Память о воссоеденителе

С каждым годом время все дальше и дальше удаляет нас от тех эпохальных событий второй четверти XIX в., когда, по инициативе архиерея-воссоединителя епископа Иосифа (Семашко), полтора миллиона белорусских и украинских униатов возвратилось в лоно Православной Церкви. С течением времени забываются те памятные места и утрачиваются памятники, которые связаны с именем митрополита Иосифа.

Немалую роль в деле забвения нашей исторической памяти сыграли гонения на Православную Церковь на территории Западной Беларуси в период вхождения ее в состав второй Речи Посполитой (1921–1939 гг.), а затем Советского государства (1939–1941, 1944–1991 гг.).

Тем не менее, несмотря на все сложности и перипетии, в Жировичах сохранился ряд памятников и памятных мест, связанных с именем митрополита Иосифа (Семашко).

По инициативе члена униатского департамента Петербургской римско-католической коллегии Иосифа Семашко в конце 20-х гг. XIX в. в униатской церкви начались преобразования, направленные на сближение, а в последующем на объединение униатов с Православной Церковью. Из четырех униатских епархий были оставлены две: Белорусская с центром в Полоцке и Литовская с центром в Жировичском монастыре. При каждой епархии была учреждена консистория, семинария и низшее духовное училище.

Главный храм Жировичской обители – Успенский собор – был кафедральным собором Литовской епархии. При соборе в период подготовки к воссоединению было организовано обучение униатского духовенства правильному совершению богослужения.

Труды владыки Иосифа принесли свои добрые плоды. Как он сам вспоминал впоследствии, «… через шесть лет духовенство и паства Литовской епархии были готовы к воссоединению с Православной Церковью, тогда как епархия Белорусская, издавна лучше к сему подготовленная, едва ли не сделала обратного шага».

Другим шагом, предпринятым епископом Иосифом к сближению униатов с Православием, было запрещение употребления органовкак в Жировичском кафедральном соборе, так и в других храмах Литовской епархии, так что к 1836 г. органов в храмах уже не было.

В 1833 г. епископ Иосиф (Семашко) стал правящим архиереем Литовской епархии и с этого времени регулярно совершал богослужения в Жировичском соборе. Особенно торжественным было богослужение в соборе осенью 1839 г. по случаю воссоединения униатов с Православной Церковью с участием искони православного и присоединившегося из унии духовенства.

Как уже упоминалось, в результате преобразовательных мер в Литовской епархии была открыта семинария. Открылась она при Жировичском монастыре в 1828 г. и именовалась Литовской. Одной из ее задач была подготовка новых священников, готовых поддержать сближение, а потом и объединение с Православной Церковью униатов. После Полоцкого церковного собора 1839 г. семинария стала православной, а в 1845 г. была переведена в город Вильно.

Размещалась семинария в большом каменном трехэтажном здании, построенном в 1760 г., примыкающем к Успенскому собору. В связи с открытием семинарии были проведены большие строительные мероприятия по перепланировке здания с целью приспособления внутренних помещений под классы и кабинеты, жилье для учащихся и другие нужды семинарии, а также кельи монастырской братии, продолжавшей занимать часть трехэтажного корпуса. Митрополит Иосиф (Семашко) в своих автобиографических записках упоминает, что в 1833 г. им были испрошены «5000 рублей ассигнациями на устройство в Жировицах семинарских зданий».

В Церковно-археологическом музее Минской духовной семинарии хранятся документы, относящиеся к периоду нахождения Литовской духовной семинарии в Жировичах, – это письмо на польском языке, предположительно студента Литовской семинарии, и учебная проповедь на латыни 1830-х гг.

Одним из сподвижников митрополита Иосифа был архиепископ Михаил (Голубович), который принял активное участие в подготовке униатской церкви к воссоединению с Православием. Владыка Михаил (в миру Михаил Алексеевич Голубович) родился в 1800 г. в Брестском уезде Гродненской губернии. В 1823 г. окончил Свислочскую гимназию, в 1828 г. Главную семинарию при Виленском университете со степенью магистра богословия. После открытия семинарии в Жировичах в 1828 г. был назначен профессором догматического богословия и немецкого языка. В том же году вступил в брак с дочерью другого сподвижника владыки Иосифа председателя Литовской духовной консистории (впоследствии протопресвитера) Антония Тупальского и был рукоположен во священника. В 1829 г. ему была присвоена степень доктора богословия. В 1835 г. возведен в сан протоиерея и назначен вице-председателем Литовской консистории. Впоследствии он овдовел, принял монашество и в 1839 г. был рукоположен в епископа Пинского, викария Литовской епархии. В 1848 г. назначен епископом Минским и Бобруйским. В 1853 г. возведен в сан архиепископа. С 1868 г. ушел на покой и поселился в Жировичском монастыре.

Архиепископ Михаил жил в собственном доме, считавшимся лучшим в местечке Жировичи. «Я заходил часто на чай к моим починенным, – вспоминал впоследствии митрополит Иосиф (Семашко) в своих Записках. – Любил особенно бывать в доме нынешнего Минского Преосвященного Михаила, жившего с прекрасным семейством протопресвитера Тупальского, отца покойной его жены».

Преосвященный Иосиф во время своих долгих пребываний в Жировичах жил в доме архиепископа Михаила. Владыка Иосиф нигде не чувствовал себя так хорошо, как в Жировичах. Там он чувствовал себя любимым отцом большого семейства. Церковный историк Григорий Яковлевич Киприанович (1846–1915) в своем труде «Жизнь Иосифа (Семашко), митрополита Литовского и Виленского, и воссоединение западно-русских униатов с Православной Церковью в 1839 г.» так описывает эту семейную обстановку: «Преосвященный часто любил сидеть на балконе красивого деревянного домика, принадлежащего викарному архиерею (т.е. епископу Михаилу (Голубовичу) – П.Г.), за которым находился прекрасно устроенный сад. Вокруг владыки садились наставники семинарии и члены консистории. В этом, как бы семейном кружке, велась веселая, непринужденная беседа, в которой владыка принимал самое живое участие». Умер архиепископ Михаил (Голубович) в 1881 г. и был погребен, согласно его завещанию, под алтарем Явленской церкви Жировичского монастыря.

В Церковно-археологическом музее Минской духовной семинарии хранятся два раритета, связанные с именем митрополита Иосифа (Семашко). Первый – одно из первых изданий проповедей владыки: «Семь слов Синодального члена, Иосифа, архиепископа Литовского и Виленского, говоренные при важнейших случаях служения» 1848 года издания с памятной надписью святителя: «Андрею Николаевичу Муравьеву. На память от – А. Иосифа». Андрей Николаевич Муравьев (1806–1874) – известный в свое время духовный писатель, историк, путешественник по святым местам. Данная надпись дает основание утверждать, что владыка Иосиф был знаком с А.Н. Муравьевым. Известно, что в 1839 г. для Литовской епархии на каждое благочиние определением Святейшего Синода бесплатно была выслана книга А.Н. Муравьева «История Российской Церкви». Возможно, это послужило поводом для знакомства Преосвященного Иосифа с Андреем Николаевичем.

Второй раритет – оригинальная фотография, на которой запечатлен почивший митрополит Иосиф (Семашко) в гробу. Фотография произведена в мастерской Бржозовского и доктора Страуса (иначе – Штрауса). Это было одно из первых на белорусско-литовских землях фотографическое ателье, располагавшееся на улице Мостовой в Вильно. Иосиф Бржозовский являлся предпринимателем, а Александр Штраус – выпускником Санкт-Петербургской академии художеств, одним из тех, кто в середине XIX века увлекся новым способом отображения окружающего мира – фотографией. С 1864 по 1869 гг. Бржозовский и Штраус совместно владели фотомастерской на улице Мостовой: Бржозовский вел дела, а доктор Штраус занимался изготовлением художественных фотоснимков. Именно он с помощью фотокамеры запечатлел тело почившего владыки Иосифа в гробу, окруженное атрибутами архиерейского сана. То, что автором найденной фотографии являлся профессиональный художник, в полной мере объясняет композиционную органичность сделанного изображения и его художественную безупречность. Доктор Штраус сфотографировал покойного владыку, когда гроб с его телом находился в Вильно в личных апартаментах митрополита утром 7 декабря 1868 г.

Памятники и памятные места в Жировичах, связанные с именем митрополита Иосифа (Семашко), позволяют вживую прикоснуться к жизни и деятельности архиерея-воссоединителя, изменившего исторический путь белорусского народа, и более полноценно изучить и осмыслить события одного из самых важных моментов истории нашего Отечества.

протодиакон Георгий Пшенко, кандидат богословия, преподаватель МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.