Очень большая любовь, или что подарить ребенку?

«Какое же это счастье — у нас родился долгожданный сыночек! — Поздравьте нас, мы так счастливы!» — восклицают обычно новоиспеченные папа и мама. Проходят скорби первого года жизни малыша, исчезают бессонные ночи, маленький человек подрастает, делает первые шаги, произносит первые слова. Все это рождает в сердцах родителей очень большую любовь к своему чаду. «Ты мой самый любимый, ты мой ненаглядный, я люблю тебя больше всех на свете», — такие слова постоянно сходят с уст любящих родителей.

«Ну а что же в этом плохого? Что может быть чище и выше, чем материнская любовь?» – с недоумением скажут многие. Отложим ненадолго ответ на этот вопрос и продолжим наблюдать за типичным жизненным развитием среднестатистического «чада».

Любовь родителей к ребенку, естественно, не ограничивается словами: «У него должно быть все самое лучшее! Я все сделаю, чтобы мой ребенок ни в чем не нуждался!» И вот, руководствуясь исключительно большой любовью к ребенку, родители покупают, дарят, дают ему не только необходимое, но и просто ненужное, и даже вредное. Сегодня самый яркий пример вредной родительской любви – это смартфоны и планшеты в руках у детей. Мы видим детей 2-3 лет, которые сроднились с планшетом. Повсюду видим младших школьников со смартфонами. Действительно, можно признать необходимость мобильного телефона даже для первоклассника в современном городе. Но ведь для связи достаточно простейшего кнопочного телефона. А зачем первоклашке смартфон? – Чтобы играть в игры, пользоваться интернетом, слушать музыку, смотреть видео. И вот эти первоклашки на перемене вместо того, чтобы побегать и дать отдохнуть своим глазам, загружают их еще больше. Очень быстро их зрение начинает неуклонно ухудшаться. Вернувшись домой и сделав уроки (может быть), они снова утыкаются в смартфон или планшет, играют, смотрят, разрушают свое физическое здоровье. А душа их? Она не гибнет ли от того, что льется на неё из этих дурофонов (английское smart означает «умный», «смышленный»; но делают ли смартфоны людей умнее или могут оставить их в дураках?). Ведь если даже не каждый взрослый может отфильтровать вредное от безвредного, что уж говорить о детях? И вот все самое разрушающее: компьютерные игры, ужасная музыка, развращающее видео – становится легко доступным детям исключительно благодаря большой родительской любви.

Дети получают от любящих родителей комфорт, удовольствия, развлечения, внимание – все это нередко даже в ущерб самим себе, но чтобы «у моего ребёнка было все самое лучшее», или «не хуже, чем у других». В этой тональности ребенок растет и привыкает к тому, что ему – все самое лучшее.

Но вот проходит детство. Наступает подростковый период. И милое чадо уже не умиляет (т.е. не вызывает любви), а огорчает, озлобляет, обманывает, оскорбляет своих, так любивших его родителей, которые ради него «ночей не спали». Ребенок-подросток теперь (как ему кажется) может сам решать, что ему нужно, и если родители не согласны с его выбором – это их проблема, ведь он привык, что все лучшее – ему, он привык к исполнению всех своих желаний, всему этому его научила большая родительская любовь.

Тогда наступает момент истины. Как же так? Как же очень большая любовь породила такую большую ненависть? Как оказались мы у разбитого корыта? Со слезами приходят матери к священнику и спрашивают: что же делать? В 14 лет ребенка уже не поменяешь, но вопрос этот мы сформулируем по-другому: как любить ребенка, чтобы не оказаться у разбитого корыта?

А что значит «любить»?

В прошлом номере мы размышляли о том, как любить друг друга супругам, чтобы не долюбить до развода. Исцеление родительской любви к детям происходит тем же самым путем.

Давайте вновь вспомним смущающие многих слова Господа нашего Иисуса Христа: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19:29). Оставить детей ради Бога? Как это возможно? О чем здесь вообще идет речь?

А вот о чем.

Какая самая главная заповедь Бога человеку? – «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22:36). Что значит любить Бога всем сердцем, всей душой, всем разумом? Это значит, говоря современным языком, любить Его больше всех на свете. Если я люблю своих детей больше всех на свете – я исполняю или нарушаю эту заповедь №1???

Итак, любить больше всего можно и нужно только Бога – нашего Творца и Благодетеля.

В семье на втором месте после любви к Богу должна жить взаимная любовь супругов.

И, наконец, лишь после этого следуют дети. Если в семье уже живет любовь к Богу и взаимная любовь супругов, никакой специальной «любви» к детям и вовсе не нужно. Если родители любят Бога, регулярно общаются с Ним в молитве церковной и домашней, очищают свою жизнь от грехов и возрастают в добре – этим явлением настоящей жизни они дают детям самое главное. Их повседневное общение с детьми уже проникнуто любовью, которая не требует никаких внешних проявлений. Никаких «ты меня не любишь, потому что не купила мне куклу».

А вот если, забыв о Боге, о своей второй половинке, оба родителя до беспамятства и ослепления «любят» свое чадушко, то все это становится похожим на безбожное идолопоклонство. Нередко мы слышим из уст родителей в адрес детей фразу «я тебя обожаю». Именно обожание и обожение (т.е. превращение в божка, в кумира, все желания которого исполняются) страшны и быстро развращают, и разрушают душу ребенка, и поселяют в ней саженец зла, который приносит свои злые плоды уже в детском возрасте и особенно в подростковом возрасте.

Саженец любви в детскую душу садят родители своей живой любовью к Богу и друг к другу. А растет этот саженец благодаря родительскому вниманию к ребенку, которое на современном языке называется воспитанием, а в славянском переводе Библии и в Древней Руси называлось словом «наказание», что сейчас имеет совсем другой смысл.

Во главе родительского воспитания стоит авторитет родителей и его принятие детьми (именуемое в православной традиции «послушанием»). Дети принимают авторитет родителей не потому, что родители хорошие или подарили мне смартфон или еще чтонибудь, а просто потому, что они – родители. Эту простую истину нужно принять самим родителям и с Божьей помощью жить в ней с самых первых дней своего ребёнка.

Дети будут пробовать эту истину на прочность – это испытание, через которое нужно пройти, чтобы повзрослеть самим молодым родителям и укрепить саженец добра в душах своих детей. Да, если дети поступают неправильно, их нужно наказывать, т.е. учить (не обязательно ремнем и горохом). Для каждой ситуации подходит свое вразумление — оно должно быть, нельзя бездействовать, оставлять уклонение ребенка к злу без внимания. Вразумление может быть словесным (оно не работает у тех родителей, которые не работают над собой), состоять в лишении или ограничении чего-то приятного (тех же самых подарков, развлечений, свободного времени). Да, это вразумление поначалу неприятно и болезненно для ребенка, но, испытав его несколько раз, он вразумляется и не идет туда, где неприятно. Телесное вразумление ребенка допустимо в самых исключительных случаях, когда речь идет об угрозе его жизни или здоровью. Кнут и удила – удел домашних животных, а не разумного существа – человека. Когда телесные наказания становятся в семье обычной повседневностью – это печальный признак крайней неразумности либо детей, либо родителей, либо и тех и других вместе.

Одним из самых важных проявлений родительской любви к своим детям является приучение и привыкание их к домашнему труду с самого раннего возраста, а по мере взросления – и к ответственному домашнему труду. Поддержание чистоты в жилище во всех его проявлениях, помощь в покупках и приготовлении еды, помощь в уходе за младшими детьми – все это и многое другое является самым ценным подарком родителей детям. Если дети делают это без дискуссий, без задабривания, воспринимают это как само собой разумеющееся, значит, родители на деле любят своих детей и подарили им своим воспитанием очень важный жизненный навык.

На сегодня мы остановим наши размышления. Пусть Сам Господь поможет всем нам, разумным и вразумляющимся родителям, воспитать своих детей с любовью и добром в душе.

Протодиакон Павел Бубнов,

кандидат богословия,

преподаватель МинДС.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.