Униатский митрополит пишет письмо в Рим, но ответа из него не приходит, и поэтому униаты самостоятельно начинают предпринимать попытки по учреждению патриархата. Униатская делегация приезжает в Киев, где начинаются переговоры между униатами и православными. В ходе собеседований было создано две концепции:

  1. Патриархат подчиняется Константинополю, но признает авторитет Рима.

2.Новосозданный патриархат, признавая приоритет Константинополя, юридически подчинялся Риму.

Однако этим проектам не суждено было сбыться.
В 1629 году митрополит Иосиф Вельяминов-Рутской вновь поднимает вопрос об унии. В том же году православные также созвали собор. Данный собор, который возглавлялся митрополитом Иовом (Борецким), разработал 9 июля 1629 года концепцию, согласно которой от Православия оставались квасной хлеб на Евхаристии, Символ Веры без Filioque, обряды и традиции; католическими должны были быть основы вероучения и даже признание чистилища. Однако волнения православной шляхты и казаков остановили этот собор, и его решения так и не вступили в силу.

Со стороны униатов в свое время также был созван собор в тот же день во Владимире. Но униатам воспрепятствовал Рим, который через Конгрегацию Пропаганды Веры 18 августа 1629 года запретил созывы объединительных соборов. Впредь предписывалось вести переговоры с православными только при условии полного принятия католического вероучения.

Таким образом, проект Рутского о создании патриархата в ВКЛ не осуществился. В 1637 году умирает 3-ий униатский митрополит, на его место приходит следущий…

Униатская церковь во времена Рутского заложила основу своей деятельности, приобрела отличительные особенности, но, самое главное, стало понятно, что окончательно объединить православных и униатов невозможно, и вся дальнейшая история подтверждает это утверждение.

Грицевич Владимир (МинДС, 3 курс)

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.