Наше ежедневное прошение Богу

Веками человек задавался вопросом: что ему делать для того, чтобы достичь, узнать и встретить Бога? Что такое принести Ему, чего у Него нет, что бы такое могло быть Ему приятным? Из-за этого человек часто верил заблуждениям и падал в идолопоклонство, искал Бога, где только мог, особенно в том, что казалось ему устрашающим, громадным или полным света – например, в солнце, в луне, звездах или еще где. Человек чувствовал, что Бог должен быть величайшим и исполненным света.

И мы сейчас в поисках богообщения соглашаемся с истиной, которую догматически выразили все отцы нашей Церкви, что Бог непостижим и непознаваем по Своей сущности, но открывается нам в своих делах и энергиях. Подобно тому, как никто не может понять, что за личность я из себя представляю, пока я не открою уста и не начну говорить. Так и Бог открывается нам в проявлениях Своей благодати, Своей энергии, которая полна милосердия и познается нами. Эту благодать мы способны и познать, и вместить, и через нее приобщиться божественному свету.

И все же как человеку найти Бога? Величайшего Бога, Который на небесах, как найти маленькому земному человеку? У человека есть сердце, ум, дух, есть потребности, есть недостатки и особенности, которых ни одному из людей не удается избежать и почти никому не удается преодолеть. Одно из качеств земного человека – уязвимость. Видел ли кто-нибудь когда-нибудь человека, который бы не страдал, не уставал, не был бы в чем-то виновен, ничем не был бы возмущен? Видели ли вы человека, у которого не было бы печалей, бед, скорбей и он во все времена своей жизни был бы счастлив? Скорбь и смерть неизбежны в жизни каждого человека. И хоть многие боятся любого упоминания о смерти и закрывают глаза, когда видят гроб, смерть – это самая реальная реальность в жизни каждого.

Почти все люди, за малым исключением, созданы для того, чтобы жить в браке. И все же мы видим, что создав семью, человеку не хватает любви для того, чтобы ее сохранить. Почему сейчас столько неузаконенных браков? Не только потому, что так практичнее, как считают некоторые, но в основном потому, что люди видят трудности внутри брака и ищут более легкого и беззаботного пути для собственной жизни. И так семья, не успев создаться, распадается, и в дом входит раздор. Человек постоянно сталкивается в своей жизни со грехом. От малых лет и до старости мы вынуждены прибегать к исповеди, так как, к сожалению, склонны ко греху.

Итак, видишь, что вокруг тебя много трагедий и горя? Ты стремишься к идеалу, а вокруг не видишь ничего идеального. Знай, что ты на самом деле ищешь совершенного Бога. И знай, что без Церкви человеку невозможно достичь Бога, поэтому изо всех сил держись Церкви и ее учения.

Когда в твою жизнь приходит время подъять тяжелый труд или перенести скорбь, рассуди внутри себя, что «это мне упражнение от Бога». Все принимай с благодарностью. И ты будешь в мире жить как монах. Ты почувствуешь, что Бог Сам возьмет твою боль и тебе поможет. И в терпении этой скорби ты увидишь, как умирают страсти и рождается новый человек для новой жизни.

Посмотрите, в Церкви скорбь не бессмысленна, она меняет, очищает, укрепляет человека. В Церкви смерть побеждена и является лишь вратами к вечной жизни. Благословляя брак, Церковь считает его нерасторжимым. Брак, который для некоторых уже что-то ветхое, в Церкви – образ союза Самого Христа и Его верных. Церковь всегда будет хранить и свое наследие, и свою веру, и свои традиции, чтобы своих чад сделать наследниками Бога. Нас, темных, убогих и жалких, сделать наследниками Великого Бога, ветвями этой Богатой Лозы и возвести на Небеса.

Я бы хотел рассказать историю одной женщины, которая мне запомнилась. Эта женщина принадлежала к образованным кругам общества и вынуждена была покинуть пределы своей родины – России, – выражая тем самым протест ко всему. Она описала все в своей книге. Будучи философом по образованию, она всегда была атеисткой. Никогда не задумывалась о существовании Бога, никогда не задавалась этим вопросом, но позже поняла, что каждая капля ее жизни – от капли воды до капли крови ее плоти – вопиет о Боге.

Всю жизнь она видела и жила только материальными вещами и не задумывалась о Христе, как многие и многие люди живут…Но твердо решила найти Христа и изменить свою жизнь. Конечно, она ничего не знала ни о духовной жизни, не было рядом и того, у кого она могла бы об этом спросить. Если бы она слышала то, о чем мы сегодня говорим, не блуждала бы, наверное, так долго. Однако она понятия не имела, что ей делать, где искать истину, и решила заняться такой модной сейчас вещью, как йога. Твердо решив основательно изучить йогу, она набрала всевозможных руководств по этому занятию и стала усердно делать все, что там предписывалось, чтобы освободить свою личность от тела.

И вот в одной из таких книг предписывалось, что каждому нужно пройти в жизни такое упражнение, как молитва. Естественно, эта женщина ничего не знала о молитве и не молилась до этого. А в руководстве подробно было расписано, как следует молиться. И вот ей четко указывалось, что нужно в определенное время определенным образом шесть раз произносить… как вы думаете какую молитву?.. Отче наш… Видите? Те, которые не являются христианами, вставляют в свое ложное и искаженное учение молитву Отче наш – молитву, которую дал Сам Христос.

Итак, эта женщина стала произносить «Отче наш» по шесть раз и неожиданно в какой-то момент почувствовала, словно она тает от теплоты. Почувствовала, что она уже не та, что была раньше, словно Кто-то вошел в ее сердце и изменил ее. Она не могла понять, что это Тот Отец наш, Которого она не знала. Но твердо в тот миг почувствовала, что Бог есть. Живой Бог, Бог-Личность. Бог, Который Сам нисходит и приближается к человеку, Который не гнушается грешным нашим естеством. И эта женщина таинственно почувствовала присутствие Христа.

«И тогда внутри меня все изменилось, – говорила она. – Только сейчас, найдя Бога, я начала жить».

И далее уже писала: «Сколько сейчас радости! Сколько света в моем сердце! Бог действительно Отец человеку. Весь мир наполнен лучами благодати Божией, весь мир – отражение славы Его». Эта женщина-философ всем существом постигла смысл слов «Всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс. 150, 6).

Итак, Христос, когда входит в нашу жизнь, дает нам новое зрение, так что мы только с Ним начинаем видеть все как есть и становимся новой тварью. Бог наш – не философская идея, Он открывается нам, является нам как Отец Иисуса Христа и наш Отец. Бог наш – не объект нашего собственного разума, а Субъект нашей жизни. Он Тот, Кто нас делает действительно живыми, а нашу жизнь наполненной смысла.

Благодать Божия – это то, что дается нам даром. Следовательно, приобщаясь ей, и мы становимся причастниками божественной энергии, причастниками вечной жизни. Мы по мере своих сил познаем Бога. Познание Бога есть действительная любовь к Нему, поскольку нас к Нему приобщает, обожает нас. Истинное познание мы никогда не потеряем, оно никогда не исчезнет. Нетварный свет, который видели ученики на Фаворе, который видели и видят многие святые нашей Церкви – это нетварная и божественная энергия Бога, которой мы можем приобщиться. Эта нетварная энергия Бога невидимо присутствует во всех Таинствах Православной Церкви, а значит, участвуя в них, мы истинно живем во Христе, Который живет в Своей Церкви. Христос же таинственно живет в верных Своей благодатью, так же как и все верующие нетварной энергией Духа Святаго живут во Христе.

Вы сами знаете, как трудно бывает разделить в нашей жизни Божие и наше собственное. Мы постоянно на этом спотыкаемся: или руками, или ногами, или ушами, или глазами, или устами постоянно уклоняемся во что-то чуждое. Чтобы этого избежать, нужно все время приводить себе на ум, что человек тогда приобщается жизни божественной, когда он с болью очищает себя от всего лишнего, когда он вытачивает себя ради Христа, когда следует заповедям Божиим, когда очищает свое сердце. Тогда Бог Сам во всем взращивает и воспитывает нашу личность и восстанавливает нашу цельность, разрушенную грехом.

Итак, Бог настолько нами познаваем, насколько мы сами к Нему стремимся. Бог промыслительно невидим нами. То, что мы земными очами не можем видеть Творца, устроено для того, чтобы нам взращивать духовное зрение, учиться зреть невидимого Бога как видимого.

Смотрите, не обманитесь. Только сердце, в котором нет любви, а есть одно самолюбие, требует явления Бога, требует удостоверения Его присутствия. Единственное удостоверение присутствия Бога было со смертью и воскресением Христа, прообразом которого было знамение пророка Ионы. И мы должны пережить смерть собственного я, чтобы вкусить воскресение. Только с нашей смертью мы получим доказательство присутствия Божия и возможность Его увидеть.

Следовательно, тот, кто умертвил свое я, кто не требует явления Бога или знамения от Него, тот истинно живет ради Христа. Тот же, кто не хочет искоренять свой эгоизм, тот ждет случая, чтобы похвастаться и самого себя выставить богом – вот этот будет требовать всяческих знамений от Бога, но в конце умирает. Потому что в ответ на наше любопытство, нашу мелочность, наше тщеславие Бог дает единственное, что нам подобает – смерть.

Тот же, кто не требует от Бога ни явлений, ни чудес, достоин ли иметь плоды Святого Духа? Конечно, если в течение своей жизни будет подвизаться с рассуждением. Тогда все плоды придут вместе. Но нужно и практическое руководство духовника. Если мы ходим к духовнику, но не ради того, чтобы взыскать Бога, чтобы узнать Его волю, а ради других вещей, то знайте, что мы ходим напрасно. Человек, который ищет Бога и приносит Ему свою волю ради исполнения воли божественной, всегда спокоен, всегда безмятежен, всегда добродетелен: и среди боли, и среди несчастий, и среди преследований, и в болезни, и в забвении – всегда.

Давайте будем ходить к духовнику действительно ради Бога, ради бесед о Боге, ради того, чтобы рассказать, что мы сделали для Него, что принесли Ему, в чем послушались, для того, чтобы выразить и нашу радость и любовь к Богу. Но что же нам делать для Бога в повседневной нашей жизни?

«Терпя потерпех Господа» (Пс. 39, 1) — говорит псалмопевец. Если ты терпишь боль и рассказываешь об этом духовнику – это не терпение. Если ты перенес операцию, испытал боль и рассказываешь об этом – это также не терпение. Все дело в том, с какой целью ты это говоришь. Если для того, чтобы показать, что боль показывает нам ложность и суетность этой жизни и единственное, что в ней реально – это только Бог, то это хорошо. Если же не для этого, то зачем всем объявлять о своей боли?

Другой пример: если ты будучи монахом не доверяешь своему старцу, то какую волю ты сможешь принести Богу? Тогда уж тебе лучше смиряться перед женой, чем не иметь никакой связи со Христом. Ведь твой старец тебе доверяет, хоть ты можешь этого и не увидеть.

Или, если будучи женат, ты жалуешься духовнику: «Моя жена меня обманывает, у меня и доказательства есть». Подумай, с какой целью ты это говоришь. Чтобы так принести свое принятие воли Божией? Если да, то скажи: «Боже мой, я буду любить свою жену и такой, как делали святые и пророки. И не стану думать лишь о собственном комфорте».

Таким образом, терпя все, что дарует нам потерпеть Бог, не выбирая, вы будете ежедневно приносить Ему свою волю, тем самым доказывая свою к Нему любовь и доверие. И знайте, что все, каждая мелочь, важны: и что просим, и кого терпим, и кого имеем рядом с собой. Старец Эмилиан (Вафидис).

Источник: www.orthodoxia.online

Перевод Самуйловой Ирины,

студентки заочного отделения 4 курса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.