Язычество на Руси

До Х века жители Древней Руси сохраняли первобытные взгляды на окружающий мир или, по-другому, «язычество». Некоторые исследователи предполагают, что корень слова «язычество» – «язык», тем самым высказывая мнение, что сам термин возник из-за общего языкового пространства. Уже впоследствии термином «язычество» стали называть религиозные воззрения, основанные на вере в нескольких богов, веру в сакральность каких-либо одушевлённых или неодушевлённых предметов.

Язычество трудно отнести к разряду религии вообще, так как по своей сути оно является совокупностью религиозных взглядов. Комплекс религиозных представлений древних славян до принятия христианства, таких как тотемизм (культ тотемов), фетишизм (поклонение неодушевленным предметам), политеизм (многобожие) на протяжении времени трансформировался – какие-то взгляды менялись, взаимодействовали между собой, развивались либо исчезали.

Языческие понятия о мире постоянно изменялись – различные племена разъединялись, отдалялись друг от друга, в каждом племени формировались собственные ритуалы, божества. Из-за распространения языческих верований по большой территории, возникали противоречивые взгляды на мир, и в разных племенах эти взгляды получали неодинаковое развитие. Также стоит отметить, что в разных слоях населения превалировали разные верования, например, у более зажиточного слоя были свои убеждения, у бедного слоя — свои. Из-за такой разрозненности сложной была и централизация государства, так как различные религиозные взгляды могли направлять людей в противоположные русла.

Большую часть мировоззрения славянское язычество переняло у индоевропейских прарелигий. Несмотря на значительное количество упоминаний о религиозных воззрениях древних русичей в исторических хрониках, в данный момент достаточно трудно чётко сформировать картину мира человека того времени. Первые сведения о язычестве на Руси появляются около VI века из византийских источников.

Основной идеей язычества являлась вера в одушевлённость природы. Аниматизм – вера в безличную одушевлённость природы или отдельных её частей, или анимизм – вера в одушевлённость всей природы, существование духов и душ людей.

Основной сутью язычества являлась вера в то, что силы природы управляют и влияют на жизнь человека. Исходя из видимого мира, наблюдая движение стихий в природе, появляются человеческие олицетворения самих стихий и природных явлений, например, грозы, дождя, животных. Изначально языческая религия приняла формы тотемизма. Почиталась вода, как источник жизни и строительный материал, из которого произошёл мир. Животные считались священными и часто обожествлялись. Например, медведь, хозяин леса, символизировал порядок и власть; олень – плодородие и т.д. Из домашних животных особо почитался конь, как основной помощник в земледелии.

Вслед за этим, постепенно божества начинают принимать человеческое подобие. Гроза для первобытного человека была страшным стихийным бедствием, символом гнева природы, и из страха перед этим явлением «появился» самый грозный верховный бог – громовержец Перун — главное божество славян, бог грозы и покровитель князя и его боевой дружины. Особое своё возвышение он приобрёл с военными походами на хазар, Византию. Поклонение этому языческому божеству достигло апогея – ему даже приносили человеческие жертвы у священных дубов. Часто обожествлялись те части природы, от которых зависел человек – так возник культ Матери Земли, влияющей на урожай и на пищу, а, следовательно, на саму жизнь, и благополучие человека.

Божества делились на общих и местных. Общими для всех являлись Перун и Мать-Земля. Частных было гораздо больше, и поклонение им могло иметь разное распространение. Наиболее известными были Мокошь – покровительница ткачества и женских работ в целом; Стрибог – «хозяин ветров»; Хорс – олицетворение солнца, имевший вид солнечного диска, (отсюда пошла русская традиция водить хороводы и печь блины на масленицу); Дажьбог – покровитель урожая, тепла и солнечного света (но не самого солнца – им был Хорс); Род – «творец» жизни на земле и Рожаницы – покровительницы матерей, детей, плодородия и изобилия; Лада – покровительница брачных уз; Леля – покровительница незамужних девушек; Велес – бог мёртвых, но в то же время покровитель поэзии и олицетворение мудрости. Впоследствии, из-за перехода к скотоводчеству, Велес становится покровителем скота.

И всё же, несмотря на появление целого пантеона богов, не прекращается почитание камней, рек и животных, например, петуха, из-за его «сверхъестественной» способности точно указывать время.

Поклонение языческим божествам происходило в землянках и деревянных капищах — открытых святилищах, часто располагавшихся в лесу. Их особенностью считался постоянно горящий костёр. Само явление жречества существовало, однако более распространён был класс колдунов, ведунов и волхвов, в основные занятия которых входили знахарство, магия, предсказания и гадания. На Руси также верили в мифические существа – Масленицу, Коляду, Купалу, и т.п., но они божествами не считались, и их чучела сжигались на массовых гуляниях и праздниках. Сами же праздники имели в центре своего сакрального смысла круговорот года. Также была развита разнообразная низшая мифология – мир кроме людей и богов населяли сказочные существа: лешие, водяные, полевые, домовые, банники, русалки.

Низшее сословие поклонялось божествам-покровителям земледелия. В каждом племени были и свои племенные божества. В ход шли жертвоприношения животных, урожая – всяческого рода «задабривание» идола, так как считалось, что существуют как добрые, так и злые духи, которых надо умилостивлять себе, и приносить им жертвы.

Также в народной среде получил распространение культ предков. Язычники верили, что души древних предков-родоначальников всегда покровительствовали своим потомкам.

До проникновения христианства на территорию Руси существовала идея реинкарнации. Перед захоронением (благодаря связыванию трупа) умершему придавали позу эмбриона – люди считали смерть рождением в новую жизнь, начинавшуюся с нуля. Уже впоследствии возникли кремация и погребение праха. В последний путь отправляли с полным комплектом вещей, которые должны были пригодиться умершему на том свете. Отсюда можно проследить корни и некоторых современных заблуждений – например, оставление на могиле умершего пищи, напитков. После погребения обычно совершались тризны – состязания в честь погибшего, с обильными возлияниями и традиционной пищей — кутьей, блинами и киселём. Существовал обычай оплакивать умершего над могилой, о чём говорит история погребения князя Игоря Ольгой.

Несмотря на преобладание языческих взглядов в момент Крещения Руси, утверждение христианства государственной религией стало переломным моментом для язычества. Христианство росло вместе с государством, и естественно, что его противники теряли свою власть и значение, а противостояние им становились всё сильнее.

В народе сначала настороженно отнеслись к принятию христианства. Оно несло с собой не только смену картины мира, но и приводило к переворотам в семейных традициях. В то время глава рода был верховным жрецом, духовным лидером, а с принятием христианства он терял своё высокое положение, и становился рядовым христианином.

Вся совокупность языческих воззрений не имела законченной системы. И даже после Крещения Руси основная масса населения осталась языческой, давая почву для феномена двоеверия, когда недавно крещенные христиане продолжали поклонение языческим божествам. По этой причине христианизация населения происходила довольно медленно. Даже после вытеснения языческих взглядов из мировоззрения они продолжали оказывать влияние на культуру, традиции и жизненный уклад людей.

Прокофьев Григорий (МинДС, 3 курс)

 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.