Праздники и развлечения в Византийской империи

Наши предки славяне поддерживали тесные отношения с Византией. Эти отношения, иногда мирные и торговые, иногда враждебные не прерывались до принятия христианства князем Владимиром.

Христианство пришло к восточным славянам из Византии вместе с зачатками цивилизации. С тех пор отношения великой империи и наших предков не переставали быть дружественными и до падения Византии под ударами турок в 1453 году, и после него. Из Византии восточные славяне получили основные зачатки культуры, письменность, богослужебные книги на славянском и греческом языках, некоторые основы законодательства и государственной жизни. Поэтому очень важным является изучение быта и внутренней жизнь византийцев, которые оказали глубокое влияние на становление и развитие культуры нашего народа.

Время существования Византии примерно совпадает с хронологическими рамками Средневековья и является синтезом античной и христианской традиций. Культура празднования в Византии была унаследована от языческих предков. Наиболее древними, берущими свое начало из античной и эллинистической эпох были языческие празднества, которые продолжали существовать в христианской Византии. Они маскировались под христианские праздники и в разные периоды то пропадали, то опять появлялись в империи.

Как незабытое наследие древних греков и римлян византийцы сохраняли традицию гаданий, пытаясь объединить ее с христианскими традициями. Если до принятия христианства для того, чтобы получить ответ на волнующий вопрос, они раскрывали книгу Гомера и, читая первое, что им там попадалось, считали это изречением оракула, то после принятия христианства византийцы, закрыв глаза, открывали Библию или сочинение известного им отца Церкви и первую попавшуюся строчку считали ответом на волнующий их вопрос.

Интересен обычай испытания судьбы двумя свитками, который со временем перешел и утвердился на Руси. Его смысл можно понять из жизнеописания императора Алексея Комнина перед походом на половцев. «Император Алексей Комнин желал выступить в поход против половцев, но приближенные к нему лица находили это неблагоразумным. Чтобы не подвергать себя упрекам и снять с себя ответственность, император, не возражая против общего голоса, объявил, что он отдает решение на волю Божию. Сопровождаемый военными чинами и многочисленным духовенством, император отправился вечером в храм св. Софии. В присутствии патриарха он написал два жребия на двух хартиях, т.е. на одной было написано, что следует идти в поход против половцев, на другой – не следует. По приказанию императора патриарх положил оба жребия на престол великой церкви, где они и оставались во время всенощного бдения. По окончании богослужения, уже утром, патриарх снова вошел в алтарь и вынес одну из хартий, которая была при всех распечатана и громогласно прочитана. Вышел жребий, решающий поход на половцев, и против этого никто уже не возражал».

Надо помнить, что и Библия упоминает о выборе по жребию, когда обращались со сложным вопросом с моливтой к Богу. Поэтому и в христианстве подобным образом могли решаться важные вопросы в империи. Так избирались игумены монастырей в Византии, а на Руси по жребию выбирали епископов в Новгороде. В 1917 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви таким же способом из трех кандидатов избрали патриарха Московского и всея Руси.

Количество языческих праздников в христианском государстве не уменьшалось, а даже увеличивалось. Но Церкви не пришлось запрещать эти праздники. Она адаптировала их, то есть переводила древние языческие игрища в качество христианских обрядов, например, связанных с циклами крестьянской трудовой деятельности.

Рассмотрение этих праздников, имеющих языческие корни, тем более интересно, что аналогичные праздники существуют и на территории нашей страны и дожили в некотором трансформированном виде до наших дней. Самыми популярными языческими праздниками в IX –XII веках были календы и русалии.

«Сначала календы праздновали с 1 по 5 января, а с утверждением христианства в качестве господствующей официальной религии начало празднования календ было приурочено к важному церковному празднику – Рождеству (25 декабря), и календы стали 12-дневными. В конце VII в., на Шестом Вселенском Соборе, календы предали анафеме, но запрет не возымел действия: их продолжали справлять в народе, а вскоре снова стали отмечать в самом императорском дворце. Правда, василевсы старались все-таки отделить языческое веселье от церковных торжеств и основные развлечения устраивали не в ночь на 26 декабря, как и не в ночь на 1 января (день св. Василия), а только в ночь на 2 января. Да и ряженых, исполнявших строго определенные функции, во дворце были единицы».

Русалии праздновались после праздника Троицы и также осуждались церковью как языческие мистерии.

Что касается церковных праздников, то к концу X – началу XI веков официально установленными и повсеместно отмечаемыми были праздники: Рождество Христово, Крещение, Пасха и Троица, а также дни памяти великомученика Димитрия Солунского и великомученика Георгия Победоносца. Официальными государственными праздниками считались: 11 мая – день основания Константинополя, день рождения императора, его коронация, свадьба или рождение наследника. В эти дни вновь восхваляли государя, несли дары ему или его детям. По приказу императора народу выдавались медные деньги, на площадях выставлялись бесплатные угощения, на ипподроме устраивались зрелища для всех жителей империи. Люди на улицах водили хороводы и пели обрядовые песни в честь виновника торжества.

Для Константинополя и его окрестностей государственным праздником также являлся день вступления в столицу очередного победившего узурпатора. По традиции в этот день в столицу он въезжал на белом коне со свитой, торжественно встречаемый сановниками, высшим духовенством и народом. Традиционно триумфально сопровождалось прибывание в столицу иноземных принцесс.

 

Праздничные встречи устраивали мощам известных святых, привозимым из провинции или дарованным императору иноземными правителями. Известно, что при Константине VII в столицу торжественно доставили раку с десницей святого Иоанна Предтечи.

Семейные праздники были не только у императора, но и у рядовых членов византийского общества. Самыми отмечаемыми событиями являлись крестины, обручение и свадьба.

Конечно же, центром развлечений, центром спортивной и общественной жизни Византийской империи (как в Древней Греции и Риме) являлся ипподром, на котором устраивались специальные игрища. Самый большой ипподром был построен в Константинополе, а с XI века появляются упоминания об ипподромах и в провинциальных центрах. Ипподром по-древнегречески ιππόδρομος, от ίππος – лошадь и δρόμος – бег, т.е. место для бега лошадей. Константинопольский ипподром располагался недалеко от храма святой Софии и Большого императорского дворца. Ипподром был построен в форме прямоугольника, длиною около 140 саженей, шириною вчетверо меньше. На нем состязались две партии – зеленых и голубых. Так назывались местные организации, имевшие первоначально некоторые политические права.

Зеленые и голубые представляли обычно противоположные направления; если одни поддерживали правительство, то другие становились ему в оппозицию. В VII веке из-за разложения внутри партий и давления правительства, не желавшего никакого самоуправления, «зеленые» и «голубые» потеряли свое политическое значение и превратились в клубы, соревновавшиеся на бегах.

Зрелища, происходившие на ипподроме, посещали все члены византийского общества, начиная от царя и заканчивая плебеями, так как посещение ипподрома было бесплатным. Скорее всего это являлось продуманной политикой государства, так как зрелища, происходившие на ипподроме, отвлекали народ от мыслей о недовольстве правителем, больших налогах и почти постоянных войнах. Ипподромные зрелища были похожи на опиум, благодаря которому народ на определенное время забывал о тяжести своего положения, поэтому финансирование зрелищ на ипподроме являлось частью государственной стратегии по отношению к гражданам империи.

Так как театра, в современном смысле слова, в Византии не было, на ипподроме стали собираться труппы странствующих актеров, акробатов и скоморохов. Кроме конских бегов на ипподроме устраивали спортивные игры и театральные представления.

В театральных представлениях того времени могли участвовать мимы, т.е. комические актеры, разыгрывавшие маленькие пьесы… Церковь преследовала театральные представления. Она имела к тому, со своей точки зрения, две уважительные причины. Сценки, ставившиеся мимами, были в основном языческими и, кроме того, носили отпечаток грубого цинизма.

Духовенству представлялось необходимым истреблять остатки язычества и вводить чистоту нравов. Как только римские императоры объявили христианскую религию господствующей и государственной, они стали на точку зрения строгих отцов Церкви и посчитали своим долгом бороться с театром и мимами. Уже в IV и в V веках запретили устраивать театральные зрелища по воскресеньям, а затем и по праздникам.

Простые византийцы могли проводить время в трактирах, тогда как для знати такие заведения считались неприличными.

По праздникам в Константинополе можно было наблюдать на улицах выход императора из дворца в собор св. Софии и другие храмы. Дорогу перед царем устилали зелеными ветвями и цветами, а за ним следовала процессия из наряженных чиновников. В случае возвращения императора с войны после победы в торжественном шествии принимало участие все население столицы.

Интеллигенция Византии развлекалась не только подобными зрелищами, но и увлекалась чтением ученых сочинений, житий святых и романов.

Также цвет византийского общества развлекался, выезжая на судах на берега Босфора. На природе они охотились на мелких зверей, диких оленей или на птицу.

Образованные византийцы могли проводить свободное время за игрой в шашки или шахматы, а также играть на деньги в кости.

«Праздничные торжества и сами массовые зрелища выполняли в Византии важную социальную и политическую функцию, служили государству в качестве мощного средства воздействия на народные массы, которые обычно с нетерпением ожидали наступления праздничных дней, стремясь хотя бы на короткое время отвлечься от тяжелых, неприглядных будней».

Инокиня Пелагея (Спиридонова), бакалавр религиоведения, преподаватель МинДС.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.