Что такое унию?

Изучая историю, кому-то может показаться, что уния — это исключительно церковное понятие и Католическая церковь стремилась перевести к себе в подчинение через униатство только общины славян, но, обратив внимание на другие Поместные Православные Церкви, мы увидим, что и на них простираются интересы католиков.

С латинского языка слово уния («unio») означает единение, союз. Унией может называться единение нескольких государств под властью одного монарха. Как правило, уния заключается между двумя сторонами, которые находятся в разных политических и экономических положениях. Одна сторона находится в бедственном положении по различным причинам, будь то: военные угрозы со стороны других государств, гражданские войны, сложное экономическое положение и т.д. А другая сторона находится в более выгодном положении, и она же диктует условия, на которых готова заключать унию. И как показывает история, условия сильной стороны всегда несут выгоды только ей, в ущерб слабой стороны.

Как пример, можно привести Кревскую унию 1385 года. Тогда был заключен династический союз между Великим княжеством литовским (ВКЛ) и Польским королевством. Литовский Великий князь Ягайло, вступив в брак с польской королевой Ядвигой, провозглашался польским королем. Была заключена уния. Войска, законодательство, судебная система и козна оставались раздельными. А также сохранялись границы. Но литовский князь Ягайло, по условиям унии, принял католичество. Еще одним условием было то, что при назначении на государственные посты предпочтение отдавалось польским магнатам.

Также Люблинская уния 1569 года — государственный союз между Польским королевством и ВКЛ, положивший начало новому государству — Речи Посполитой. Заключение Люблинской унии со стороны ВКЛ было обусловлено сложным политическим положением в связи с ведением Ливонской войны и угрозой со стороны Московского княжества. Принятие этой унии впоследствии очень негативно сказалось на литовской шляхте и православии. И Люблинская уния фактически предварила заключение Брестской церковной унии, речь о которой пойдет далее.

Существуют также церковные унии. Вообще церковная уния, чисто теоретически, стала возможной после Великого раскола в 1054 году. Когда произошел раскол христианской церкви на Западную (римо-католическую) и Восточную (греко-православную). Главной причиной раскола было притязание римских пап на главенство в Церкви не по первенству чести, а по первенству власти. И если в начале раскола у двух этих церквей были только претензии друг к другу, то после IV Крестового похода в 1204 году, когда был захвачен и разграблен Константинополь, эти претензии переросли во вражду и открытую ненависть.

Лионская уния 1274 года. Несмотря на сложные отношения между Западной и Восточной церквями, была попытка их объединения. Византийский император Михаил VIII Палеолог из-за угрозы повторного разграбления Константинополя западными правителями и по экономическим соображениям дал обещание римскому папе способствовать объединению церквей под началом Рима. Соединение церквей на Лионском соборе получило одобрение 200 католических епископов и посланников императора. В 1283 году был созван собор Восточной церкви, на котором решения Лионского собора были отвергнуты. Ферраро-флорентийская уния 1438 года. К началу XV века Византийская империя находилась под угрозой завоевания от турок османов. Византийские императоры искали себе военной и материальной помощи и поддержки на Западе. Так, Иоанн VI Палеолог для спасения империи решился пойти на союз с римским папой. Под предлогом соединения церквей под началом папы Иоанн VI рассчитывал получить военную и материальную помощь от папы римского и западных правителей. А Рим никогда не оставлял своих претензий на свое главенствующее положение в мире. Было договорено созвать Вселенский собор с участием западных и восточных правителей и епископов. Открылся собор в 1438 году в Ферраре, но изза лихорадки чумы был перенесен во Флоренцию в 1439 году. После долгих споров и под давлением императора Иоанна VI уния была подписана византийскими епископами. Один только Марк Эфесский не поставил своей подписи под унией. Греческое духовенство и простой народ не приветствовали унию. Эта уния ни к чему не привела. Рим помощи не оказал, и Византийская империя пала от турок в 1453 году.

Уния с Ассирийской церковью Востока. Эта церковь находилась на территории современных Ирана, Ирака, Сирии и Турции. Предками ассирийцев были древние племена, принявшие христианство в I веке. В этой церкви в 1522 году между епископами при выборе нового ассирийского патриарха произошли разногласия. Часть епископов не признала нового патриарха и выбрала своего Юханнана Сулака. Он поехал в Рим к римскому папе, чтобы заручиться его поддержкой. В результате была заключена уния. В 1553 году римский папа Юлий III провозгласил Юханнана «патриархом халдейским» Симоном VII. После возвращения на родину Юханнана арестовывает паша Амадии и казнит, обвинив в измене. Последователи Халдейской церкви опять возвращаются в Ассирийскую церковь. Но борьба между про- и антикатолическими партиями не прекращалась. В 1830 году папа Пий VIII утвердил нового патриарха халдейских католиков с титулом «Патриарх Вавилона Халдейского».

Уния с Эфиопской православной церковью. Эфиопия находится в Восточной части Африки. Христианство пришло в Эфиопию в I веке от апостола Филиппа. В XIV веке сюда начинают проникать католические миссионеры. Первое предложение о заключении унии было в 1439 году, но оно было отвергнуто императором Эфиопии. В XVI веке происходит укрепление и расширение связей Эфиопии со странами Европы. Тогда христианская Эфиопия сдерживала натиск Османской империи. Португальская военная помощь помогла разбить османскую армию. В XVII веке попытки заключить унию возобновились. И благодаря прибывшим в Эфиопию иезуитам и их миссии эти попытки увенчались успехом. В 1622 году император Сисиний заключил с Римом договор, и Эфиопская православная церковь вошла в литургическое общение с Римом и стала одной из восточнокатолических церквей. Сисиний насильственно вводил новые порядки, недовольство народа подавлялось силой. После смерти Сисиния его приемник император Василий расторгнул унию, часть миссионеров казнил, а часть выслал из страны. Следующая попытка унии была предпринята в 1839 году лазаристами (монашеский орден, миссией которого была проповедь Евангелия среди бедняков) и капуцинами (монашеский орден, придерживающийся максимальной простоты и бедности). Со временем образовался викариат и затем митрополия.

Уния с Сиро-яковитской церковью. Сирийская церковь — одна из Древневосточных церквей. Появление термина «яковитская» связано с миссионерской деятельностью эдесского епископа Якова. Впервые идея унии между Римом и сиро-яковитами возникла во времена первых крестовых походов. Тогда складывались очень хорошие отношения между латинскими и сирийскими епископами. Но это так и оставалось на уровне идей. Ситуация начала меняться в XVII веке. Отношения между Римом и Сиро-яковитской церковью стали упрочняться благодаря миссии иезуитов и капуцинов. Большое число сирийцев перешло в католицизм. В церкви появилось две партии: сторонники и противники унии. Борьба между ними привела к тому, что каждая выбрала себе патриарха, и произошел раскол. В результате чего появилась Сирийская католическая церковь.

Мелькитская греко-католическая церковь. В XII веке в Сирии и Ливане действовали католические миссионеры. Ими было открыто большое количество школ. Православные патриархи Антиохии состояли в хороших отношениях с Римом. В начале XVIII в антиохийской православной церкви в среде епископата возникает движение, выступающее за унию с Римом. В церкви происходит раскол, и появляется Мелькитская греко-католическая церковь.

Эти четыре церкви: Ассирийская, Эфиопская, Сиро-яковитская и Мелькитская — являются Восточными католическими церквами. Также в состав Восточнокатолических церквей входят Армянская и Коптская церкви. Все эти церкви в свое время в результате раскола и разделения заключили с Римом унию. И теперь являются поместными католическими церквами в юрисдикции папы римского, но имеют свой национальный литургический обряд. Управление осуществляется через Конгрегацию для Восточнокатолических церквей. Восточнокатолические церкви полностью принимают католическую догматику и находятся в литургическом общении с Римской католической церковью.

Отдельно стоит коснуться Брестской церковной унии 1596 года. Решением ряда епископов Киевской митрополии Константинопольского патриархата во главе с митрополитом Михаилом Рогозой было решено заключить унию с Римом. В результате унии было принято католическое вероучение и совершился переход в подчинение Римскому папе, но полностью сохранялась византийская литургическая традиция на церковно-славянском языке. Акт о присоединении к Римско-католической церкви был утвержден в 1596 году на соборе в Бресте. Параллельно с собором, принимавшим унию, проходил другой собор, собор православных во главе с патриаршим экзархом Никифором, двумя епископами киевской митрополии и князем Константином Острожским, рьяными противниками унии. Православный собор отказался принимать унию, а принявших ее предал анафеме. Но православный собор был разогнан сторонниками унии, многих арестовали, а патриарший экзарх Никифор был замучен в тюрьме.

Брестская церковная уния привела к возникновению на территории Речи Посполитой Русской униатской церкви. Правящие аристократия и католическая знать Речи Посполитой во главе с королем Сигизмундом III полностью стали на сторону униатов. В результате этого православие перешло на положение нелегальной и гонимой конфессии. В большинстве случаев имущество православной церкви передавалось униатам. Принятие унии привело к долгой борьбе между двумя христианскими конфессиями. Уния просуществовала до 1839 года, когда в Полоцке собором епископов во главе с митрополитом Иосифом Семашко, главным инициатором и воплотителем возвращения в лоно Православной церкви, была полностью упразднена.

Завершить статью хотелось бы цитатой из совместного заявления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Франциска, сделанного на Кубе при их встрече в 2016 году: «метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства».

Быковский Андрей (МинДС, 2 курс)

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.