Распятая Россия: «Великая жатва душ» по «миссионерским письмам» святителя Николая Сербского

«Хотя я и родился в Сербии, — говорит святитель Николай Сербский (Велимирович), — учился в Англии, Германии, России и Швейцарии». Из этих слов видно, что Россия была одной из Европейских держав, где святой владыка получил образование. Из жития этого угодника Божия известно, что он по благословению митрополита Антония (Вадковского) получил возможность путешествовать по всей России. Паломничество по русским святыням глубоко вдохновило будущего святителя. Впоследствии ни одна страна мира не вспоминалась им с такой сердечной любовью, как Россия, где в начале XX в. настала «великая жатва душ».

В «Миссионерских письмах» этот угодник Божий, утешая всех, кто скорбел о гонениях в России, убеждает, что все испытания, которые попускает Господь людям, несут в себе Отеческую заботу Бога о своем творении.

Обращаясь к истории Церкви, святой владыка акцентирует внимание на то, что без великих гонений Православие не пронесло бы истину Христову через все пропасти и века и не преодолело бы столь долгий путь, исполненный препятствий, не сохранило бы чистоту истины и святость. Не было ни одного столетия, в котором христиане не испытывали бы гонения, бичевания, рабства, страха и ужаса. Сербский святой говорит, что Милостивый Бог своих последователей «бьет в царстве земном, чтобы прославить в Царстве Небесном. Бьет, чтобы не прилепились они к тленности земной, к мирским кумирам, к обманчивым идолам человеческой ловкости и богатства, к преходящим теням и нездоровым соблазнам».

Скорбь о России, по святителю Николаю, это скорбь о Христе, распятом на Кресте. Эта святая скорбь освящает человека. От этой святой скорби рождается истинно небесный человек, новый человек, так же как телесный человек рождается в муках от матери своей. «Ведает Всеведущий, что от святой скорби рождается великое добро. Потому и смотрит Он на сострадающих России, и считает их слезы, но молчит, ибо знает день и час, когда обратит эту скорбь в великую радость. Святыми Божьими устами дано миру великое свидетельство: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».

Следует отметить, что святитель Николай одним из первых в мире заговорил о святости Царской Семьи, а крестный путь царя Николая сравнивал с подвигом благоверного сербского князя Лазаря. Святитель в частности писал: «Русские в наши дни повторили Косовскую драму. Если бы Царь Николай прилепился к царству земному, царству эгоистических мотивов и мелких расчетов, он бы, по всей вероятности, и сегодня сидел бы на своем Престоле в Петрограде. Но он прилепился к Царствию Небесному, к Царству небесных жертв и евангельской морали; из-за этого лишились головы и он сам и чада его, и миллионы собратьев его. Еще один Лазарь и еще одно Косово! Эта новая Косовская эпопея открывает новое нравственное богатство славян».

Гонителей христиан святой называет самыми несчастными и жалкими существами на Русской земле. Люди, назвавшие себя безбожниками, во всем уподобились идолопоклонникам. Главная их ошибка, что они задумали подменить Небесную логику логикой земной. Но «иссохнут, яко трава, один за другим стираясь из памяти, уходя от власти». Святитель с горечью отмечает, что иудействующие, ослепив себя своими грехами, исчезнут, как тени, а когда увидят свое падение, то «возрыдают горько, ибо ничего, кроме проклятия, им не останется». В то же время многострадальные русские исповедники, сохранив православие, наполнили рай больше, чем любой другой христианский народ на земле. Таким образом, сами того не замечая, безбожники «льют воду на Христову мельницу: понося Его, они на Него работают».

Святитель Николай выражает неуверенность в том, что русский народ страдает только за грехи. В одном из писем он задает вопрос: за чьи грехи страдает Святая Русь? За ответом святой владыка обращается к Священному Писанию. Так, Господь, истолковав евреям гибель восемнадцати человек, на которых упала башня Силоамская, сказал, что не потому погибли они, что были грешнее всех галилеян, но для того, чтобы предостеречь грешников, больших себя: «Если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13,3). Русское страдание можно уподобить и страданию праведного Иова, которое помогло и помогает многим и многим. Значит, по мысли святого владыки, Творец попустил великому русскому народу огонь страданий не для того, чтобы наказать и истребить его за грехи, но чтобы этим страшным примером предостеречь и вразумить другие народы. Сам же русский народ вовеки будет прославлен пред землей и небом и выйдет из огня страданий более сильным, святым и славным, чем был прежде.

Указывая на страдания русского народа как на великую тайну Божию, святитель в то же время говорит о двух очевидных вещах. «Всему миру, — пишет сербский святой, — очевидны две вещи: первое, что русский народ горит в огне страданий, как когда-то три отрока в печи вавилонской; второе, что материалистические и безбожные теории, которые разожгли в России этот огонь, возникли не в русском православном народе, а рождены народом нерусским и неправославным».

Отношение к этим идеям разделило русскую интеллигенцию на два лагеря. Народная русская интеллигенция совершала службу Богу, подчиняя все интересы земного царства интересам Царства Небесного, Царства «не от мира сего». Антинародная же русская интеллигенция хотела служить и Небесному, и земному царствам, при этом первое используя как средство для получения второго, поэтому сбылись на ней слова Спасителя: «Не можете служить двум господам» (Лк.16,13). Антинародная русская интеллигенция, презирая народ, как «непросвещенную массу», как бесформенное и слепое болото, желала осчастливить народ укреплением земного царства, отвергая Небесное.

Борьба между этими двумя лагерями русской интеллигенции велась около двух веков, наложив свой след на политику, литературу, искусство. Наконец, антинародная русская интеллигенция с земными умом и сердцем возобладала над народной интеллигенцией с небесными сердцем и умом, и «первая осталась в отношении ко второй, как два относится к единице». Попущением сил небесных возобладали и «пришли к власти иудействующие», они и поныне властвуют над Россией – Русской землей, но не русской совестью. Подобно слову, которое сказал Господь сатане об искушении праведного Иова: «Вот, он в руке твоей, только душу его сбереги» (Иов.2,6).

Но, как говорит святитель, сколько бы сатана ни выглядел умным в своих собственных глазах, он глуп во всех своих кознях против святой небесной логики. И рука сатаны не коснется души русского народа: Господь не попустит. И антихристианская сила в России не означает их победы, но только прелюдию к русской победе. Как и в случае с Иовом, так и в случае с Россией, диавол покорно рабствует Всевышнему, Всемогущему, Непобедимому, Победоносному Отцу Света. Словно странствующие акробаты, безбожники ходят по канату князя ада, от провала к провалу, от поражения к поражению, со времен истории змия-искусителя и доныне. Их всегдашнее дело, испокон веков, – дерзко оболгать Бога, злобно отрицая Небесное Царство, и тщетно строить земное царство. Но, когда «воссияет свет Христов, их тень в истории станет мрачным пугалом человечеству».

Святитель замечает, что страдания русского народа не способен понять тот, кто «идеалом счастья избрал земное царство». Это становится понятным лишь прозорливым, созерцающим вечное и бессмертное Царство Христово как реальность. «Но и прозорливость – дочь страданий», — утверждает святой владыка.

Увещевая одного отрока, который собирался отправиться в Россию, чтобы исповедать православие, святитель пишет: «Ты бы хотел оказаться в России, чтобы гонители Православия и тебя подвергли мучениям и убили. Это желание не покидает тебя ни днем, ни ночью. Успокойся и предайся Божией воле. Господу ведомо твое желание, и Он будет заботиться об исполнении его. Если Он не пошлет тебе такого мученичества, какого ты желаешь, пошлет иное. И уже послал, ибо ты уже принимаешь мученичество сострадания святым русским мученикам. Готовь сердце свое и к другим испытаниям, чтобы ты мог сказать, как псалмопевец: Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое».

Последние слова святителя Николая созвучны с высказываниями Святых Отцов о том, что мученического венца достойны не только те, кто терпит телесные страдания, но и все, кто живет по Евангельскому Закону. «Мученики презрели жизнь – мы презрим удовольствия и роскошь, – говорит святитель Иоанн Златоуст. – Они повергли тело своë в огонь – ты повергай сокровища свои в руки бедных. Они попирали горящие угли – ты погаси в себе пламень похоти». «Если постраждете со страждущими, – учит преподобный Моисей Оптинский, – с мученики счисляетесь». «Борьбу с помыслами Господь принимает за мученичество», – утверждает преподобный Варсонофий Оптинский.

Таким образом, из вышерассмотренного мы видим, что святитель Николай смотрит на страдание русского народа не столько как на трагедию, а как на победу истинной веры, о которой предвозвещал апостол Иоанн Богослов: «Сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1Ин.5,4).

Молитвы святителя Николая Сербского и всех новомучеников, в земле Русской пострадавших, да помогут нам, христианам XXI века, иметь сердце чистое, способное видеть присутствие любящего Господа в нашей жизни и следовать к свету Его славного Воскресения.

Протоиерей Виктор Василевич, кандидат богословия, инспектор МинДС.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.