Русь до крещения

Более 1000 лет назад произошло одно из важнейших событий для земель Руси: переход от язычества к Христианству – Крещение Руси. Однако Русь не впервые познакомилась с христианством, и это дало толчок для скорейшего его развития.

После Воскресения Христа Евангельская проповедь распространялась по Римской Империи, количество верующих увеличивалось, и вскоре благовестие покинуло ее пределы.

Ко времени правления Киевских князей Игоря и Святослава христианство уже было известно благодаря торговым отношениям с Византией. По словам выдающегося церковного историка профессора Е.Е. Голубинского, о христианстве можно было также услышать от Варяг, пришедших на службу к киевскому князю из состава константинопольской норманнской общины, крещеных скандинавов. Е.Е. Голубинский пишет, что из таких константинопольских варяг создавались дружины киевских князей: «Варяги в весьма большом числе переходили из Константинополя в Киев».

Известны случаи набегов славяноваряжских дружин на Византийские земли, когда, например, в июне 860 года был осажден Константинополь воинами Аскольда и Дира. Согласно преданию, после этого случая на Русь был отправлен митрополит Михаил, болгарского происхождения, он крестил киевского князя Аскольда. Так во времена Аскольда и Дира образуется впервые епархия, но стоит помнить, что речь идет о небольшой группе руссов, входивших в состав славяно-варяжской дружины под предводительством Аскольда и Дира, которые пали от меча язычника Олега, преемника Рюрика.

Первыми из семьи славянских народов, кто принял христианство, были южные славяне — балканские, входившие в сферу влияния Византии. Всему этому способствовала проповедь среди славян святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием. В 860-861 годах (по поручению византийского императора) святой Константин (Кирилл) отправляется в дипломатическую миссию в Хазарию. Из жития мы знаем, что эта миссия носила и просветительский характер.

Во время правления Игоря Рюриковича (912-945 годы) христианство уже известно на Руси. Об этом свидетельствует договор русских с греками 944 года.

Согласно договору, дружинники из числа христиан должны были присягать в церкви святого пророка Ильи. То есть в число приближенных князя на тот момент входили и христиане. Некоторые исследователи считают, что князь Игорь не только симпатизировал христианам, но и его самого называют «внутренним христианином».

В дальнейшем взаимоотношения между Русью и Хазарами повлияли на обращение Ольги к Византийскому императору для принятия крещения, которое, как свидетельствуют византийские историки, произошло в Константинополе в 957 году, но есть предположения, что это произошло раньше.

После своего крещения Ольга обходила русские земли, проповедуя Евангелие, сокрушая языческие капища, воздвигая кресты, о чем свидетельствует Иаков Мних. А.Татищев писал, ссылаясь на Иоакимовскую летопись, что равноапостольная княгиня воздвигла Софийский собор в Киеве, освятив его в 952 году, что подтверждается источником XIV века. Все это указывает на более раннее крещение Ольги.

Крещение княгини на Руси было воспринято неоднозначно. Но с уверенностью можно сказать, что киевляне-язычники были в недоумении от ее поступка. Ольга также просила своего сына Святослава принять христианство. Князь, боясь быть осмеянным дружиной, дал отказ, – принятие христианства язычники расценивали выражением слабости, и из-за этого можно было потерять авторитет. Была еще одна весомая причина, почему язычники не хотели принимать христианство. Греки, крестившие варваров, автоматически считали их подданными Византийской империи. Поэтому, возможно, крещение было одним из шагов княгини Ольги избавиться от владычества Хазарской державы.

Сохранились некоторые сведения о положении христианства после смерти Ольги. В Киеве была разрушена Никольская церковь, построенная Ольгой. В битве с Византией на Дунае Святослав потерпел поражение, что повлекло за собой множество казней дружинников-христиан, обвиненных в предательстве. Князь, послав в Киев указ о разрушении христианской общины, отправился следом, чтобы устроить расправу над единоверцами Византийской империи. Происшедшие события вызывали у Святослава предположения, что Византия имеет претензии на его земли. Мести было не суждено случиться: Святослав пал от меча печенегов, поджидавших его у Днепровских ворот.

Два старших сына Святослава были воспитаны бабушкой — равноапостольной княгиней Ольгой. Князь Ярополк, наследник Святослава, получил Киев, но женат был на гречанке-христианке, которую в плен взял отец на Дунае и прислал своему наследнику. Поэтому можно сказать, что князь Ярополк не мог не покровительствовать христианам.

Летописцы того времени называют равноапостольную Ольгу «зарей», которая предшествует «солнцу» — Владимиру. Значение княгини Ольги было велико, она подготовила почву для утверждения христианства на Руси.

Котович Павел (МинДС, 2 курс)

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.