Светлый образ архипастыря

Имя священномученика Петра Полянского тесно связано с историей нашей семинарии. Здесь прошли 10 лет жизни будущего исповедника. И жизнь эта была полна трудов и стараний на благо вверенного ему тогда Жировичского духовного училища. Жировичи стали местом, где начался его духовный рост и вместе с ним – духовный рост и развитие училища.

Вместо переведённой в Вильнюс семинарии в 1845 г. в Свято-Успенской Жировичской обители было образовано духовное училище, просуществовавшее до 1918 года. Оно находилось в ведении правления Виленской духовной семинарии. В 1872 году училище стало четырехклассным, учащихся в нём насчитывалось к тому времени 157 человек.

В «Литовских епархиальных ведомостях» в 1872-1877 годах достаточно обширно рассмотрен учебный процесс. В 11-м номере «Литовских епархиальных ведомостей» за 1874 год мы находим сведения о проводившихся в Жировицком и Виленском духовных училищах экзаменационных комиссиях, отмечавших слабый уровень образованности учеников, многие из которых имели академические задолженности по ряду предметов, некоторые оставались в том же классе на второй год. Причиной этому была частая смена администрации и преподавательского состава. Финансовое положение также было сложным.

Училище располагало скудными материальными средствами.

В 1896 году на должность смотрителя училища был назначен Пётр Фёдорович Полянский.

Священномученик Петр (в миру Петр Федорович Полянский) родился в 1863 году в селе Сторожевом Коротоякского уезда Воронежской епархии в благочестивой семье приходского священника Фёдора Евграфовича Полянского. В 1879 году окончил Костромское духовное училище, в 1885 году – Воронежскую семинарию. Затем 2 года нёс послушание псаломщика при церкви села Девицы в родном Коротоякском уезде и после этого поступил в Московскую духовную академию.

В МДА ректор архимандрит Антоний (Храповицкий) предлагал ему принять монашество. Но тогда молодой человек отказался, хотя очень многие не могли устоять перед умеющим убеждать отцом Антонием, будущим архипастырем. По окончании академии Петра Полянского оставили в должности помощника инспектора. Здесь он писал магистерскую диссертацию по теме: «Первое послание св. апостола Павла к Тимофею. Опыт историко-экзегетического исследования». Работа над диссертацией длилась 5 лет, в 1897 году была успешно защищена.

Одновременно с исполнением обязанностей помощника инспектора Петр Фёдорович безвозмездно преподавал Закон Божий в частном женском училище Сергиева Посада и работал на должности секретаря Общества спасения на водах. В 1895 году он был назначен церковным старостой в родном селе. В 1896 году в течение недолгого времени преподавал греческий язык в Звенигородском духовном училище.

В декабре 1896 года Петр Полянский приезжает в Жировичи. По своей должности он занимался хозяйственной частью училища и устройством учебных мероприятий. В 1900 году совместно с протоиереем Иоанном Корчинским по поручению Гродненского Епархиального Училищного Совета Пётр Фёдорович занимался организацией летних курсов для повышения квалификации учителей духовных школ епархии. При этом ему была доверена хозяйственная часть дела, а отец Иоанн руководил учебно-воспитательной работой.

Из воспоминаний тех, кто лично знал Петра Фёдоровича, читаем: «Это был живой и жизнерадостный человек. Везде, где он ни появлялся в обществе, он становился душой его. Всех поражала его природная безунывность. Не было, казалось, таких обстоятельств, попав в которые, он стал бы безутешно скорбеть и унывать. Казалось, что Господь до чрезмерности изобильно одарил его нравственным и физическим здоровьем и притом огромным душевным тактом, так что, узнав его раз, невозможно было не полюбить его…». Он собрал вокруг себя всех: и учащиеся, и преподаватели – все единодушно его полюбили: «… Все одинаково были заинтересованы в прекрасной постановке учебного дела и воспитательного процесса в училище, а в свободное от занятий время все преподаватели весело, дружно и интересно отдыхали».

Пётр Фёдорович участвовал и в светской общественной жизни. Он исполнял обязанности членасоревнователя Попечительства о народной трезвости и почетного мирового судьи Слонимского округа. За свое участие и в деле первой всеобщей переписи населения в 1897 году Петр Полянский был удостоен «Его Императорского Величества благодарности».

Высокого роста, широкоплечий, крепкого телосложения, который своим оптимизмом и русской улыбкой излучал теплоту и любовь. Внешне он был похож на провинциального купца или крестьянина-кулака, его благородство придавало ему величественности и располагало к себе. Он был весьма общительным, имел много друзей и знакомых в разных уголках Российской империи. Ведь его деятельность распространялась не только на Жировицкое училище. Он принимал живое участие и в жизни других духовных школ. 6 мая 1899 года он был награжден орденом св. Станислава III степени, а 14 мая того же года за ревностные труды в деле благоустройства местных церковноприходских школ и школ грамоты Синод отметил его усердие и удостоил награждения Библией.

В декабре 1901 года Петра Фёдоровича назначили членом Училищного Совета «сверх нормального числа членов с правом совещательного голоса». За усердие и труды по церковно-школьному делу в 1902 году он получает архипастырское благословение «с выдачей похвального листа и со внесением в формулярный список о службе».

В этот период произошло знакомство Петра Полянского с архимандритом Яблочинского монастыря Тихоном (Беллавиным), будущим патриархом, который уже тогда увидел в Петре Федоровиче опытного администратора и высоко оценил его способности.

Училищный Комитет при Святейшем Синоде отмечал труды Петра Полянского в Жировицком духовном училище и находил эту духовную школу примерной и по постановке учебной и воспитательной работы, и по хозяйственной части. Многократно говорилось о неустанной деятельности его смотрителя, который благотворно повлиял и на жизнь Жировицкого монастыря, внеся в его развитие много полезного.

Член-ревизор училищного комитета П.И. Нечаев высоко оценил деятельность Петра Полянского, и это обстоятельство послужило толчком к назначению в 1906 г. Петра Полянского в Учебный Комитет при Святейшем Синоде в должности ревизора духовных учебных заведений. С этого момента начинается его карьерный рост. К началу революции он был уже статским советником. Этот чин в Российской империи соответствовал должности вице-губернатора и занимал промежуточное положение между чином полковника и генерал-майора с обращением «Ваше высокородие», имел особые привилегии и высокие должностные оклады.

С приходом к власти большевиков положение Церкви и государства изменилось в худшую сторону. В 1917 году чин статского советника был упразднён, в 1918 году Учебный Комитет был закрыт, и Петр Федорович переезжает в Москву, где ему пришлось испытать материальные трудности.

В начале 1920 года Святейший Патриарх Тихон предложил Петру Полянскому принять монашество и епископский сан. Восприняв это как Божие благословение, Петр Федорович согласился, понимая какие трудности его ожидают. «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то я буду предателем Церкви, но когда соглашусь — я знаю, — я подпишу себе тем смертный приговор…» — так он говорил о своём новом послушании. Вскоре состоялся его постриг с наречением имени Петра, в честь святителя Петра, митрополита Московского, вместо прежнего его покровителя св. апостола Петра. Затем последовала архиерейская хиротония с назначением на Подольскую кафедру и на должность викария Патриарха.

В 1924 году он назначен митрополитом Крутицким. После смерти патриарха Тихона в 1925 году он занимает пост местоблюстителя.

Главной его задачей стала борьба против обновленческой ереси, которая возникла в 20-е годы и существовала в виде реформаторских групп: «Живая Церковь», «Союз церковного возрождения » и некоторых других. Они учредили общий орган руководства Церковью – «Высшее Церковное Управление» (ВЦУ), призывая тем самым заменить власть патриарха и внести ряд церковных преобразований.

Обновленцы готовились к так называемому «Третьему Поместному Собору» в 1925 году, на который всячески старались зазывать представителей Православной Церкви. Задачей «Собора» они называли примирение, в действительности же надеялись с его помощью войти внутрь Церкви с целью захватить власть. Владыка Петр написал послание верным чадам Православной Церкви, в котором кратко и выразительно изложил заблуждения раскольников. По его выражению, «присоединение обновленцев к Православной Церкви возможно лишь, если каждый из них в отдельности отречется от своих заблуждений и принесет всенародное покаяние в своем отпадении от Церкви». В результате, на обновленческом «Поместном Соборе» не было ни одного православного иерарха. Идея «примирения» провалилась, и обновленчество значительно ослабило свои позиции. Окончательно оно прекратило своё существование в 1943 году.

Обновленцы возводили на владыку Петра различные ложные обвинения, которые всецело поддерживались Советской властью и тщательно печатались в газетах, что готовило почву для ареста митрополита Петра. В это время возглавлявший государственное ведомство по делам религии Е. А. Тучков предложил митрополиту Петру «легализацию» Церкви при следующих условиях:

1)издание декларации, призывающей к лояльности по отношению к государству; 2) устранение от управления неугодных епископов; 3) осуждение заграничных епископов (за их политическую деятельность); 4) контакты с правительством через посредничество самого Тучкова.

Но владыка решительно отверг это предложение и 10 декабря 1925 года был арестован. Приемником местоблюстителя был назначен митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский), будущий патриарх.

Лишь 8 трудных, но плодотворных месяцев своего первосвятительского служения он провел на свободе, а затем последовали 12 лет заключения (1925-1937) — тюрьмы, этапы, ссылки. За 12 лет заключений владыке Петру неоднократно предлагали отречься от местоблюстительства, на что всегда следовал отказ. Он понимал, что с его отречением значительно ослабнут и права его заместителя, митрополита Сергия.

2 октября 1937 года «Тройка» НКВД по Челябинской области приговорила митрополита Петра к расстрелу за «клевету на существующий строй». К приговору прилагалась справка тюремной администрации, в которой утверждалось, что «заключенный №114 (т. е. митрополит Петр) проявляет себя непримиримым врагом Советского государства». 10 октября приговор был приведен в исполнение. Место захоронения священномученика Петра осталось неизвестным.

Сусанна Смирнова

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.