Уния в Беларуси

В истории Беларуси навсегда останутся события появления и насаждения унии. Мы и сейчас с содроганием вспоминаем те ужасы, которым подвергали православных христиан ревнители власти папы. Остановимся коротко на основных моментах этих событий.

Если посмотреть на попытки установления унии, то окажется, что создавалось не единство Церкви как некоего идеала, к которому призваны стремиться все христиане, а скорее это были только попытки отдельных групп использовать союз с римско-католической церковью в своих целях. Католики же всегда главным условием заключения унии выдвигали признание Папы Римского как «главы Церкви», единоличной власти которого должна быть подчинена вся церковная жизнь.

Брестская уния 1596 года представляет собой насильственное отделение части Православной Церкви и присоединение её к римско-католической Церкви на землях Речи Посполитой (куда ранее входила территория современной Республики Беларусь). В результате образовалась Греко-католическая Церковь.

Благоприятные условия для заключения унии создало политическое и социальное положение Речи Посполитой той эпохи. Православное население находилось под властью католического правителя. В государстве привилегиями пользовались только католические магнаты. В некоторых епархиях наблюдался рост напряженности между епископами и паствой. Также для некоторых православных пастырей стало соблазном иметь такие же привилегии, как и у католических епископов, которые заседали в Сенате, имели титулы «князей церкви» и подчинялись только власти папы и короля. Отпечаток наложил и захват турками Константинополя. После этого папа казался некоторым единственным церковным иерархом, который имел реальную власть.

В таких обстоятельствах появилась идея церковной унии с Римом, подсказанная католиками.

Катализатором униатского процесса стали внутренние конфликты, среди которых главное место занимало противостояние епископата и братств. У каждого из согласившихся на унию епископов, помимо прочего, существовали и личные мотивы (разного рода обиды, опасения за личное положение, стремление увеличить свое материальное благосостояние и повысить свой социальный статус). Только в отношении епископа Владимирского Ипатия Потея можно говорить об имевшихся мотивах духовного характера.

Во всех документах православные епископы допускали заключение унии и подчинение Папе Римскому исключительно на основании сохранения собственной местной иерархии, восточного обряда в богослужении, сложившихся церковных традиций и прочее. Все это должны были гарантировать папа и польский король.

Католиками будущая униатская церковь воспринималась только как второстепенная, временная организация для покорения «мужиков» и служила бы укреплению польско-католического влияния на присоединенных землях. Поэтому на первом этапе своего существования Униатская Церковь полностью сохраняла православный обряд и традиции, только священник-униат теперь мог служить как у себя в храме, так и в костеле. В результате со временем в церковь стал проникать латинский обряд. Это отразилось на всем: на интерьере храма, на облике священства, на богослужении и на положении самих православных христиан.

Сохранившие же истинную веру Православные священнослужите-ли и христиане претерпевали страшные гонения, которые выражались в истязаниях вплоть до смерти, заключениях в тюрьмы, изгнании священников из приходов и многое другое. Покоя не давали даже умершим, их выкапывали и отдавали на съедение псам. Совершать православные богослужения, хоронить людей и совершать другие действия, связанные с жизнью православных, стало невозможно, но допускалось в исключительных случаях за отдельную плату. Также уния стала поддерживаться и на уровне законов, изучая которые можно говорить о действительности гонений на православных христиан со стороны униатов и католиков.

В истории всего униатства можно выделить два основных периода.

Первый период охватывает временные рамки с 1596 по 1720 годы. Второй период продолжался с 1720 года после Замойского Собора по 1839 год. На Замойском Соборе была провозглашена тотальная латинизация обряда в Униатской Церкви. После этого Собора униатская литургия перестала быть похожей на православную литургию, вобрав в себя элементы католической мессы. Вслед за этим был изменен внешний вид духовенства. В 1747 году было приказано униатским священникам стричь волосы, брить бороду, носить одежду по образцу польско-латинских ксендзов. В результате униатский священник внешне ничем не отличался от латинского.

Однако к этому времени православные преодолели внутренние нестроения, а сама Речь Посполитая становится политически неустойчивой. Положение государства можно охарактеризовать как политический кризис, или безвластие. Такое положение стало результатом злоупотребления Шляхетскими вольностями. На заседаниях сейма еще со второй половины XVI века действовало право «либерум вето». Согласно ему, если хотя бы один депутат сейма выступал против, то решение не принималось, а заседание сейма прекращалось. Единогласие являлось главным условием принятия постановления сейма. В результате большинство сеймов было сорвано. Государственное управление характеризовалось всевластием магнатов и шляхты и слабостью королевской власти в лице последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. Положение осложнялось внешнеполитическими обстоятельствами, связанными в начале XVIII века с боевыми действиями в годы Северной войны. Речь Посполитая стала «заезжим двором и корчмой» для иноземных войск. Такое положение позволяло соседним государствам вмешиваться в ее внутренние дела.

Активную деятельность в это время начинает святитель Георгий Конисский. Он шлёт жалобы в различные государственные структуры на униатов и католиков о принуждении ими православных к принятию Унии и о неравноправии православных с католиками. При поддержке Пруссии в Торуни и при поддержке России в Слуцке в 1767 году были созваны конфедерации, которые потребовали от правительства уравнения в правах с католиками православных и протестантов. В ответ противники этого созвали в Радоме собственную конфедерацию. На Сейме 1767 г. была созвана комиссия для подготовки решения об уравнении в правах всех христиан. В результате деятельности комиссии в следующем году был заключён договор с Россией о свободе вероисповедания и расширении прав православных и протестантов.

После Первого раздела Речи Посполитой в 1772 году происходит Второй раздел в 1793 году и Третий раздел – в 1795 году. Государство перестало существовать. К России отошли земли с преимущественно греко-католическим населением. Согласно условиям раздела униатам обещалась свобода и сохранялось их имущество, но униаты уже не имели преимуществ.

Со смертью Екатерины II в 1796 году и воцарением Павла I отношение к греко-католикам со стороны государственной власти изменилось в лучшую сторону. Унии опять была дана полная свобода. Латиняне в свою очередь в это время ведут деятельность по присоединению униатов к католичеству. Эта деятетельность доходит до того, что дети униатских священников стыдились сказать, что их отцы — униаты. Формируется мнение, что униатство — это «недокатоличество».

Положение унии в конце XVIII – начале XIX веков постоянно менялось. Точку в униатском деле поставил митрополит Иосиф (Семашко), заслуги которого перед Церковью неоценимы. Он был инициатором и главным совершителем мирного возвращения в 1839 году к православной вере полутора миллионов белорусских и украинских униатов. Митрополит Иосиф сумел подготовить единомышленников из числа униатского духовенства, которые потом стали ему помощниками в деле воссоединения униатов, благодаря чему Беларусь вернулась к истокам.

До недавних времен уния считалась ушедшей в историю. Однако во многом благодаря политической обстановке в Республике Беларусь на рубеже 1980-1990 годов уния была реанимирована.

По слову митрополита Иллариона (Алфеева), уния как явление была и остается спецпроектом Католической Церкви, направленным на подрыв канонического Православия.

Савицкий Николай (МинДС, 4 курс)

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.