Национализм и христианство

«А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос». (Кол. 3:8-11)

Национализм и христианство – как они соотносятся друг с другом? Исключает ли одно другое или два явления могут сосуществовать? Подобные вопросы часто задают люди, интересующиеся верой и не чуждые политики. Попробуем разобраться.

Сначала определимся с терминологией. «Национализм (франц. nationalisme) – 1) психология, политика, основанная на идеях национального превосходства и национальной исключительности своей нации, признании приоритета национального фактора в общественном развитии, противопоставления интересов одной национальности другим, шовинизм; 2) стремление к национальной независимости, изоляции, созданию национального государства» (Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2012. С. 304).

Если разобрать этимологию самого понятия «национализм», то получится, что корень термина происходит из французского существительного «nation» – нация, народ. Само слово родом из латыни, где «natio» – народ, племя, рождение, происхождение.

Итак, мы видим, что в трактовке понятия неоднократно упоминаются две ключевые силы: нация и народ. Именно они – основные двигатели идей национализма.

В зависимости от характера задач, типов действующих лиц и множества других факторов в современном мире различают несколько типов национальных движений: гражданский, этнический и крайний национализм (Соловьёв А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2003. С.168).

Рассмотрим каждый тип подробнее. При гражданском национализме человек и государство выступают как единое целое. Отношения между ними выражаются во взаимных обязанностях, правах и ответственностях. Народ активно участвует в политической жизни страны, а принадлежность человека к нации определяется на основе добровольного личного выбора той или иной власти. Примеры такого национализма: демократическая организация власти в Древней Греции, а также римское право, сформировавшее независимость самой личности.

При этническом национализме нация – это стадия развития этноса. Народ объединяет язык, религия, история, традиции. Главная черта такого национализма – полная изоляция от ассимиляции (смешивания) с другими этносами. Яркий пример – Япония, которая в XVII веке на 250 лет закрыла свои границы от любого вмешательства извне.

Крайний национализм или экстремизм представляет собой идеологию, в которой провозглашается превосходство одной нации над другой. Как внутри государства, так и за его пределами. Большое значение имеет расовая принадлежность, часто возникает межконфессиональная рознь. Примеры из недалекого прошлого: фашизм в Италии и нацизм в Германии.

История национализма как движения началась в эпоху «Нового времени». Ранний национализм отверг монархию и представил нацию высшей ценностью, поставил ее в центр политической, экономической, социальной и культурной жизни (Шнирельман В. Национализм в мировой истории: причины и последствия. [Электронный ресурс] – 2015. – Режим доступа: http:// lectures.gaidarfund.ru/articles/1938 – Дата доступа: 02.03.2015). Термин «национализм» был введён в употребление в XIX веке французским аббатом Огюстеном Баррюэлем и немецким философом Иоганном Готфридом Гердером.

Одними из первых проявлений националистического самосознания стали следующие исторические события: Славная революция в Англии, Великая Французская революция и последовавшие за ней революции во Франции, революции в Америке, борьба элит Нового света против испанского колониализма.

К началу XIX века национализм приобретает черты одной из ведущих идеологий. Она приведет в последующем к Первой мировой войне, в результате которой распались сразу четыре великие империи: Российская, Германская, Австро-Венгерская, Османская.

Расцвет национализма – XX век, когда мир увидел его в самых страшных проявлениях.

В Германии в 1933 году к власти приходит Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) во главе с Адольфом Гитлером. Нацисты утверждают, что арийцы (т.е. немцы) – высшая раса, которая должна господствовать над другими народами, а идеологию выстраивают на языческих культах. В последующем распространение нацизма привело к нападению нацистской Германии на ряд европейских стран и ко Второй мировой войне. Подобная ситуация была и в Италии во время правления Бени́то Муссолини.

Национальная идея фашизма, по словам известного английского историка и исследователя фашизма Роджера Гриффина, заключается в отрицании свободы и демократии. А нация не возрождалась, как это преподносили идеологи, а её «сотворяли заново» (Мацкевич И.М., Головненков П.В., Есаков Г.А., Хелльман У. Необыкновенный фашизм (криминологическая и уголовноправовая характеристика). — М.: Проспект, 2014. С. 11).

К сожалению, в истории есть примеры, когда национализм и ксенофобию (нетерпимость ко всему иностранному) проповедовали люди, именующие себя христианами. Стоит только вспомнить хорватских «усташей», которые за время Второй мировой войны уничтожили от 200 до 800 тысяч православных сербов – по благословению официального Ватикана.

Несмотря на уроки XX века, идеи национализма живы и сегодня. Во многих странах реконструируют фашизм и нацизм активисты так называемого неофашизма.

К нему примыкает, в основном, молодежь по нескольким причинам. Во-первых, многие молодые воспринимают Великую Отечественную войну и ее ужасы как «полузабытую» – они мало общаются с участниками, мало интересуются историей. Во-вторых, молодежь легко увлечь идеей – критическое мышление пока не развито, нет житейского опыта, зато есть много энергии, которую хочется применить.

Немаловажным в национальном самосознании для каждого человека является история нации, или этноса, которую часто используют как механизм манипуляции народными массами, преподнося народу ложные сведения. Эти сведения чаще всего специально фальсифицируют, так как они помогают поддержать ту или иную идею и вызвать в народе ксенофобию. В итоге это приводит к агрессии, расизму, моральному разложению и нравственному падению.

В религиозном плане национализм приводит к первым корням того или иного этноса, что значит – к язычеству. По словам Эрнеста Ренана, «нация – это великая солидарность, основанная на ощущении жертвы, уже принесенной или какую готовы принести в будущем…» (Ренан Э. Что такое нация? Собрание сочинений в 12-ти томах. Перевод с французского под редакцией В.Н. Михайловского. Т.6. — Киев, 1902. С.87). И сейчас, глядя на братскую Украину, мы видим, каковы плоды национализма, каковы те жертвы, которые были принесены на алтарь человеческого эгоизма. И, поистине, вспоминаются слова мудрого царя Соломона: «Погибели предшествует гордость, падению – надменность». (Притчи 16:18)

Господь наш Иисус Христос в Евангелии, обращаясь к ученикам, говорит: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин.15:1-2). Святитель Феофилакт Болгарский толкует это место так: «Я, говорит, есмь лоза, то есть корень, а вы – ветви, а Отец Мой – виноградарь. О ком же заботится Отец? Ужели о корне? Нет, а о ветвях. Ибо, говорит, «всякую ветвь, не приносящую плода, Он отсекает», то есть всякий человек, который чрез веру стал частью корня, соединился с Господом и соделался стелесником Ему, должен и плод приносить, то есть вести жизнь добродетельную, так что если ктонибудь имеет только голословное исповедание веры, а не приносит плода чрез соблюдение заповедей, тот делается ветвию мертвою; ибо «вера без дел мертва» (Иак. 2, 29)» (Феофилакт Болгарский, блаж. Толкование Священного Писания на Ин.15:1-3. [Электронный ресурс] – 2015. – Режим доступа: http://bible. optina.ru/new:in:15:01/ – Дата доступа: 02.03.2015).

В Евангелии Господь, обращаясь к ученикам, говорит им: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:19- 20). Этот призыв Сына Божьего апостолы исполнили, принеся достойные плоды, каждый на своей ветви, и древо виноградное, Церковь Христова, до сих пор приносит плоды.

Каждый крещённый в Православной Церкви человек является частью Тела Христова, которое и есть – Церковь. Все мы, христиане, являемся огромной семьёй, а руководит ею Сам Спаситель. Произошедшие от Адама и Евы, мы все связаны между собой, поэтому и принято друг друга называть братьями и сёстрами. Апостол Лука пишет: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:26, 27). Значит Господь дивно промыслил о каждом народе, который ищет его. В истории есть пример еврейского народа, который был избран Господом, но отступил от Него по причине национальной гордости, так как ожидали они пришествия не Небесного Царя, а земного. Следовательно, национализм – это гордость народа, а в Священном Писании апостол Иаков говорит нам: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6).

Церковь сама по себе многолика и многонациональна. Апостол Павел в послании к Галатам пишет следующее: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестивши еся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:26-28).

Святитель Иоанн Златоуст толкует это место так: «Видишь ли душу ненасытную (не удовлетворяющуюся однажды сказанным)? Сказав, что через веру мы сделались сынами Божиими, он не останавливается на этом, но старается отыскать нечто еще большее, что яснее могло бы доказать ближайшее единение со Христом. А сказав: «В Него облеклись», не удовлетворяется также и этим выражением, но, объясняя его, представляет еще более тесным такое соединение и говорит: «все вы одно во Христе Иисусе», т. е. «Все вы имеете один облик, один образ – образ Христа». Что может быть поразительнее этих слов? Кто прежде был эллином, иудеем и рабом, тот теперь носит на себе образ не ангела, и не архангела, но самого Владыки всех, и отображает в себе Христа» (Иоанн Златоуст,свт. Толкование Священного Писания на Гал. 3:28. [Электронный ресурс] – 2015. – Режим доступа: http://bible. optina.ru/new:gal:03:28 – Дата доступа: 02.03.2015).

Христианство относится к национализму отрицательно, так как национализм отвергает закон любви, которым пронизано всё Евангелие. В Нагорной проповеди Спаситель, обращаясь к народу, говорит: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф. 5:43-45). Если даже врага Бог повелевает любить, то неужели человека другой нации мы не способны полюбить?

Преподобный Иустин (Попович) писал: «Церковь – это Богочеловеческая вечность, воплощенная в границах времени и пространства. Она в этом мире, но «не от мира сего» (Ин.18:36). В этом мире она для того, чтобы его воздвигнуть до горнего мира, откуда и она сама. Она – Вселенская, соборная, богочеловеческая, вечная, поэтому хула, непростительная хула на Христа и Духа Святого делать из нее национальный институт, сужать ее до мелких, преходящих, временных национальных целей. Цель ее наднациональная, вселенская, всечеловеческая – соединить всех людей во Христе, всех, не взирая на национальность, расу, класс» (Иустин (Попович), прп. Внутренняя миссия нашей Церкви. — СПб.: На Богочеловеческом пути, 1999).

В Церкви существует понятие «уранополитизма». Священник Даниил Сысоев пишет следующее: «Уранополитизм (от греч. uranos – «небо», polis – «город») – это учение, утверждающее главенство Божественных законов над земными, примат любви к Небесному Отцу и Его Небесному Царству над всеми естественными и греховными стремлениями человека.

Уранополитизм утверждает, что главным родством является родство не по крови или по стране происхождения, а родство во Христе. Что христиане не имеют здесь вечного гражданства, но ищут будущего Царства Бога и потому не могут ничему на земле отдавать своего сердца. В смертном мире христиане – странники и пришельцы, а их родина на Небе» (Даниил Сысоев, священник. Гражданин Неба. ― М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011. С.10).

Христианство активно поддерживает и земной патриотизм. Любовь к родным, к своему Отечеству, к народу, который является носителем христианской веры, может быть залогом сохранения веры. Патриотизм, как преданность культуре и вере отцов, не является национализмом, хотя есть немало случаев смешения понятий национализма и патриотизма, которые приводят к неофашистским настроениям. Сам термин «патриотизм» пришёл к нам из греческого языка (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) и переводится как «любовь к Родине».

Святейший патриарх Кирилл не раз подчеркивал роль Русской Православной Церкви в формировании патриотизма среди молодежи. «Если мы говорим о патриотизме, если мы говорим о государственном подходе, то мы как церковные люди вкладываем в эти слова не политическую идею. Мы не говорим: «давайте поддерживать одну партию против другой», — мы говорим о воспитании фундаментальных ценностей в жизни народа. И если они сохранятся, то всегда будет жива Россия, всегда будет сохраняться духовная сила нашего человека. А это важнее всякой политики» (Патриарх Кирилл: Говоря о патриотизме, мы не имеем в виду политическую идею [Электронный ресурс] – 2015. – Режим доступа: http://www.pravmir.ru/ patriarx-kirill-govorya-o-patriotizmemy-ne-imeem-v-vidu-politicheskuyuideyu/#ixzz3UH2aGcts – Дата доступа: 13.03.2015).

Подводя итог, хочется сказать, что христианство и национализм несовместимы в своей основе: христианство проповедует любовь между всеми народами, а национализм – ненависть и возвышение одних над другими.

Иерей Роман Бородич, магистр богословия.

 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.