Веселись, юноша, в юности своей

Веселись, юноша, в юности твоей…только знай, что за всё это Бог приведёт тебя на суд (Еккл. 11:9)

Беззаботные времена, порывы чувств, стремление к свободе и переменчивое настроение характеризуют прекрасный этап юности. Юность – очень важная ступенька в жизни каждого человека, так как в это время молодые люди стоят на перепутье. Именно выбор нужной дороги предопределяет всю оставшуюся жизнь. «Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево; ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь, Бог ваш, дабы вы были живы, и хорошо было вам… » (Втор 5:32-33).

Лучшим наставлением для юного поколения служит народная мудрость: «Береги платье снову, а честь смолоду». Честь – главное достоинство, заложенное в каждого человека Творцом. В христианстве честь и совесть – это синонимичные понятия. Иметь добрую совесть призывает сам апостол Петр (1 Петр. 3:16). Но нередко именно она – честь (равно – совесть) роняется людьми первой. И происходит это всякий раз, когда мы оступаемся и совершаем ошибки жизни. Кстати, слово «грех» с греческого языка так и переводится – ошибка, промах. Разумеется, что промахнуться можно только тогда, когда есть цель. Эта цель – спасение души, наследование Вечной жизни, уготованной Богом для каждого из нас в зависимости от наших дел и поступков, добры были они или злы. Отсюда задача родителей и наставников – привить подрастающему поколению иммунитет ко греху, заложить правильный фундамент к восприятию жизни.

Кто не знает строки Владимира Маяковского: «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: “Что такое хорошо и что такое плохо?” Именно на «хорошо» и «плохо» должны быть основаны принципы и жизни, и веселья, когда юноши выбирают, как им жить, и чему и как радоваться. К сожалению, чаще всего случается, что от недостатка опыта жизни юношеская веселость бывает беспечна и легкомысленна. Дискотеки, сигареты, выпивка, «веселые компании», «прожигание ночей напролет»… Правильно и с умом веселиться умеют далеко не все молодые люди. Часто порывы души преодолевают рациональное мышление: юность требует вседозволенности и свободы. А вот как правильно воспользоваться этой свободой? К осмыслению этого вопроса молодые люди должны прийти сами. Если хватит мудрости – с помощью старших. А ещё лучше – с помощью духовных наставников. Преподобный авва Дорофей говорит: «…мы имеем нужду в помощи, нуждаемся в наставляющих нас по Боге. Нет несчастнее и ближе к погибели людей, не имеющих наставника в пути Божием». Стоит отметить, что свободным имеет право называться тот человек, который независим от своих привычек, а настоящая радость, как составляющая веселья, бывает только тогда, когда дарит чувство гармонии, удовлетворения и успокоения.

Безудержное веселье ни к чему хорошему не приводит, так как опустошает душу молодого человека. Следование своим страстям и желаниям сбивает молодёжь с правильного пути. Чтобы не допустить увядания цветов в собственной душе, нужно очень потрудиться: развивать в себе силу воли, выдержку и терпение.

В наше время девушки и юноши не задумываются о тех ценностях, которые свято чтили наши предки. Например, о целомудрии. Известно, что «брак свершается на небесах»: Бог благословляет молодых на совместную жизнь на земле, чтобы после смерти их души снова встретились на небе. Взгляните на невесту, которая стоит под венцом в белом платье. Какая святость и благодать! Белое платье символизирует непорочность и верность, ибо невеста сохранила себя для одного-единственного человека. Встаёт вопрос: всегда ли девушка в белом платье непорочна? К сожалению, мы живём в такое время, когда в современном обществе происходит подмена правильного понимания веселья вседозволенностью, которая берёт верх над установленными Господом канонами.

Современная молодёжь должна помнить, что красота супружеских отношений заключается в чистоте помыслов и бережном отношении друг к другу. «Человек, которым овладевает страсть, уподобляется неразумным животным. Очень редкие виды животных способны к созданию устойчивых семейных пар. Человек страстный не способен создать крепкую семью», – пишет протоиерей Илия Шугаев в книге «Один раз на всю жизнь».

Зачастую девушки сами ведут себя так, что ими просто пользуются. Начинается всё с малого – внешнего облика. Броский макияж, маникюр, короткая юбка – всё это предвестники того веселья, в котором пребывает их душа. Отправляясь веселиться с подружками, девушки надевают на себя маску испорченности, которая делает их в глазах противоположного пола объектом вожделения. Становится очевидным, что один человек втягивает в грех другого, потому что «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28).

Хорошо, если юноши и девушки вовремя осознают свой грех и задумаются о спасении души. А как быть, когда от этого весёлого времяпрепровождения страдает душа неродившегося ребёнка? «Женщина, которая идёт на аборт, должна понимать, что она совершает это злодеяние не потому, что ребёнок должен быть желанным, а потому, что она так и не захотела полюбить свою кровинушку, чье сердечко бьется под её сердцем», – рассуждает протоиерей Илия Шугаев. Молодые люди, пребывая в совместной веселости, не умеют и не хотят любить. Любить – значит принимать другого человека со всеми недостатками, быть рядом не только в радости, но и в минуты горести. Неумение отдавать любовь – следствие безудержного и безответственного веселья. Для того чтобы нас полюбили, мы должны любить себя. Надобно беречь не только себя, но и того человека, который находится рядом. Беречь кого-то для себя! Звучит поистине красиво. «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1 Петр. 4:8).

Веселье – понятие многогранное: кому-то свойственно пребывать в вечной веселости, не задумываясь о сущности бытия, а для кого-то это понятие и вовсе чуждо. Представим себе следующую ситуацию: юноши собрались вместе отмечать некое важное событие в их жизни. В «день вседозволенности» они хотят получить от жизни всё, испробовав как можно больше того, что способно омрачить их разум. Какую пользу принесут им такие развлечения? Молодой организм быстрее пристращается к алкогольной и никотиновой зависимости, и, чтобы от неё избавиться, придётся приложить немало усилий и времени. Святитель Василий Великий говорит, что «чему в юности научаемся, в том, и в совершенный возраст придя, пребываем».

Молодые люди, отведав вина в веселом настроении, не обходятся без него в печали. Употребление спиртных напитков приводит к утрате мира душевного, когда единственным успокоением становится пагубное воздействие на организм. «К сохранению душевного мира надобно чаще входить в себя и спрашивать: “Где я?”» – наставлял преподобный Серафим Саровский. Если не задавать себе этот вопрос, есть большая вероятность многое потерять: свою вторую половинку, друзей, статус в обществе, доверие близких и, самое главное, здоровье. «Пьянство, овладевая умом пьянствующих, как бы распутным юношею, и пленив их рассудок, заставляет их истрачивать весь запас мыслей неосмотрительно и без всякой осторожности», – свидетельствует святитель Иоанн Златоуст.

Всё происходящее вокруг подобает воспринимать трезво, ибо только неодурманенные очи способны понять ценность посланных Богом праздников. В книге Притчей Соломоновых сказано: «Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет» (Притч. 21:17).

Важно помнить, что один порок всегда порождает другой. Очиститься от одного порока и стать на путь спасения намного легче, чем очищать свою душу от множества сделанных грехов. Такой пример показывает веселье как разрушительную силу, которая резко форматирует сознание юного поколения. Недаром говорят: «Избавишься от одного порока – вырастут десять добродетелей».

Юное поколение редко следит за чистотой своей речи. А ведь именно слово раскрывает всю сущность внутреннего “я”! Ещё со школьной скамьи учитель прививает своим воспитанникам любовь к «высокому» слову. К сожалению, сейчас единицы тех, кто, независимо от ситуации, не оскверняют свою речь матерными словами. Стоя на остановке, находясь в транспорте или в магазине, невольно начинаешь слышать «язык», на котором говорят окружающие люди – это вполне обыденная, но крайне неприятная ситуация. Страшно представить, как общаются молодые люди, веселясь в непринуждённой обстановке! Молодёжь уподобляется стаду, что издаёт грубые и вульгарные звуки, оскверняя всю ту святость, которую дал Господь. Игумен Гурий (Чезлов) (†2001) верно отметил: «Сквернословием четырёх матерей оскорбляем: Богородицу, Землю, Церковь и родившую тебя мать».

В пору юности очень важно найти единомышленников, с которыми будет легче идти в светлый и беспорочный мир. И если кого-то привлечёт путь ложный, то близкий по духу человек упасть не даст.

Для того чтобы прийти к правильному веселью как действию, необходимо научиться радоваться простым вещам. Слова митрополита Феодосия (Процюка) (†2016) заставляют задуматься о разграничении радости и веселья: «Слово “радуйся” встречается в Евангелии 365 раз, – это значит, что каждый день Господь посылает нам повод для радости!» Примером такой безграничной радости является Наташа Ростова в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого. Она удивляет своим умением находить счастье в простых, обыденных вещах, на которые, к сожалению, не каждый современный молодой человек способен обратить внимание. Героиня радуется жизни во всех её проявлениях. В соответствии с представлениями преподобного Серафима Саровского, «веселость – не грех, она усталость отгоняет, а от усталости уныние бывает – и хуже его нет». Главная задача подрастающего поколения – не дать своим страстям превратить простую веселость в истребляющую силу.

Если повод для радости посылает Сам Господь, значит, эти радости необходимо увидеть, понять и принять. Молодое поколение нередко путает повод для радости и повод для веселья. Часто повод для веселья может исходить от лукавого, когда юноши и девушки пребывают в искушении, прелести и замутненном сознании.

Роман-притча «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда служит ярким примером пустой веселости, когда прожигание жизни в собственных удовольствиях и наслаждениях приводит к потере собственной души. Главный герой смыслом всей жизни делает красоту и молодость, так как именно эти две категории прокладывают ему дорогу к вечному веселью. Дориан настолько слился воедино с пороками, что даже не замечает греховности своей жизни. Отражением души Дориана Грея служит собственный портрет, который и приводит его к гибели.

У преподобного Серафима Саровского есть следующие слова: «Как всякой болезни есть врачевание, так и всякому греху есть покаяние». Если вовремя не покаяться, можно навсегда потерять себя, утратить мир душевный, дарованный при рождении каждому человеку. Юному поколению необходимо научиться жить по совести: если случилось упасть, значит, нужно подняться, всмотреться в себя и покаяться. Благодаря этой внутренней борьбе, трудностям и испытаниям человек учится жить по воле Божьей. Рассуждая о покаянии, митрополит Никодим (Руснак) (†2011) заключил, что «подвиг сердечного покаяния – это самый нелёгкий подвиг, ибо является следствием нашего беспощадного суда над самим собою. Приговор за совершенные нами злодеяния, неведомые никому, кроме нашей души, должна произнести сама наша душа».

Человеку отмерян путь всего в несколько десятков лет, и у каждого этот путь имеет разное содержание. Нужно помнить, что всё содеянное нами на земле, измеряется чашами небесных весов. Осознание собственной греховности может прийти в довольно молодом возрасте, но иногда для этого требуются многие годы, а то и целая жизнь. «Праведник, умирая, осудит живых нечестивых, и скоро достигшая совершенства юность – долголетнюю старость неправедного» (Прем. 4:16).

Пороки, которые произошли в юном возрасте по беспечности и легкомыслию в моменты веселости, рано или поздно скажутся на дальнейшей жизни, ибо ничего не проходит бесследно…

«Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Еккл. 11:9).

Василенко Яна (Иоанна),

студентка 4 курса

Гомельского государственного университета

им. Ф. Скорины

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.