История как Таинство

В Православной Церкви из всех даров Святого Духа старчество является одним из самых удивительных. Носителями и хранителями этого Божественного дара были и остаются, прежде всего, монашествующие. В многострадальном ХХ веке плоды старчества, по Промыслу Божию, стали особенно явными в Свято-Успенском ПсковоПечерском монастыре. Это было бы невозможным, если бы в святой обители не сохранилась непрерывная преемственность духовной жизни и монашеского уклада. О каждом из печерских старцев можно говорить как о «небесном человеке и земном ангеле». Наибольшую же известность в Русской Православной Церкви получил духовник обители – архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Замечательны его рассуждения о зарождении и развитии святости на Руси. По словам отца Иоанна, периоды русской религиозной истории сообразны основным Таинствам Святой Церкви.

Первый период соответствует Тайне Святого КРЕЩЕНИЯ. Он краток, но необычайно знаменателен вследствие коренного переворота в сознании народа, вследствие устремления к новой жизни во Христе.

Благодатное же начало было положено князем-язычником, достигшим в жизни предела всех земных наслаждений. Все мерзости языческой Руси нашли свое место в его лице. На вопрос: «Как может произойти преображение человека», блаженный старец дает однозначный ответ: «Только всесильной благодатью Сына Божия», Который «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф.9:13)». Русский князь не стал «хромать на оба колена» (3 Царств.18:21) и служить «Богу и маммоне» (Мф. 6:24), но повернулся ко Христу и отдал Ему сердце, и всех своих позвал за собой. Жестко и решительно слово князя: «Кто не придет креститься, тот не друг мне». И пошли верные за своим князем, поверив его избранию, поняв разницу между Перуном — «богом», требовавшим кровавых жертв, и Христом – Богом любви ко всем людям. Плоды, достойные святости отца, – два сына святого князя Владимира – блаженные страстотерпцы Борис и Глеб — святые наставники истинной веры и ходатаи ко Владыке.

Второй период, по словам блаженного старца, следует за первым и продолжается до монгольского ига. Он соответствует Святой Тайне МИРОПОМАЗАНИЯ. Народ мужает, лечится от остатков язычества, утверждаясь в религии Креста. Должно было совершиться перерождение каждой отдельной русской души, и на каждую душу нужно было наложить печать Царства Небесного.

Миропомазание как Таинство означает утверждение в вере печатью дара Духа Святаго. «Проповедует Православие и паче трубы вопиет священная и великая Лавра от преподобнаго Антония начало приемшая». «Сколько достопамятных деяний примеров дают они, Божии угодники – монахи. Среди них и летописцы, и художники, и безмездные целители – врачи душ и телес», — восклицает отец Иоанн.

Третий период соответствует Тайне Святого ПОКАЯНИЯ – ибо в рабстве, в слезах и в горе, под властью монголов протекает он. Было необходимо накопившиеся за время свободы грехи сдунуть с души народа суровым ветром рабства. Архимандрит Иоанн убежден, что этот трудный период направлен на достижение главной цели – очищение духа от всего земного и избрание Царства Небесного, которое «не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17).

По словам псковского старца, покаяние неразрывно связано с епитимией. Скорби — это и есть епитимия от Бога, но нести ее надо без ропота. Нетерпение же спасительных скорбей приводит к тому, что мы изрываем под собою яму. Скорбей не избежать и при исполнении всех заповедей Божьих, но разница в том, что эти скорби могут нести для человека либо спасительный, либо душегубительный характер. Нужно брать тот крест, который дает Бог, не пытаясь самовольно поменять положение вещей.

В это время тоже дарует Господь чудных житием и разумом мужей, послушания рачителей, сонм святителей – Петра, Алексия, Иону, Филиппа, собор преподобных и множество других. По словам старца, недостанет времени, чтобы перечислить всех явленных на Руси святых в этот прискорбный период.

Четвертый период – от свержения монгольского ига и до царя Петра. Освобождение началось Куликовской битвой, где явил величие духа благоверный воин – князь Димитрий Донской. Любовь народная к нему и благодарная память, пронесенная через века, объявили его святым. Этот блестящий период свободы соответствует Святой Тайне БРАКА. Душа народная, очищенная страданием, обручается и всецело предается своему Небесному Жениху. На Русской земле нераздельно царствует Христос и Русская земля украшается бесчисленными святыми. Это время брачного пира – соединения народа с Богом.

В эти века более ста пятидесяти новых святых встают перед Престолом Божиим ходатаями за свой народ. И среди них преподобные, епископы, князья, Христа ради юродивые, строители, миссионеры, богоносные отцы – это пир веры.

Пятый период соответствует Святой Тайне ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ. Исторически он начинается от царя Петра и продолжается до первой мировой войны. Это синодальный период. В это время русская интеллигенция разлагается и колеблется, уходит из России на Запад и приносит оттуда вместо былых своих добродетелей чуждые заблуждения. Число забывших Бога и избравших кумиром царство земное лихорадочно растет. Идолы, сокрушенные святым князем Владимиром, оживают в душах колеблющихся. По словам архимандрита, в это время река русской религиозной жизни замедляет свое течение.

Шестой период – от первой мировой войны и доныне. Этот период соответствует Святой Тайне ПРИЧАЩЕНИЯ. Никогда русский народ – «малое стадо» – так искренне не соединялся с возлюбленным ему Христом, как теперь. Князю мира сего было попущено до времени явить свою силу и власть. Но народ русский причащается и особенно омывается страданием подвига жизни крестной, еще теснее соединяющей его со Христом. И как в начале Государства Русского Бог избрал на служение Себе князя Владимира, так теперь Господь «ставит Свою земную Церковь на прочный фундамент Патриаршества». В этот период, по словам отца Иоанна, наиболее заметна связь между Церковью Земной и Небесной. Это не две Церкви, а одна, одно тело Христово. В силу этого «не могут они не сострадать скорби и не сорадоваться радости того или иного его члена, и не может Церковь Небесная, Торжествующая и Ликующая, не принимать участия в другой ее части, живущей еще исповеданием и страданием». Потому и появляются в Церкви земной посланцы небесные – новые святые, новые молитвенники и новые чудотворцы, дающие нам свою духовную энергию и силу.

С особым восторгом отец Иоанн переходит к последнему периоду истории Русской Церкви: «Господь в седьмой период восполнит сосуды веры христианской и Сам освятит русский народ Своею благодатию, которая даст силы во имя Сына Божия снова и снова свободно избирать людям Царство Божие – Царство Небесное – целью жизни на земле». Этот период соответствует Святой Тайне РУКОПОЛОЖЕНИЯ. И станет «русский народ священным народом, утренней звездой между народами».

По словам блаженного старца, нет различия в том, когда живет человек. У Бога нет забытых людей, потому что «Промысл Божий печется обо всех: миром правит Бог, только Бог и никто другой». Непрестанно заботится Господь о спасении бесценной души человеческой, и в этом великая тайна.

В каждой эпохе – свои искушения. Так, сравнивая эпоху перестройки со временем гонений на Церковь в период правления безбожной советской власти, псковский подвижник отмечает, что при «большевизме было легче», потому что было все яснее и определеннее. «Христиан было мало, но стойкостью и мужеством они являли себя истинными последователями Христа. Сейчас христиане новообращенные хлынули в церкви и затоптали бывших, истинных, ибо все христианские нормы растоптали по своему разумению не церемонясь». «Трудно сейчас везде, – замечает духовник, – война идет не на жизнь, а на смерть. И каждому из нас надо выжить. Отступление идет по земле… лицедейство захлестывает мир, а это вражье. Этого надо бояться. Ложь, фальшь, лукавство – это гибель. Остерегись его, и Господь даст силы и крепость, и разумение жить в Боге и Богом. А это только и есть во спасение».

Следует заметить, что архимандрит Иоанн (Крестьянкин), претерпевший гонения от богоборческой власти, во многом уподобился святым новомученикам, просиявшим в ХХ веке. В силу этого, память об этом блаженном старце не меркнет с годами.

Осознавая свою принадлежность к святой Церкви, печерский духовник от лица угодников Божиих молитвенно обращается к каждому христианину: «Учитесь, молитесь, просите – и примет нас Господь, и примут нас небожители как собратьев, как друзей в житницу Христову для вечной радости. Молитвами новопрославленных святых да даст Господь Свою милость и благословение всем, с верою и любовию притекающим к их небесному предстательству».

Протоиерей Виктор Василевич,

кандидат богословия,

проректор по воспитательной работе (инспектор) МинДС.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.