Отец Амвросий о терпении скорбей

В святоотеческих творениях мы находим указание на то, что болезни и страдания человека являются прямыми последствиями грехопадения его прародителей.

Так, в Библии четко говорится о том, что в жизнь Евы и Адама вносятся определенные испытания, которые они должны будут переносить: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:16-19). Вся история человечества является подтверждением верности этих свидетельств, все люди несли болезни и скорби, которые в конце концов заканчивались смертью. Но в Новом Завете через собственные страдания Христос показал, что смерть вовсе не является тупиком, из которого нет выхода. Выдающийся православный богослов Владимир Николаевич Лосский говорит: «Воскресение изменяет падшую природу, оно открывает дивную возможность – возможность освящения самой смерти; отныне смерть уже не тупик, а дверь в Царство». Все святые угодники, подражавшие Христу, показывали своим терпением то, что болезни и страдания являются одними из тех даров Божиих, с помощью которых человек борется со грехом. Так говорит об этом святой апостол Петр: «Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1Пет.4:1,2).

Одним из таких отцов и является для нас преподобный Амвросий Оптинский.

Болезни преподобного Амвросия

По промыслу Божию преподобный Амвросий, в миру Александр Михайлович Гренков (1812-1891), всю свою жизнь, начиная с самого детства, терпеливо нес крест тяжелых телесных болезней. Усугубились они после принятия старцем монашества. Так, когда в конце 1845 года молодой иеродиакон Амвросий представлен был к посвящению в иеромонаха, для чего нужно было ему ехать зимой в Калугу, был сильный холод. Не привыкший к дальним зимним переездам, слабый здоровьем, отец Амвросий сильно простудился. «Помню я, — говорил сам старец, — что как еще только привезли меня на первую станцию, я почувствовал сильную боль в желудке». Это, вероятно, и было началом тех почти беспрерывных тяжких болезней, которые сопровождали всю его жизнь до самой кончины, в течение почти 50 лет. Случалось, когда он служил Божественную Литургию, находила на него такая слабость, что он не мог держать потир одной рукой. «Однажды много было причастников, — рассказывал он, — преподавая Пречистыя Тайны Христовы одной рукой, другою я держал потир. И вот почувствовал я, что рука моя стала слабеть и неметь. Чтобы несколько дать отдых руке, я пошел в алтарь поставить на малое время на престол святую Чашу; а вслед за мной слышу голос какой – то женщины, подходящей ко причащению: знать я, грешная, недостойна!.. – Ах, Боже мой, подумал я, тесно мне отовсюду».

Вследствие болезненности, отчасти и по причине принятия сана, иеромонах Амвросий теперь должен был оставить послушание келейника у старца Макария, в связи с чем 2 января 1846 года он был переведен в другую келию. 16 сентября этого же года после приезда в Оптину архиепископа Курского и Белград ского Илиодора батюшка снова серьезно заболел и слег в постель. С тех пор болезнь его стала все более и более усиливаться. Лечение не помогало. И потому он вынужден в декабре 1847 года подать записку о том, что он желает быть оставленным в обители за штатом. В этой записке он говорил так: «Данная мне болезнь – расстройство желудка и всей внутренности и расслабление нервов, будучи усилена припадками закрытого геморроя, с осени 1846, довела тело мое до крайнего изнеможения, от коего и медицинские пособия, в продолжение года употребляемые, меня восставить не могли и не подают никакой надежды к излечению. Почему я как ныне, так и впредь, исправлять чередного служения и никаких монастырских должностей нести не могу». В октябре этого же года отец Амвросий, видимо, как находящийся при смерти, был келейно пострижен в схиму с сохранением прежнего имени и небесного покровителя.

В 1862 году батюшку постигла новая болезнь. Зимой этого года он поехал из скита в монастырь для того чтобы навестить новопостриженных монахов. Во время этой поездки отец Амвросий выпал из саней и сильно вывихнул руку. Получив неудачное лечение, он долго и сильно страдал. Его здоровье, и так слабое, теперь еще больше ухудшилось, так что он уже не мог ходить в Храм на Богослужения, а также Святых Христовых Тайн приобщался в келии. В зимнее время он не мог выходить на воздух до самой своей кончины.

С течением времени состояние здоровья отца Амвросия улучшалось ненадолго. Разные его болезни более или менее давали о себе знать. То усиливался у него катар желудка и кишок, открывалась рвота, то ощущалась нервная боль, то простуда с лихорадочным ознобом и сильная лихорадка. Помимо этого еще стали появляться геморроидальные кровотечения, которые так досаждали старцу, что он лежал в постели, словно мертвый. Несмотря на это, старец не только никогда не скорбел о своих болезнях, но даже считал их необходимыми для своего духовного совершенствования. Помня о том, что, по учению святых отцов, телесная болезнь выше поста и трудов, и подвигов телесных, в напоминание себе и в назидание своим ученикам, которые также имели телесные болезни, старец говорил: «Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения скорбей и смирения». Также старец говорил: «Жестокие болезни телесные гораздо тяжелее скорбей, ибо в скорбях человек может находить утешение в молитве, а в тяжкой болезни он и этого утешения лишен».

Наставления пастве о терпении болезней и скорбей

Своим духовным чадам, также находящимся в болезни, старец говорил: «Ошибка и заблуждение человечества происходит оттого, что мы не понимаем как следует намерение Божие и волю Божию о нас. Господь по благости Своей и по милосердию Своему хочет даровать нам вечное блаженство на небе, в Царствии Небесном, а мы по слепоте своей более желаем, ищем счастья и благополучия временного на земле. Вот Господь по благости Своей и по любви к роду человеческому и вразумляет нас разными скорбями и болезнями, и другими бедствиями…». В этих словах старца мы находим указание на то, что получение человеком какой-либо болезни, при христианском понимании ее причины, является побуждением его к обращению к Богу и отдалением от различных непотребных действий и мыслей, ведущих к погибели души. Батюшка Амвросий в своих письмах часто совмещает советы по поводу терпения телесных болезней и душевных скорбей. Объединение этих понятий является следствием того, что как болезни, так и скорби происходят по одной общей причине – уклонения человека от Бога и следованию своей собственной воле и желаниям. Преподобный Амвросий в своих письмах пишет так: «То и другое (телесные болезни и душевные скорби) потребно для очищения человека – христианина. Болезни телесные потребны для очищения плоти, а болезни душевные чрез обиды и поношения потребны для очищения души. Но Господь, не разделяя одного от другого, во Святом Евангелии глаголет: «в терпении вашем стяжите души ваша», и «претерпевый до конца, тот спасен будет». И в другом месте старец пишет: «Большая часть страдающих подверглись страданиям как следствиям или неправильных мыслей, или ошибочных действий».

Пример Господа Иисуса Христа

В качестве главного примера терпения батюшка Амвросий приводит нам страдания Самого Господа нашего Иисуса Христа, говоря: «Посмотри на Него, как Он поступал с окружающими Его врагами: Иудою, Анною, Каиафою, книжниками и фарисеями, требовавшими Его смерти. Он никому не жаловался, что враги Его несправедливо поступают с Ним, а во всех ужасных скорбях, наносимых Ему врагами Его, Он видел единственно волю Отца Своего Небеснаго, которой и решился следовать и следовал до последнего Своего издыхания».

Принятие скорбей с благодарением

Батюшка Амвросий указывает на две причины, по которым Господь посылает нам скорби: «Всеблагий Господь праведным посылает различные скорби, во-первых, для того, чтобы не ослабевали в подвигах благочестия и, разленившись, не уклонились в противную сторону и не погибли, как сказано у пророка Иезекииля: «Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность и сделает неправду, — то все праведные дела его не помянутся, и он умрет от неправды своей, какую сделал» (Иез. 33, 13). Во-вторых, праведным Господь посылает различные скорби для того, чтобы через это они совершенно очистились от грехов и страстей и получили велие воздаяние в будущем веке, по сказанному: «Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную» (Прем. 3,6)» . В другом месте, в свойственной ему манере поучения в стихотворной форме, старец пишет о том, как Господь посылает утешение и покой тем, кто с благодарностью принимает скорби и болезни: «Скорбь и болезнь жгут иногда как огонь; а испарина и пот, после жара в болезни, и слезы от скорби омывают человека как водой. Благодушно и благодарно терпящим все это обещается там покой. Да ведь какой!.. И сказать невозможно; только требуется для этого жить осторожно, и прежде всего жить смиренно, а не тревожно, и поступать как следует, и как должно. В ошибках же каяться и смиряться, но не смущаться». Тем, кто видит проведение своей жизни в постоянных удовольствиях, батюшка приводит в пример состояния природы, которые не всегда могут быть одинаково полезны в то или иное время: «Впрочем, знай, что постоянно отрадная жизнь приводит к неотрадным весьма последствиям. И в природе видим: не всегда приятная весна и плодородное лето, а бывает и дождливая осень, и холодная снежная зима, и половодье, и разные ветры, и бури, и, сверх того, неурожай и голод, и разные смятения и болезни, и иные многие беды. Все это потребно, чтобы человек научился благоразумию, терпению и смирению». Из приведенного выше сравнения батюшки можно сделать вывод о том, что человек, постоянно находящийся в благополучии, часто забывается, а в различных скорбях делается более внимательным к своему спасению.

Обращаясь к заповедям Нового Завета, преподобный Амвросий берет за указание в терпении скорбей слова Спасителя: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33). Батюшка говорит, что эти слова Спасителя четко показывают, «что хотя все места целого мира исходи, а безскорбного положения нигде не обрящешь; везде потребно будет и смирение, и терпение, и неосуждение других. Только этими духовными средствами приобретается мирное устроение души, соразмерно тому, насколько мы будем простираться к смирению и долготерпению и неосуждению других».

Каждый православный христианин в своей жизни несет определенные скорби, будь то болезнь, страсть, бедствие, нищета и др. Во время перенесения данных испытаний проверяется свобода человека, заключающаяся в выборе своего отношения к причине возникновения скорби. От чего и с какой целью она была послана Господом? По слову отца Амвросия, «… этим испытывается твердость веры, и надежды, и любви Божией, то есть к чему человек более склоняется, к чему более прилепляется, горе ли стремится, или еще пригвожден к земному; чтобы человек-христианин через подобные испытания сам видел, в каком он находится положении и расположении, и невольно смирялся, потому что без смирения все дела наши суетны, как единогласно утверждают богомудрые и богоносные отцы». Терпеливое перенесение скорбей и болезней, по слову батюшки, имеют для нас важнейшее значение в достижении вечной жизни: «Впрочем, если будем смотреть на скорби с христианской точки зрения, то и в самих скорбях увидим для себя утешение. Уже тем одним дороги для нас скорби и болезни, что ими только одними и можно достигнуть вечно безскорбной, светло – блаженной жизни на небесах. Об одном только должно нам позаботиться: чтобы безропотно переносить их».

Из рассмотренного выше жизнеописания преподобного Амвросия Оптинского и его поучений мы видим отношение самого святого угодника Божиего к душевным скорбям и телесным недугам, который самой своей жизнью показал, что скорби и болезни нужны христианину как надежное препятствие к совершению греха. Да поможет Всемилостивый Господь и нам стойко и безропотно претерпевать все душевные и телесные недуги, встречающиеся на нашем жизненном пути, твердо веря и уповая на неоскудевающую помощь Божию каждому искренне верующему в Него.

Чтец Сергей Сергеевич Думенков,

 старший помощник инспектора,

преподаватель МинДС.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.