Сподвижники митрополита Иосифа

Как бурный и быстрый поток реки способна перенаправить только качественная дамба, так и ход истории изменяется усилиями слаженной коллективной работы. Митрополит Иосиф Семашко был инициатором и главной движущей силой воссоединения, но приблизиться к этому событию ему, конечно же, помогали единомышленники.

«После 1834 г. архиерея-воссоединителя деятельно поддержали многие. Можно назвать не только ближайших его сподвижников архиепископов Антония (Зубко) и Василия (Лужинского). В это число вошла также вся преподавательская корпорация Литовской семинарии во главе с исполняющим обязанности ее ректора протоиереем Ипполитом Гомолицким. Владыке Иосифу помогали такие авторитетные пастыри, как протоиерей Михаил Бобровский, протопресвитер Антоний Тупальский, протоиереи Н. Слонимский, И. Железовский, П. Янковский, М. Голубович, Ф. Малишевский, В. Оленич, Я. Елишевич, Л. Паньковский, Я. Грудзинский, Ф. Горбацевич, С. Горбачевский, А. Будзилович и многие др. Можно сказать, что все священники, трудившиеся на епархиальных административных должностях и на местах благочинных, разделили в той или иной мере труды высокопреосвященного Иосифа. На плечи этих людей легла вся работа по убеждению приходского духовенства в истинности Православия и сбору подписок о желании оставить Унию. Мало того, в эту категорию духовенства нужно записать всех настоятелей наиболее крупных и значимых приходов. Они при своем назначении давали присягу не Папе, как в прежние времена, а императору и не отказывались от этого, ссылаясь на греко-католический канонический порядок. Тем самым эти священники со всем пониманием происходящего поддержали курс на разрыв союза с Римом.» [прот. Александр Романчук «Митрополит Иосиф (Семашко): очерк жизни и церковно-общественной деятельности»] О некоторых из вышеупомянутых людей, мы расскажем подробнее.

Архиепископ Антоний (Зубко) [1797 — 1884 гг.] был ближайшим помощником митрополита Иосифа (Семашко) в деле воссоединения.

На Полоцком церковном Соборе 1839 года Антоний участвовал в подписании акта о воссоединении униатов с Православием. Проявил себя, по словам профессора М. О. Кояловича, как «необыкновенный стоятель за Православие и русскую народность в Западной России».

Родился он в Витебской губернии (ныне Полоцкий район) в семье белорусского униатского священника. Учился у местного органиста. Затем окончил униатскую семинарию, иезуитскую академию и в 1822 году Виленскую главную семинарию при Виленском университете.

Преподавал в Полоцкой семинарии. В 1824 году был рукоположен целибатом в священника Полоцкого кафедрального греко-католического собора и назначен членом консистории. В 1825 году возведен в сан протоиерея и послан от Полоцкой епархии в Санкт-Петербург асессором Римско-католической коллегии по униатскому департаменту. В 1827 году командирован в Жировицы для открытия Литовской духовной семинарии. В 1828 году назначен её первым ректором. С 18 апреля 1832 года — старший соборный протоиерей. В 1834 году Антоний был хиротонисан в епископа Брестского, викария униатской Литовской епархии. После воссоединения был назначен на православную Минскую и Бобруйскую кафедру. В 1841 году был возведен в сан архиепископа. По болезни Антоний ходатайствовал об увольнении на покой. В 1848 году его прошение было удовлетворено. В 1848—1862 годах он проживал сначала при архиерейском доме в Минске, затем в Жировицком монастыре, а последние 20 лет — в Пожайском монастыре в Ковенской губернии, где мирно скончался.

Архиепископ Василий (Лужинский) [1791 — 1879 гг.] родился в семье униатского священника Стефана Лужина-Лужинского. Воспитывался у двоюродного дяди — помещика Кельчевского. С 1807 года обучался в униатской семинарии, иезуитской академии, а затем в Главной католической семинарии при Виленском университете.

Получил степень доктора богословия. После окончания обучения Лужинский вернулся в Полоцк и стал одним из ближайших помощников униатского архиепископа Иоанна Красовского, вводившего в униатские храмы православные обряды. В 1819 году был рукоположен во священника целибатом. Через год назначен префектом и инспектором Полоцкой униатской семинарии с правами ректора. Когда Красовский был отстранен от управления и предан суду, в его защиту выступило белое униатское духовенство во главе с Лужинским, который в наказание был отстранен от ведения духовных дел в Полоцке.

В сентябре 1824 года советом Виленского университета Лужинский был избран префектом Главной католической семинарии и получил должность кафедрального каноника. Состоял членом кружка любителей славянского языка и богослужения при семинарии, где преподавал. Целью деятельности кружка было восстановление православного богослужения в униатских храмах. В кружок входили профессора семинарии М. К. Бобровский и П. Сосновский, священник виленской Никольской церкви А. Ю. Сосновский. В 1829 году Лужинский в сане протоиерея стал асессором греко-униатской коллегии в СанктПетербурге, активно помогал епископу Иосифу (Семашко) в его работе по подготовке воссоединения униатской Церкви с Православием. По плану, разработанному Семашко и Лужинским, воссоединение должно было проходить постепенно, через уменьшение числа базилианских монастырей. Среди белого духовенства проводилась разъяснительная работа и собирались подписи в поддержку воссоединения.

В 1833 году Лужинский был направлен в Полоцк временным председателем консистории для управления Белорусским архиепископством, а чуть позже утвержден в должности председателя консистории и в этом же году назначен официалом (управляющим епархией от лица митрополита). В 1834 году рукоположен во епископа Оршанского, викария Белорусского униатского архиепископства. Лично посещал белорусские приходы, убеждал паству и духовенство в необходимости отказа от унии. После кончины в феврале 1838 года митрополита Иосафата Булгака стал правящим архиереем Белорусского архиепископства.

6 марта 1839 года был назначен епископом Оршанским, викарием Могилёвской православной епархии. 7 июля 1840 года стал епископом Полоцким и Витебским. 5 апреля 1841 года возведен в сан архиепископа. Резиденция архиерея была перенесена из Полоцка в Витебск в 1842 году.

Занимался миссионерской работой среди беспоповцев в Витебской губернии. Результатом его деятельности стало присоединение к Православию 5 000 старообрядцев с 6 наставниками. В 1865 году Василий был вызван в СанктПетербург для присутствия в Синоде. 27 марта следующего года освобождён от управления епархией и назначен членом Святейшего Синода. Почил 26 января 1879 года.

Протоиерей Ипполит Гомолицкий [1804 — 1846 гг.] после окончания Главной духовной семинарии при Виленском университете со степенью магистра богословия с 1828 г. работал инспектором Жировичской семинарии. Сменил имя Фердинанд на Ипполит. В 1836 г. был назначен ректором семинарии. Отличался патриотизмом и даром слова. Был женат на сестре протоиерея Плакида Янковского. После перевода Литовской семинарии в Вильно протоиерей И. Гомолицкий был назначен настоятелем Виленского кафедрального собора.

Епископ Игнатий (Железовский) [1802 — 1872 гг.] родился 20 января 1802 года в семье греко-католического священника. Учился в Брестском дворянском училище. В 1824 году в Тороканском монастыре пострижен в монашество. В 1826 году рукоположен во иеродиакона, а затем во иеромонаха. В 1829 году окончил курс Главной духовной семинарии при Виленском университете со званием кандидата и был назначен учителем в Лавришевский монастырь.

12 февраля 1839 года вместе с Иосифом Семашко и другим духовенством подписал акт о воссоединении униатов с православием. В том же году назначен инспектором Литовской духовной семинарии в Жировичах, а 20 декабря возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Гродненского Коложского Борисоглебского монастыря. В 1848 году хиротонисан во епископа Брестского, викария Литовской епархии.

Епископ Игнатий, по воспоминаниям современников, человек кроткого и благородного характера, благонамеренный и благонравный. Он был из базилиан, но без их иезуитства. В личной жизни это был строгий аскет-монах. Он принимал очень скромную пищу, обстановка в его доме носила печать монастырской простоты, большой скромностью он отличался и в одежде. В сношениях с людьми преосвященный Игнатий был крайне выдержан, спокоен и ровен. Двери его дома были открыты для всех во всякое время дня. 27 июня 1870 года ушел на покой. Скончался 31 марта 1872 года в Гродно.

Протопресвитер Антоний Тупальский [1769 — 1848 гг.] родился в Великой Берестовице. Его родители были духовного звания. Учился вначале в Волковысском училище, которое окончил с золотой медалью. Затем в Виленской семинарии (папском алумнате), которую закончил в 1796 г. После женитьбы был рукоположен в священника Деречинской церкви и назначен Волковысским благочинным. Обратив на себя внимание начальства, стал быстро продвигаться по служебной лестнице. В 1799 г. стал асессором консистории. В 1800 г. возведен в сан протоиерея и назначен епархиальным ревизором Бресткой епархии. С 1804 г. вице-официал консистории, а с 1807 г. официал и генеральный викарий Брестской епархии.

В 1819 г. при Виленском университете выдержал экзамены на степень доктора богословия и канонического права. Был одним из активных членов Бресткого капитула — собрания белого униатского духовенства, боровшегося с засилием базилианского ордена в Униатской Церкви. После переезда Бресткого епископа Иосафата Булгака в Петербург для заседания в униатском департаменте Антоний Тупальский практически управлял епархией. В 1828 г. назначен председателем Литовской консистории и членом Жировичской комиссии для управления базилианскими имениями. По поручению митрополита И. Булгака и И. Семашко подбирал преподавательские кадры для Жировичской духовной семинарии. С 1834 по 1845 гг. член семинарского правления. Выдал четырех своих дочерей за преподавателей семинарии: Михаила Голубовича, Плакида Янковского, Карла Вронского и Прокопия Доброхотова (впоследствии Павла, епископа Олонецкого), а родственницу свою — за Александра Кандидова.

Обладая энергичным характером и даром слова, Тупальский стал одним из усердных сотрудников Иосифа Семашко и заслужил общее уважение духовенства. До конца жизни занимал должность председателя Литовской консистории и был удостоен многих наград, в том числе и митры. В 1844 г. возведен в сан протопресвитера Виленского кафедрального собора.

В 1848 г. Антоний Тупальский умер. Иосиф Семашко в знак любви и уважения к памяти Тупальского приказал художнику в домовой церкви сохранить черты покойного протопресвитера в лике ветхозаветного первосвященника Аарона.

Материал подготовил Голамбовский Дмитрий (МинДС, 2 курс)

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.