Объять необъятное. Скульптура и рельефы

Фресковая живопись составляла наиболее обширную ветвь древнехристианского искусства. А как обстояли дела с другими видами искусства в Церкви первых веков? Дошедшее до нас наследие позволяет увидеть еще одну сторону христианского отражения небесной красоты в этом мире.

Скульптура также находила свое применение, однако не такое широкое, как живопись. Это связано с тем, что она занимала ведущее место в греко-римском искусстве и активно использовалась в языческом культе. У христиан с представлением о статуе тесно соединялось понятие об идоле. Несмотря на это, с древнехристианского периода сохранилось значительное количество памятников скульптуры, иногда в виде статуй, а большинство — в виде саркофагов.

Больше всего найдено статуэток Доброго Пастыря, из которых можно отметить статуэтку Доброго Пастыря, находящуюся в Латеранском музее в Риме. Она изготовлена из белого мрамора, имеет высоту около метра и относится к концу II — началу III века. Надо также отметить, что встречаются и античные языческие статуи, напоминающие Доброго Пастыря, однако они отличаются от христианских по ряду признаков.

В Латеранском музее находится найденная в 1551 году при церкви святого Лаврентия около Рима мраморная статуя римского пресвитера Ипполита, сидящего в кресле. Голова и одна рука статуи сделаны вновь. На кресле помещена пасхальная таблица, доведенная до 334 года и составленная, как видно из «Истории» Евсевия, в связи со спорами о праздновании Пасхи. Статуя датируется III-IV веком. В связи с тем, что она похожа на изображение языческого оратора или философа, некоторые исследователи считают, что она изготовлена язычниками, а затем была превращена в статую Ипполита через начертание пасхальной таблицы. Примеры таких превращений встречались в древности.

Наиболее многочисленный вид памятников древнехристианской скульптуры составляют саркофаги. Само греческое «σαρκοφάγος» можно перевести как «съедающий плоть». Так первоначально назывался известковый камень, добывавшийся в Миссии около города Ассос, который имел свойство уничтожать входившие с ним в соприкосновение плоть и даже кости, кроме зубов. Его употребляли в древнем мире для гробниц, содержащих несожженные тела, затем название перешло на все гробницы.

Саркофаги служили гробами для умерших и изготавливались из мрамора, порфира, терракоты и даже металла. Так, например, в Саиде был найден свинцовый саркофаг III века. Много свинцовых саркофагов найдено также на кладбище «святого Евхария» около Трира. Саркофаги стали использоваться христианами очень рано, хотя и не сразу получили широкое распространение. Подтверждением может служить то, что самое древнее отделение катакомбы Домициллы, устроенной во время правления Флавиев, было изначально предназначено только для саркофагов.

Саркофаги изготавливали разных размеров, начиная от величины обыкновенного гроба, в который можно поместить только одно тело, до больших с отделениями внутри для нескольких умерших. Иногда в саркофаг колоссальных размеров помещали только одно тело. Так, например, в Ватиканском музее находятся два огромных саркофага из цельного куска порфира, которые служили, как предполагают, гробницами для Констанции, дочери императора Константина, и для его матери, святой Елены.

Саркофаги были очень дорогой вещью, поэтому в них погребались только знатные и богатые люди. Остальных хоронили в гробницах, высеченных в самом грунте катакомб. Изготовление саркофагов требовало также специальных мастерских. Во времена гонений было опасно изготавливать саркофаги с изображениями христианского характера, так как христиане в это время обычно пользовались услугами языческих мастерских. Поэтому имеющиеся на саркофагах изображения языческого содержания они скалывали, замазывали, оставляя изображения бытового характера или те, которые можно истолковать в христианском смысле. Иногда, чтобы скрыть языческие изображения, саркофаги просто ставили лицевой стороной к стене. Так, например, мраморный саркофаг с вакхической сценой, открытый в катакомбах святого Каллиста, был обращен лицевой стороной к стене галереи.

К числу самых ранних известных нам саркофагов с изображениями христианского содержания относится саркофаг La Gayole, названный так по наименованию коллекции. Он содержит следующие изображения: рыбака, оранту, Доброго Пастыря и философа. Исследователи датируют этот саркофаг второй четвертью III века.

Важным памятником является изготовленный около 270 года саркофаг, находящийся в Риме в храме Санта Мария Антиква. Здесь мы видим типологическое противопоставление событий Ветхого и Нового Заветов: история Ионы — крещение как новое рождение.

Около Трира найден также «саркофаг Ноя» (300-306). В центре изображен «Ноев ковчег», наполненный людьми и животными. К ковчегу подлетает голубка с ветвью. Центральное изображение фланкируют сидящие фигуры, плетущие гирлянды роз.

На саркофагах III века широко распространяется и становится любимым мотивом сцена учительства. Она появилась первоначально на языческих саркофагах, на которых умерший изображался как философ, занятый учительством и сидящий в окружении муз.

Ко второй половине III века относят исследователи саркофаг Баэбии. Среди прочих изображений он содержит сцену из истории пророка Ионы. К концу III века относится также «саркофаг с Ионой» На его лицевой части представлена крупным планом история пророка Ионы. От этих изображений данный саркофаг и получил свое название. Кроме истории пророка Ионы этот саркофаг содержит две сцены из истории Моисея и воскрешение Лазаря.

После Миланского эдикта 313 года и прекращения гонений христиане продолжали изготавливать среди прочих и статуарные изображения. Больше всего сохранилось статуй Доброго Пастыря, которые были найдены во многих местах бывшей Римской империи и находятся сейчас в разных музеях мира. Две статуи Доброго Пастыря, правда плохой сохранности, были найдены и в Херсонесе в Крыму. Известны также статуи Орфея, три из которых были найдены тоже в Херсонесе.

У Евсевия Кесарийского в «Церковной истории» содержится также описание бронзовой статуи Иисуса Христа в Панеаде, которую поставила исцеленная Христом кровоточивая женщина. Эту статую Евсевий видел «собственными глазами». Впоследствии, по свидетельству Созомена, в царствование Юлиана Отступника эта статуя была разбита язычниками, но христиане собрали ее обломки и хранили в церкви.

Также Евсевий упоминает о том, что император Константин украсил фонтаны в Константинополе статуями Доброго Пастыря и Даниила со львами. После Миланского эдикта началось широкое изготовление саркофагов. В IV веке после легализации христианства появилась самостоятельная христианская скульптурная школа, особенно процветавшая в IV-V столетиях. Известно три главных центра изготовления саркофагов: Рим, Равенна и Арль. Но саркофаги изготавливались и во многих других городах.

Наиболее украшалась рельефами христианского содержания обращенная к зрителю лицевая сторона саркофага. В центральной части обычно помещались изображения умерших и писалась эпитафия. Другие изображения часто помещались в два ряда. При этом на римских саркофагах мы всегда наблюдаем более или менее значительное число ветхозаветных и новозаветных изображений. Иногда их число доходит до 12-15, и они представляют в сокращенном виде целую историю из Ветхого и Нового Заветов. А в равеннских саркофагах на лицевой стороне обычно помещалось изображение нескольких событий или только одного и шире использовался орнамент

Важнейшая коллекция христианских саркофагов находится в Латеранском музее в Риме (ныне Музей Пио Кристиано). Находящиеся там саркофаги содержат изображения самых различных событий из ветхозаветной и новозаветной истории, в том числе некоторые моменты из истории страдания Спасителя и изображения Святой Троицы в виде человеческих фигур.

Очень большой интерес представляет хранящийся в Латеранском музее так называемый «догматический» саркофаг. Так его называют за содержание рельефных изображений. На саркофаге представлены: создание Евы, Адам и Ева, Христос с колосьями в руках и ягненком (символы Евхаристии), змей на древе познания добра и зла с плодом в пасти, чудо в Кане Галилейской, умножение хлебов, воскрешение Лазаря, поклонение волхвов, исцеление слепого, Даниил во рву львином (рядом с ним изображен пророк Аввакум с хлебами), предсказание об отречении Петра (изображены: Спаситель в виде молодого человека в тунике, с благословляющей десницей и свитком, апостол Петр с курчавой бородой и волосами (сложившийся традиционный тип изображения этого апостола), а также петух, символизирующий в данном случае предмет беседы), взятие апостола Петра под стражу и изведение воды Моисеем из скалы в Хориве. В центре лицевой стороны находится изображение похороненных в этом саркофаге супругов.

Весьма интересно изображение создания Евы из ребра Адама. Бог Троица представлен в виде трех человеческих фигур. Ева и лежащая фигура спящего Адама изображены маленькими, что характерно для раннехристианского искусства при изображении людей, над которыми выполняются какие-либо действия.

Саркофаг датируется исследователями промежутком времени с 315 года по 390 год.

Примерно в середине IV века лицевую поверхность саркофагов стали разделять на ниши с помощью колонн или деревьев. Это привело к некоторому изменению в содержании иллюстрируемых сюжетов: вместо многофигурных сцен стали преобладать единичные фигуры с соответствующими атрибутами. Иногда единая по содержанию сцена разделялась и занимала две или три ниши.

В качестве характерного примера саркофагов такого типа можно привести саркофаг Юния Басса, найденный в гротах Ватиканских в 1595 году. Юний прожил 42 года, был префектом Рима и умер в 359 году. Его саркофаг изготовлен из белого мрамора и находится сейчас под храмом святого Петра в Ватикане. Лицевая сторона разделена при помощи коринфских колонн на десять частей, в которых помещены изображения. Около 340 года на саркофагах стали появляться первые изображения, указывающие на страдания Спасителя. Большинство так называемых «саркофагов страсти» изготовлено в период времени с 350 года по 390 год.

Самым ярким представителем этого типа саркофагов является Латеранский саркофаг №171, найденный в катакомбах Домициллы. Лицевая сторона этого саркофага разделена коринфскими колоннами на пять частей. В центральном отделении изображен крест, который указывает на распятие Спасителя. Над крестом изображена монограмма Христа в виде совмещенных букв «Х» и «Р» («хрисма»).

Изображение несения креста Иисусом Христом является очень редким в памятниках раннехристианского периода. Христиане в то время избегали также изображений поругания Иисуса Христа, которыми сопровождался суд над Ним, и изображение возложения на голову Спасителя тернового венка, находящееся на данном саркофаге, также является очень редким. В этой сцене венок является только символом страдания, а не орудием. Как форма венка, так и вся сцена производит впечатление не поругания, а прославления Спасителя, Который изображен как Учитель со свитком в руке. Латеранский саркофаг №171 найден в катакомбах Домициллы и, как считают исследователи, изготовлен около 350 года.

В последней трети IV века наблюдаются изменения в иконографии Спасителя. Иисуса Христа начинают изображать как Владыку мира (Космократора) и Царя Славы. Содержащееся изначально в творениях святых отцов учение о Божестве Спасителя и Его Единосущности с Отцом, ставшее после Никейского Собора (325 год) предметом богословских споров, стало находить свое выражение и в христианском искусстве.

Иерей Евгений Солонков,

кандидат богословия,

преподаватель МинДС.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.