Они учились в наших стенах: Братья Новицкие священномученик Валериан и архиепископ Вениамин

«Валечка! Не отрекайся ни от Бога, ни от священнического сана. Мне поможет Господь»,  ­– писала мужу Домника Игнатьевна Новицкая, супруга священномученика Валериана Новицкого.

Минувшее столетие известно своей кровавой историей, унесшей безвременно многие жизни к порогу Вечности, принеся остававшимся тогда здесь, на Земле, их родным и близким слезы, боль, невыразимые страдания и скорби. Но сегодня мы с умилением и восторгом произносим их имена, понимая, как сильна была их вера и любовь к Богу, какие незримые жертвы своего сердца они приносили на алтарь христианского исповедничества пред лицом суровых испытаний. Разлука с близкими, заточения в тюрьмах, избиения, унижения, тяготы и лишения, смерть от жестоких палачей – все это они переносили для сохранения веры Христовой. Для того, чтобы сегодня мы могли переступать пороги храмов и монастырей, крестить детей, венчаться, верить, любить, познавать Бога и жизнь с Богом. Они понимали великую цену своих страданий – эта цена очевидна сейчас, когда храмы вновь возрождены, а измученные безбожием человеческие души снова возвращены в лоно Церкви. Подвиг новомучеников и исповедников дает свои плоды в лице новых поколений христиан, и в будущие времена он еще больше процветет многими цветочами Православия, которые будут взращены молитвами и примером стойкости и мужества христан ХХ века.

«Надо спасать веру!» – с такими словами священномученик Валериан Новицкий принимал священный сан в самый разгар гонений на Церковь. Для этого он оставляет учебу на юридическом факультете БГУ, обещавшую хорошую работу и материально обеспеченную жизнь в столице, и отправляется в родную глубинку нынешнего Копыльского района — в д. Телядовичи, чтобы заступить на место служения упокоившегося отца, которое станет местом его крестного подвига.

В семье священника Василия и матушки Людмилы Николаевны Новицких было много детей. В 1887 г. родился их первенец, которого назвали Валерианом в честь мученика, пострадавшего в Римской империи в годы гонений на христиан первых веков. Тогда они и подумать не могли, что их сын тоже станет мучеником за веру. Второй сын Сергий родился в 1900 г., бабушка Стефанида с детства звала его «наш архирейчик». Спустя годы он поступил в Свято-Успенскую Почаевскую лавру, принял монашеский постриг в 1928 г. с именем Вениамин, в 1941 г. был возведен в сан епископа, в 1958 г. — архиепископа и достойно нес крест архиерейского служения в то непростое для Церкви советское время. Оба эти брата воспитывались в вере и благочестии, которые были свойственны семье Новицких. Оба с детства прислуживали в алтаре, пели на клиросе, помогали на других церковных послушаниях. Оба затем окончили Слуцкое духовное училище и поступили в Минскую духовную семинарию, но завершить обучение в ней не смогли – в 1918 г. семинария была закрыта, так что Новицкие успели окончить только общеобразовательные классы. Но годы учебы в благословенных стенах у чудотворной Жировицкой иконы Божией Матери с живыми примерами духовного благочестия в лице преподавателей, монашествующих и многочисленных благоговейных паломников посеяли в их сердцах семена любви к вере Православной, к Церкви Христовой, и семена эти дали достойные плоды на ниве служения Матери Церкви. У каждого впереди была своя дорога. Валериан поступает в 1921 г. на юрфак БГУ в Минск, который оставляет в 1923 г. и возвращается принять сан священника и место служения в родных Телядовичах после смерти отца.

Сергий переезжает в Западную Беларусь, где поступает в 1922 г. в Виленскую духовную семинарию, где заканчивает богословские классы и в 1924 г. поступает на богословский факультет Варшавского университета, завершив обучение в 1929 г. В 1928 г. он был принят в число братии Успенской Почаевской Лавры. После Второй мировой войны нес различные послушания в РПЦ. Умер в 1976 г. в сане архиепископа Чебоксарского и Чувашского.

Коротка была земная жизнь священномученика Валериана Новицкого, но благородство его подвига невыразимо велико. Казалось бы, служил в тихой деревушке, растил детей. Но то время – время испытания веры и верности – было страшным испытанием для многих верующих.

Отец Валериан и матушка Домника, по свидетельствам прихожан, очень любили друг друга и все свободное время проводили вместе, воспитывая дочерей Нину, Ирину и маленького сына Евгения. У них была очень дружная семья, в которой царили любовь, радость и счастье. Но окружающая действительность была удручающей и трагической. Об этом отец Валериан писал своим родственникам в Западную Беларусь: «…с каждым днем становится все хуже, в нашем селе хотят сделать коллектив, а так как жители не особенно хотят этого, то предлагают убраться вон. Так или иначе, но всетаки сделают коллектив… У меня нет мысли бросать священство, но страшит близкое будущее — голод для детей. Почти в каждой деревне моего прихода организуются коллективы. В них антирелигиозная пропаганда занимает одно из главных мест. Таким образом, количественно приход сокращается, а налоги на нас с каждым днем растут. Власти намеревались забрать церковь под ссыпку зерна, но люди отстояли! Имеете ли вы, мои дорогие, хотя бы смутное представление о том, что делается у нас?! Страшен день будущий, но с Божьей помощью надеемся выйти из нищеты и голода, от сана не отказавшись. Вводится пятидневка: четыре дня рабочих, пятый — праздничный. Наш митрополит Мелхиседек выехал в Красноярск. Обновленчество у нас не привилось. Нами управляет владыка Николай Слуцкий, он недавно от нервных потрясений совершенно оглох. В Минске заняли кафедральный собор и женский монастырь. Если у нас церковь займут под клуб, придется могилу папы сравнять с землей, крест и ограду снять, чтобы не было излишних поруганий…». Так он описывает то время…

Но пастырь Христов все же находил в себе мужество и силы заботиться о людских душах. Он имел дар слова, говорил очень пронзительные проповеди, сам был очень добр к людям. Для него неважно было церковный ли человек перед ним или безбожник – он любил всех. Своей любовью он вернул к вере многих из тех, кто смутился антирелигиозной пропагандой и отступил от Бога.

Незадолго до начала коллективизации он решительно выступил против создания в соседней д. Лотвин так называемых антирелигиозных кружков, объявив, что не будет отпевать тех, кто посещает такие богохульные кощунственные зрелища, так как там разыгрывались насмешливые антицерковные спектакли.

Местная учительница пожаловалась на о. Валериана властям, обвинив в том, что он возмущает народ и запрещает идти в колхозы. Донос оказался роковым, и 11 января 1930 г. пастыря Христова арестовали по обвинению: «Вел агитацию против колхозов». Он был заключен в тюрьму в г. Слуцке. Вины своей о. Валериан не признал и в течение допроса никого не оговорил и не обвинил. Ему предлагали отказаться от сана и написать об этом в газете, обещали оставить жизнь… Но о. Валериан избрал смерть и верность Богу.

Матушка Домника Игнатьевна поехала в Слуцк в надежде встретиться с батюшкой, но им не разрешили свидания. Ему удалось лишь передать записочку со словами любви и верности: «Диночка! Мне для сохранения жизни предлагали отречься …Я отказался. Как ты будешь одна с детками?» В ответ матушка написала: «Валечка! Не отрекайся ни от Бога, ни от священнического сана. Мне поможет Господь». Любовь к Богу была превыше любви земной!

23 февраля 1930 г. постановлением «тройки» при Полномочном представительстве ОГПУ по Белорусскому военному округу о. Валериан был приговорен к высшей мере наказания. В тот же день его, еще одного священника и мирянина расстреляли в Тимковичском лесу, в 15 км от г. Несвижа, заставив перед этим копать себе могилы и еще несколько раз предлагая отречение от Бога… Место их исповеднической кончины неизвестно.

Матушка с детьми была выселена из села в течение 24 часов за 200 км, у неe отобрали почти все имущество. Оставалась, действительно, одна надежда на помощь Божию! О расстреле семья ничего не знала многие годы. Домника Игнатьевна давала запросы в соответствующие органы, писала даже в Москву. Прислали ответ: «Умер от желудочной болезни в 1935 г. в ссылке».

В 1957 году по ходатайству матушки было получено заключение: «Постановление «тройки» от 23 февраля 1930 года в отношении Новицкого Валериана Васильевича отменить и дело прекратить за недоказанностью обвинения».

Уже после смерти матери в 1976 г., дети узнали от жителей д. Тимковичи правду о смерти отца.

Из записей Галины Петровны Новицкой: «В конце 70-х годов умирал убийца о. Валериана, проживавший в д. Гута Копыльского района. Перед смертью совесть не выдержала, и он признался, как были выведены из тюрьмы в Тимковичский лес трое. Двое из них были в подрясниках с иерейскими крестами на груди. Один из них был о. Валериан. Им еще раз было предложено отказаться от веры в Бога и от сана. После того, как они отвергли это предложение, их заставили собственноручно вырыть себе могилу и затем расстреляли».

В 1999 году священник Валериан Новицкий был причислен к лику местночтимых святых Белорусского Экзархата РПЦ. Священномученик Валериан Новицкий прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года.

Дни памяти: 23 февраля (10 февраля по церковному стилю), Собор новомученников и исповедников земли Белорусской (переходящее празднование). Святый священномучениче Валериане, моли Бога о нас!

Сусанна Смирнова.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.