Старинный антиминс для музея МинДС

С 29 января по 2 февраля 2018 года студенты Минской духовной семинарии совершили паломническую поездку по святым местам Беларуси и России. В Хотьковом Покровском ставропигиальном женском монастыре настоятельницей обители игуменией Олимпиадой (Барановой) сопровождающим студентов первому проректору МинДС протоиерею Андрею Цигелю и заведующему канцелярией иерею Евгению Солонкову был передан антиминс, по своему происхождению связанный с Беларусью.

Данный антиминс, освященный епископом Минским и Туровским Михаилом (Темнорусовым) 12 октября 1903 года (ст. ст.) для храма Полевого подвижного госпиталя №74, попал в Покровский Хотьков монастырь примерно за год до смерти старца Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Наума (Байбородина) (+2017), когда к старцу пришёл неизвестный человек и передал завёрнутый в илитон льняной плат с изображением положения во гроб Господа нашего Иисуса Христа. То был антиминс. Старец благословил передать священный предмет в ризницу Хотькова монастыря для временного хранения, так как впоследствии предполагалось, что антиминс должен будет занять достойное место в монастырском музее. Однако матушка-игумения посчитала справедливым передать антиминс в Беларусь, откуда и началась его история. Игумения Олимпиада связалась с настоятельницей Гродненского Свято-Рождество-Богородичного ставропигиального женского монастыря игуменией Гавриилой (Глуховой), с которой в своё время они были в числе насельниц Рижского Свято-Троицкого женского монастыря. Таким образом, при посредничестве настоятельницы Гродненской Богородичной обители над Неманом игумении Гавриилы, была достигнута договорённость с ректором Минской духовной семинарии архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием о передаче священной реликвии в церковно-исторический музей Минской духовной семинарии.

Что же представляло из себя лечебное заведение в церкви при котором служили Божественную Литургию на данном антиминсе?

Полевой подвижной госпиталь — военно-медицинское лечебное учреждение, предназначенное для оказания в полевых условиях квалифицированной и специализированной медпомощи и стационарного лечения пораженных и больных.

Первый Полевой подвижный госпиталь в России был создан во время русско-турецкой войны 1735—1739 годов с целью упорядочения лечения больных и раненых, находящихся при действующей армии. В 1829 году были учреждены корпусные Полевые подвижные госпиталя. «Положением о военно-врачебных заведениях» 1887 году предусматривалось формирование Полевых подвижных госпиталей из расчета 4 госпиталя на каждую дивизию (по 210 мест каждый), из которых 2 придавались дивизии, а 2 находились в ведении полевого управления армии. Во время Первой мировой войны приданные дивизиям Подвижные полевые госпиталя стали именоваться лазаретами дивизий, а неприданные — армейскими.

Полевой подвижный госпиталь №74 был придан 30-й пехотной дивизии, штаб которой находился в г. Минске. Там же, в Минске, находилась вторая бригада дивизии, состоящая из двух полков, а первая бригада, также состоящая из двух полков, находилась в г. Слониме. Наиболее вероятно, что 74-й ППГ был придан второй бригаде дивизии, и его историю можно проследить по боевому пути 119-го Коломенского полка данной бригады. 119-й Коломенский полк к началу XX века имел уже более чем столетнюю историю, участвовал в освобождении Болгарии во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, отличился в боях за Плевну и на Шипке и, по окончании турецкой кампании, был размещен в Минске.

В 1895 году в Минске духовником 30-й пехотной дивизии протоиереем Павлом Богдановичем освящается новое военное кладбище, а в 1896- 1898 годах на кладбище строится Александро-Невская церковь, которая считалась полковым храмом 119 Коломенского полка. Первым настоятелем храма был протоиерей Павел Богданович. До 1915 года храм находился в военном ведомстве.

Во время Русско-японской войны 1904-1905 годов 30-я пехотная дивизия перебрасывается к театру военных действий и вводится в состав 1-й Манчжурской армии. Примечательно, что главным священником этой армии был Георгий Шавельский, будущий протопресвитер Армии и флота Российской империи. За храбрость, проявленную в боях, отец Георгий был награжден орденами св. Георгия и св. Владимира с мечами.

Вскоре после окончания Русско-японской войны 30-я дивизия возвращается к месту постоянной дислокации, однако скоро начинается Первая мировая война, в которой выпало много испытаний и войскам, и народу. 30-я дивизия участвовала в боях в Восточной Пруссии, Польше, Буковине и Румынии. Военному духовенству, кроме собственно пастырских обязанностей, приходилось брать на себя несвойственные функции: поднимать бойцов в атаки, оказывать медицинскую помощь раненым. Так, например, полковой священник 119- го Коломенского полка Александр Пашин в одном из наступательных боев принял на себя командование ротой. Этот доблестный пастырь, награжденный за храбрость наперсным крестом на Георгиевской ленте, был убит большевиками в 1918 году.

Сейчас широко известна пастырская и врачебная деятельность святителя-хирурга Луки (Войно-Ясенецкого), спасшего многие жизни во время Великой Отечественной войны. А весьма примечательным моментом является то, что именно в здании Минской духовной семинарии во время Первой мировой войны в госпитале имени преподобного Серафима Саровского старшим врачом был иеромонах Николай (Муравьев), единственный хирургмонах в дореволюционной России.

Всего за время Первой мировой войны на поле боя погибли десятки священников из военного духовенства, а более 400 получили ранения и контузии.

После Октябрьского переворота 1917 года последовала Гражданская война и смута, сопровождавшиеся большевистским террором и антицерковной политикой. Церковь была поставлена на грань выживания, и не могло быть и речи о нахождении священников при воинских частях. В эти годы антиминс 74-го полевого походного госпиталя хранился у кого-то из священнослужителей или просто верных Церкви мирян. Его яркая история еще ждет своих прилежных исследователей.

Протоиерей Андрей Цигель, кандидат богословия, первый проректор МинДС. Иерей Евгений Солонков, кандидат богословия, заведующий канцелярией МинДС.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.