Раннехристианская скульптура и рельефы

Важнейшим центром производства христианских саркофагов в IV-V веках был город Арль в Галлии (современной Франции).

Арльские саркофаги известны с XVII века, однако в то время выкопанные саркофаги разбивали и пережигали на известь, поэтому для науки они, к сожалению, потеряны. Некоторые саркофаги делались непосредственно в Арле, другие привозились издалека — из Рима, Аттики, Проконнеса. Галло-римская аристократия использовала их уже с I века, но в эпитафиях влияние христианства ощутимо не ранее III века, а присутствие собственно христианских эпитафий фиксируется с 310-х годов. Местное производство саркофагов прекратилось в начале V века, однако возникли новые мастерские в Нарбонне и Аквитании на основе месторождений мрамора в Пиренеях.

Очень интересным памятником является арльский саркофаг «дочери Иаира» (см. рис.). Свое название он получил от представленного на нем этого события евангельской истории. В центре лицевой части саркофага изображен сидящий на небольшом «кресле с подножием» Иисус Христос. Справа находится изображение воскрешения дочери Иаира. Христос поднимает за руку девочку, лежащую на ложе. Около ног Спасителя мы видим мать воскрешенной девочки. За Ним изображено еще несколько человек. В этих двух сценах Спаситель представлен в виде молодого человека согласно античным представлениям о красоте. Слева на данном саркофаге содержится несколько поврежденное изображение трех отроков, которые отказываются поклониться истукану Навуходоносора. После гонений Диоклетиана и Галерия этот сюжет был очень актуален, к тому же, как считают исследователи, саркофаг «дочери Иаира» был изготовлен около 320 года.

Другим интересным памятником этой эпохи является изготовленный около 328 года арльский саркофаг Марции, которая была женой консула. В центре саркофага изображена умершая в виде оранты. Справа от нее представлены три изображения чудес Иисуса Христа: воскрешение Лазаря, исцеление слепого и умножение хлебов. Надо отметить, что изображения чудес Христа были любимой тематикой саркофагов «константиновского» периода. Чудеса Спасителя изображались не только как факты библейской истории, но и как свидетельства о Божественности Христа и истинности Его Миссии. Слева от оранты расположены три сцены, относящиеся к истории апостола Петра, — это предсказание об отречении апостола, взятие его под стражу и суд над ним. Первые две сцены довольно часто встречаются в скульптуре саркофагов, причем представлено не само отречение апостола Петра, а именно предсказание о нем. В этом сюжете изображался Спаситель обычно в виде молодого человека со свитком в левой руке. Он обращается к стоящему перед Ним апостолу Петру, жест которого выражает изумление. Рядом изображался петух, который являлся отличительным признаком этой сцены и символически указывал на предмет беседы.

На арльских саркофагах IV-V веков встречается много оригинальных изображений. Так, на одном из саркофагов представлена в последовательном порядке земная жизнь Спасителя, начиная с Его детства и заканчивая Вознесением. К очень редким изображениям, встречающимся на арльских саркофагах, относятся также следующие: целование Иуды; изображение Христа в Гефсиманском саду среди спящих учеников; гроб Христа в виде круглой часовни и Вознесение Христа на небо.

Очень интересные рельефные изображения содержит находящийся в Сиракузах «саркофаг Адельфии» (см. рис.). Свое название он получил по имени погребенной в нем Адельфии, портрет которой вместе с ее мужем Валерианом находится на лицевой стороне саркофага. Саркофаг содержит два ряда изображений. В верхнем ряду, справа от медальона, с портретами погребенных находятся изображения жертвоприношения Авраама, исцеления слепого, умножение хлебов и, вероятно, воскрешение сына наинской вдовы; слева — Бог (Божественная Десница) дает Закон Моисею, исцеление кровоточивой, Христос между Адамом и Евой. Внизу, под медальоном, помещена сцена поклонения волхвов, справа от нее — Адам и Ева (грехопадение), вход Господень в Иерусалим; слева — чудо в Кане Галилейской и отказ трех отроков поклониться истукану, который представлен как бюсты римских императоров.

Богато украшена изображениями также крышка этого саркофага. Ее изображения представляют как бы третий фриз, который отличается только меньшей высотой. Слева находится сцена неясного содержания, которая относится, вероятно, к жизни умершей, а справа представлено отличное изображение Рождества Христова. Родившийся Богомладенец лежит в яслях под навесом. С одной стороны сидят Мария и Иосиф, с другой стороны к яслям подходят животные (вол и осел), за животными видны три волхва с дарами. Такое изображение Рождества Христова характерно для большинства раннехристианских памятников.

Саркофаг Адельфии найден в катакомбах святого Иоанна в Сиракузах и датируется исследователями 340- 345 годом.

Очень интересный саркофаг находится в церкви святого Иоанна в Вероне (см. рис.). В центре лицевой части саркофага изображен стоящий на кубическом подиуме Христос. На этом возвышении видны четыре ручья, которые символизируют четыре райские реки. Рядом со Спасителем представлены апостолы Петр и Павел, причем апостол Петр держит на левом плече четырехконечный крест. Такое изображение апостола Петра впервые встречается на этом памятнике. К числу редких сцен, иллюстрированных на данном саркофаге, следует отнести также беседу Иисуса Христа с самарянкой и поцелуй Иуды. На крышке саркофага среди других изображений находится сцена, толкуемая как беседа апостола Петра с Симоном-магом. Повествование об этом событии находится в апокрифических Актах Петра. Данный саркофаг датируется 375-400 годом.

Изображение Иисуса Христа на возвышении часто встречается на саркофагах конца IV – начала V веков. Спаситель изображался обычно в виде мужа зрелого возраста с бородой, одетым в далматику. Правой рукой Он делает благословляющий жест, а в левой руке держит свиток. Такие изображения встречаются на саркофагах из Арля, Медиолана (Милана) и других мест.

На саркофагах встречаются также изображения Бога Отца в человеческом образе. Например, на саркофаге из катакомб Люцины и Агнессы Бог изображен в образе старца, принимающего жертву Каина и Авеля. Но чаще всего Бога Отца изображали в виде руки, выходящей с неба. Этот символ имеет ветхозаветное происхождение. Как пример можно привести относящийся к концу IV – началу V века саркофаг из кафедрального собора Толентино. На нем изображена божественная Десница, венчающая новобрачных, протягивающих друг другу руки. С V века руку стали изображать с нимбом или венцом вокруг нее.

Значительный интерес представляет группа саркофагов с изображением перехода израильтян через Чермное море (см. рис.). Сцена занимает всю лицевую часть саркофага. Можно разделить все изображение на три части: преследование египтянами евреев, гибель войска фараона в море и переход израильтян через пустыню. Довольно широкое иллюстрирование этого сюжета связано со сравнением этого события с победой императора Константина над Максенцием у Мильвийского моста и последующей затем легализацией христианства. Такое сравнение содержится уже у Евсевия Кесарийского в его Церковной истории. Переход евреев через Чермное море в Древней Церкви не только символизировал крещение, но и стал предметом углубленного богословского толкования: Египет символизировал грех, от которого надо отойти, чтобы начать новую жизнь; переход евреев через пустыню в Землю обетованную прообразовывал земную жизнь человека и ее цель — Царство Небесное, Горний Иерусалим. Всего известно 22 саркофага с изображением этого ветхозаветного события.

Весьма интересным памятником является саркофаг из церкви святого Амвросия в Милане (см. рис.). Иногда его называли по имени этого святого. Этот саркофаг содержит рельефные изображения не только с лицевой стороны, но и на боковых сторонах и даже на тыльной стороне. Саркофаг «святого Амвросия» содержит много изображений событий библейской истории. К числу очень редких изображений, находя щихся на этом саркофаге, следует отнести взятие на небо пророка Илии. Это изображение находится на боковой части саркофага. Сам саркофаг был изготовлен в конце IV века.

Саркофаги с барельефами христианского содержания изготавливались также в Испании, которая в начале V столетия была завоевана варварскими племенами. Это завоевание, конечно, не способствовало развитию христианской культуры, однако с предшествующего этому событию времени до нас дошли некоторые памятники. Так, например, в Таррагоне в Музее раннего христианства хранится саркофаг Петра и Павла (см. рис.), названный так по крупным фигурам апостолов, которые находятся на лицевой стороне этого саркофага. Каждый из изображенных апостолов держит в руке свиток и имеет ящичек для письменных принадлежностей. Данный саркофаг датируется концом IV — началом V века. Изображение апостолов Петра и Павла находится также на одном из саркофагов IV века, хранящихся в Государственном Археологическом музее в Мадриде.

Христиане очень любили изображать на саркофагах Доброго Пастыря. Его изображения находятся не только на римских, арльских и равеннских саркофагах, но и на саркофагах из других мест.

Жертвоприношение Исаака Авраамом встречается на барельефах саркофагов чаще, чем на фресках катакомб, при этом Исаак иногда изображался несущим дрова.

К числу редких изображений относится символическая картина искупления Христом первородного греха человеческого рода; на барельефе саркофага V века мы видим Спасителя в паллиуме со свитком в левой руке, вынимающего плод древа познания добра и зла из пасти поднимающегося перед Ним змея.

На саркофаге, найденном в 1872 году в Сиракузах, находится древнейшее, по словам Н.П. Кондакова, изображение «Благовещения у колодца» согласно 8-й главе апокрифического рассказа Псевдо-Матфея. Саркофаг относится к V веку.

На барельефах саркофагов встречается изображение мистической лодки, символизирующей Церковь, кормчий у которой Спаситель, а гребцы — апостолы и евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Обломок саркофага IV века с таким изображением был найден в городе Сполето.

На барельефе одного из римских саркофагов находится очень редкое изображение, как пророк Даниил отравляет дракона. Описание этого события находится в Книге пророка Даниила в четырнадцатой главе, которая содержится только в Септуагинте. Этот сюжет изредка встречается и на саркофагах из Северной Италии и Южной Франции.

Два интересных саркофага находятся в крипте церкви святой Енграции в Сарагосе. Они имеют особо высокий горельеф и, кроме обычныхизображений, содержат изображение Оранты между двумя к ней обращенными верховными апостолами, с поднятой правой рукой, которую держит Десница с неба. Одни исследователи видят в этом изображение Вознесения Господня, а другие — Вознесение Божией Матери.

Интересный саркофаг конца IV века находится в Археологическом музее в Стамбуле. На лицевой его стороне изображены ангелы, которые держат монограмму Иисуса Христа.

Весьма примечательно то, что барельефы саркофагов передают содержание погребальных молитв, фрагменты из которых нередко содержатся в эпитафиях. Эти молитвы отражают веру христиан в будущую жизнь и во всемогущество Божие. Поэтому многие изображения на саркофагах выражают это христианское мировоззрение. С учетом этого составлена оригинальная классификация саркофагов французского ученого Ле Блана, которую приводит Н.Ф.Красносельцев. Он делит барельефы по содержанию на пять классов: 1) указывающие на оставление душой этого мира — исход евреев из Египта, 2) указывающие на божественную помощь — Ной, жертвоприношение Авраама, вознесение Илии на небо, переход через Чермное море, Иов, Давид и Голиаф, Даниил, Сусанна, три отрока, Иона, 3) указывающие на Божие милосердие — Добрый Пастырь, 4) указывающие на сопричтение к лику святых — изображение умершего между Петром и Павлом, изображение овцы у ног Христа, стоящего на холме, из которого истекают четыре потока, изображения небесного пира и введения умершего в рай, 5) указывающие на будущее Воскресение — Иов, Лазарь, Воскресение Христа.

Надо также отметить, что исторические изображения на саркофагах часто были более подробны и детальны, чем на современных им фресках катакомб. Так, например, на рельефах саркофагов сцена, изображающая воскрешение Лазаря, дополнялась изображением плачущей у ног Христовых Марии, присутствием апостолов и других свидетелей этого чудесного события. Таково, например, изображение на саркофаге Сабиния (около 320 года) (см. рис.). Изображение праотца Ноя в ковчеге иногда дополнялось представлением некоторых членов его семейства, а также некоторых животных, взятых им в ковчег. Такое изображение содержит саркофаг V века из Трира. На барельефах саркофагов праотца Ноя изображали, как и на фресках катакомб, иногда в виде молодого человека без бороды, а иногда и в виде бородатого мужчины. Ковчег по-прежнему изображали в виде небольшого ящика с откинутой назад крышкой. Около Ноя, как и на катакомбных фресках, часто присутствует птица с веткой в клюве.

Чудо умножения хлебов на барельефах саркофагов также иллюстрировалось более подробно, чем на фресках катакомб. На саркофагах встречаются две разновидности передачи этого события. В одном типе изображений представлен Иисус Христос, Который жезлом в правой руке касается наполненных хлебами коробов, а другую руку возлагает на рыбу, которую держит в руках стоящий рядом апостол. На другом типе рельефных изображений рядом со Спасителем представлены два апостола, один из них держит в руках хлебы, а другой — рыб. Христос возлагает одну руку на хлебы, а другую — на рыб. У ног Спасителя обычно изображались пять-шесть коробов с хлебами, которые на многих памятниках имеют изображение четырехконечного креста.

Скульптурные священные изображения не получили среди христиан широкого распространения несмотря на то, что Церковь их никогда не запрещала. В древней Церкви статуи слишком резко напоминали христианам истуканы императоров и языческих богов. Они помнили религиозное значение скульптуры в греко-римском культе и оставили это искусство на втором плане. Но, относясь с некоторым недоверием к скульптуре в виде статуй, христианские художники и представители Церкви благосклонно относились к скульптуре барельефов, которая занимает среднее положение между скульптурой статуй и живописью. Поэтому до нас дошло много памятников такого рода. На них мы встречаем иллюстрации многочисленных событий библейской истории, изображения Спасителя, Богоматери и святых.

Особенно следует подчеркнуть уникальность многих рельефных изображений, созданных в восточной части Римской империи, где вследствие иконоборчества и арабских завоеваний почти не сохранилось других памятников церковного искусства. Некоторые священные изображения, существовавшие в III-V веках, дошли до нас только в виде рельефов. Это еще более увеличивает значение данной группы памятников для исследования становления и развития христианской иконографии.

Иерей Евгений Солонков, кандидат богословия, преподаватель МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.