Сочувствие к ближнему

Предлагаем нашим читателям еще одно поучение старца Ефрема Ватопедского для своих духовных чад об отношении к ближним на примере святого Авраамия († ок. 360 г.) .

Преподобный Авраамий был настоящим «практическим» аскетом. И что нас больше всего поражает в его житии – это красная нить покаяния, проходящая через всю жизнь.

От родного брата ему осталась в наследство маленькая дочка двух лет. Он взял ее на попечение и вырастил сам. Сам же жил и подвизался в маленькой келийке неподалеку. И вот как-то в его отсутствие пробрался в жилище злой человек, похитил девушку и ввел во грех. От стыда, в отчаянии девушка не захотела вернуться. Помолившись, преподобный твердо решил возвратить ее не совсем обычным способом.

И вот, этот подвижник, который много лет не вкушал ничего кроме хлеба и воды, притворился воином, надел военную форму, взял лошадь и направился в город якобы весело провести время. Там он по работным домам стал искать несчастную девушку, зная, что она находится именно там. Найдя ее, убедил снова вернуться в пустыню, чтобы покаянием вернуть себе вечное блаженство. Послушав его, девица вернулась к подвигу и достигла спасения.

Итак, удивительна милость Божия и Его человеколюбие, но удивительно и искусство отцов возвращать ко спасению обманутые души. Это очень важно! Если кто только своей жизнью учит других, все идет тогда правильно.

А значит, во-первых, не будем забывать, насколько велико снисхождение Божие к человеческой немощи. А во-вторых, никогда человек не должен отчаиваться или сдаваться, но всеми силами стремиться научиться любви и доброте, чтобы уметь вдохновить заблудившуюся душу, вернуть ей решимость снова жить жизнью во Христе. Весь истинный смысл самоумаления Бога Слова и действительное значение всех Таинств Церкви заключаются в том, чтобы вернуть обманутого и заблудившегося, привести его в чувство, избавить от страстей и спасти.

А для этого какое нужно долготерпение, какое нужно снисхождение! И никогда нельзя судить человека! И вот доказательство: Ушла эта девочка, которая с двух лет жила как монахиня, в мир греха и стала жить продавая свое тело вместе с другими подобными ей.

И подумайте, достигнув такой высоты добродетели, никогда не зная никакого зла и греха, так упасть… Как легко каждому соскользнуть в бездну…

И посмотрите на долготерпение Божие и благоразумие старца. Он не отчаялся, не сказал, как мы иногда: «Ай ну его, такой тяжелый, не слушает, пусть себе и уходит».

Или: «Раз он такой черствый и непослушный, пусть себе и идет своей дорогой и оставит нас в покое». К сожалению, такое часто встречается даже среди священнослужителей.

Да, с ним мучительно больно, но такова его поврежденная природа – он действительно всеми преданный, нуждающийся и заблудший. В притче Христовой о блудном сыне вся наша поврежденная человеческая природа во всей красе. И ведь Господь наш Иисус Христос не отверг ее (человеческую природу – прим.ред.), но предпочел унизиться, самоумалиться, чтобы ей «соответствовать». Со всеми струпами, и болезнями, и язвами Он воспринял наше естество, чтобы вернуть нас туда, куда Он нас вернул. Это настолько не вмещается в наш разум, что невозможно тварному созданию описать и выразить всю полноту благости Божией.

Помня это, постараемся проявлять сочувствие и снисходительность к слабостям окружающих. И даже если эти слабости нам покажутся слишком злыми или коварными, не станем уменьшать своего долготерпения. Останемся в границах этого долготерпения, ожидая вмешательства благодати Самого Бога. Ведь каждый из нас грешник, но Бог каждому желает спасения и желает спасения через другого человека. Сам Господь Иисус дважды выразил эту благую волю Божию ко спасению грешников через других людей, когда ответил апостолу Петру: «…и ты некогда, обратившись, утверди братьев своих» (Лк. 22:32) и «если любишь Меня, паси овцы Моя, паси агнцы Моя» (ср. Ин. 21: 15 — 16). И дал неограниченную возможность покаяния, так что если и после «семижды семидесятого раза» согрешит человек, то все равно не закрыты для него двери покаяния. И, конечно, открыты институты покаяния, в которых находимся и мы с вами, носящие рясу.

Мы с вами выражаем значение Церкви, которая есть воплощенное милосердие и благость Божия. Ведь Сам Господь Иисус Христос сказал: «…нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:14). А воля Божия в том, чтобы всем спастись и в знание истины прийти (1 Тим. 2:4). Если такова воля Бога, подумайте, насколько же нам следует упражняться в сочувствии к другим и как следует стараться достигнуть этой цели. Стараться стяжать милость Божию самим и насколько возможно сообщить ее и нашим близким.

Нас до глубины души трогает житие великого святого, о котором мы сегодня говорим, и пусть никто не дерзает думать, что он помог так своей духовной дочери Марии только потому, что та была его родной племянницей. Если мы станем так думать, то тем самым умалим и недооценим силу освящения и совершенства. Потому что истинная любовь все покрывает, все терпит, не мыслит зла, не требует своего.

Святые не любят своих родственников только потому, что это родственники, но любят всех как своих ближних. И святой Авраамий имел любовь к Марии не как к родственнице, но как к духовному человеку, как к действительному члену Церкви Христовой. Он видел, что эта душа вручена ему в руки, и эта душа нуждается в спасении, а спасение не может быть совершено иначе, как такой великого жертвой отца чаду. Настолько великой, что он, который до старости не ел хлеба досыта, вынужден был есть мясо, пить вино, притворяться пьяным, притворяться развратником, ездить на лошади по борделям, чтобы спасти одну душу, которая была ему доверена.

Это то совершенное сочувствие, которое должно жить в нашем сердце по отношению к нашим близким, как бы они на нас не восставали и не ополчались. Если же возмущение и коснется наших сердец, пусть оно будет временным, мимолетным, если и коснется наших уст, то пусть там не задержится. Что ожидать от человека ветхого? Цель в том, чтобы как можно скорее снова прийти в кроткое состояние сердца, снова стать агнцами Христа. А этого не достичь, если не взять за основу сочувствие Христово и самопожертвование во имя брата. Тогда Бог, видя намерение, восполняет и немощная.

Разве мало у нас примеров, когда снисходительность и благоразумие сильных спасали слабых? Например, в жизнеописании блаженного отца нашего Иоанникия Великого говорится о некоей духовной матери, которая помогла своей духовной дочери победить плотские страсти и падение. Почитайте, как она помогла ей! И в другом житии читаем о братьях монахах, как один из них не выдержал борения с плотской страстью и оставил подвиг, чтобы удовлетворить эту страсть. А другой брат сказал «Я не оставлю тебя» и шел с тем братом до самой двери постыдного дома. И когда тот вошел в эту дверь, Бог вразумил его за жертву брата и принял жертву страдальца.

Итак, пусть никто много не требует от того, кто болен. Ведь в тот момент, когда кто-то находится под воздействием страсти, он уже не целостная личность, но все, что делает, заражено вредом и нездорово. Но он не в состоянии поступить иначе. Поэтому достоин сочувствия и снисходительности. В это мгновение ему требуется сочувствие на деле от здоровых людей – только так исполняется заповедь «Носите бремена друг друга» (Гал. 6:2). Только так исполняется закон Христов.

Эти границы сочувствия и снисхождения к ближним я хотел вам напомнить житием святого Авраамия Затворника, чьими молитвами и благословениями Господь пусть поможет нам достичь любви Христовой, которая и есть наша истинная цель.

Старец Иосиф Ватопедский.

Перевод Самуйловой Ирины,

студентки 4 курса заочного отделения МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.