Евангелие примеры религиозной слепоты

Автор: Иерей Константин Мачан, кандидат богословия, преподаватель МинДС.

В Евангелии мы встречаем целую группу лиц, которых Христос обличает словами: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры…» (Мф. 23:13). Вместе с фарисеями упоминаются и саддукеи, искушавшие Христа сообща: «И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба» (Мф. 16:1). Рассмотрим по порядку, кто же эти представители еврейского народа, обличаемые в Евангелии.

«Книжник» по самой этимологии слова представляется человеком образованным. В Евангельском повествовании книжников называют также законоучителями (Лк. 5:17). Считаясь знатоками Моисеева Закона, книжники были у евреев богословами, юристами и судьями. Они переписывали книги Священного Писания, толковали Закон, хранили в памяти предания, учили детей Закону Божию. В Синедрионе, который был Высшим судебным органом у евреев, книжники занимали место экспертов, указывающих в каждом конкретном судебном случае подходящие нормы Закона и преданий. Обычно из книжников назначался начальник синагоги. Несмотря на то, что почти все книжники были фарисеями, книжник и фарисей – это не одно и то же.

Слово «фарисеи» означает «отделенные». Фарисеи представляли собой религиозную партию, членами которой становились те евреи, которые обязывали себя быть точными исполнителями Закона Моисеева. В евангельские времена помимо постановлений Закона существовали также дополнительные установления, возникшие в результате истолкования Закона. Фарисеи верили, что эти толкования Божественного Закона «строят ограду вокруг Закона». Считалось, что на горе Синай Моисею был дан Закон не только в письменной, но и в устной форме. В Евангелии такая устная форма Закона встречается с названием «предания старцев» (Мк. 7:3). Исполнение этих преданий было настолько обязательным, что они ставились вровень с Законом. И даже иногда затмевали собой Закон (Мк. 7:9). Фарисеями презирались все те, кому было затруднительно исполнять расширительные толкования, прилагаемые фарисеями к Божественному Закону. Ко времени Рождества Христова, по статистике, количество фарисеев составляло около одного процента от всего общества Израиля.

Еще одна религиозная партия «саддукеи» отличалась умеренными взглядами в сравнении с консервативными фарисеями. К примеру, фарисейское отрицание возможности любого сотрудничества с властью Рима (как властью языческой и оккупационной для Палестины) саддукеями не одобрялось. Они оставались терпимы к любой власти в поиске материальных выгод и политического, и религиозного господства. В религиозном отношении саддукеи не принимали «устного Закона» фарисеев. В спорах с фарисеями они отрицали возможность воскресения мертвых (Мф. 22:23), существование ангелов (Деян. 23:8). По свидетельству историка Иосифа Флавия, саддукеи полностью отрицали участие Божественного Промысла в делах человека.

Наименование «лицемер» может относиться к любой из вышеупомянутых категорий лиц как обличение их мнимой праведности. Лицемер – это тот, кто надевает на себя разные лица, скрывая свое настоящее лицо. В греческом языке слово лицемер также имеет значение «актер» или «исполнитель роли».

На страницах Евангелия мы часто встречаем конфронтацию религиозных деятелей того времени со Христом. Люди, которые первыми должны были увидеть и принять своего Мессию, отворачиваются от Него. Долгожданное событие всего Ветхого Завета становится для них «соблазном» (1 Кор. 1:23). Это произошло из ложных ожиданий того, каким должен быть Мессия и Его Царство. Ожидая царство земное и земного царя, они не принимают Царство Небесное, в которое призывала евангельская проповедь Спасителя. «И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите» (Мф. 13:14).

Конечно, не все книжники и фарисеи поступили опрометчиво в отношении благовестия Христова. С их стороны в Евангелии мы встречаем и примеры уважительного отношения ко Христу. «Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских» (Ин. 3:1), который приходит ко Христу с вопросами ночью и становится Его тайным учеником. С просьбой ко Господу об исцелении дочери «приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его» (Мк. 5:22). В погребении Спасителя участвовал «богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса» (Мф. 27:57).

Примеров благорасположения ко Христу саддукейских представителей в Евангелии нет. Вероятно, это было следствием их земного богатства и роскошного образа жизни, что не обещал Христос Своим последователям в Своем Царстве. Напротив, Христос проповедовал: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24). Под «маммоной» здесь как раз подразумевается богатство.

Почему же люди, не чуждые религии, не узнали во Христе Бога? Они увлеклись верой своих представлений о Христе. В своих мечтах они делали Христа таким, каким Он не был и быть не мог. Ведь Бог неизменяем. У Него «нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17). Он пришел таким, как обещал через Божественное Откровение в Ветхом Завете. Когда на горе Синай Господь открывает Моисею Свое имя, Он говорит: «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14). Буквально «Я есть Тот, Кто Я есть». И в этом имени сокрыто предостережение – не изменяйте Бога, ничего из этого не выйдет. Бог не подстраивается под человеческие выдумки о Нем. Но как в древности, так и сегодня люди совершают попытки веровать так, как им удобнее.

Конечно, в современном мире нас не окружают книжники, фарисеи и саддукеи евангельских времен. Термин «фарисей» стал метафорой, обозначением заблуждений и лицемерия. «Я один, все тонет в фарисействе», – пишет поэт и писатель Борис Пастернак о герое своего романа «Доктор Живаго», обличая ханжество своего времени. Метафорические параллели устремлений фарисейства могут быть ложным ориентиром праведности и в наши дни. И здесь уместно вспомнить слова Христа: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5:20). Евангелие предупреждает нас уберечься от этого негативного примера, по сути, лжеправедности фарисейской. Как это сделать и не стать «фарисеем»? Приведем комментарий современного экзегета архимандрита Ианнуария (Ивлиева): «В основе фарисейского поведения лежит сознание того, что есть добро и есть зло. Человек стремится к добру, у него это не совсем получается. И он начинает изобретать то, чего нет. К тому же фарисейство всегда (пусть неосознанно) рождается из желания доминировать над другими. Если такое состояние заходит далеко, то рано или поздно вырождается в ненависть к тем, кто не хочет признать твое величие, твое совершенство. Оно может дойти до актов преследования и жажды уничтожения инакомыслящих. Чтобы уберечься от этой болезни, нужно терпимее относиться к людям, уметь прощать их. И жить сознанием собственной греховности, покаянием».

Современное «фарисейство» может выражаться и в расколах, которые заблуждениями отделяют верующих от Православия и нарушают единство Церкви. В их адрес можно отнести обличительные слова Господа: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Мф. 23:15). Евангельское слово «горе» отображает здесь печаль о совершаемых событиях и может быть переведено междометием «увы», выражающим горькое сожаление по поводу происходящего. Современное «саддукейство» представляет собой всякого рода вольнодумство. Это, к примеру, те люди, которые говорят, что Бог у них в душе, а хождение на богослужение в храм вовсе не обязательно. Или, приходя в храм, некоторые люди боятся прикладываться к иконам губами, не подходят к Евхаристической Чаше из-за боязни заразиться какой-нибудь болезнью, ведь из нее причащается много людей. Отметим, что евангельские больные искали возможности прикоснуться ко Христу, чтобы получить исцеление. «Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него» (Лк. 5:12-13). Вот ориентир для сомневающегося приобщиться Святых Христовых Таин «во исцеление души и тела». А «саддукейская» вера несет на себе печать ограниченности, отрицаний и сомнений. По выражению апостола, сомневающийся верующий «подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак. 1:6-7).

Также заметное место в жизни современных «саддукеев» занимает богатство. «Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19:23). Богатство не является абсолютным препятствием само по себе. Человек своим отношением к богатству создает преграды между собой и Богом. В притче о неразумном богаче, который думал, что жизнь человека зависит от изобилия его имения, он получает внезапный упрек: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12:20). Этот богач осуждается не за богатство, а за то, как он им распорядился. По словам ректора Московской духовной академии архиепископа Амвросия (Ермакова), «можно за всю жизнь не нарушить ни одного закона, но быть осужденным к вечной погибели на Суде Бога, потому что законопослушность не оправдывает отсутствие любви пред Его лицом».

Современные «книжники» — это те читатели Библии, которые получают из нее свое абстрактное представление о Боге. На самом деле современные «книжники» — люди начитанные, знатоки литературы любого рода. Только вот, читая Библию, они упускают, что «знание надмевает, а любовь назидает… кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1 Кор. 8:1-3). Говоря об актуальности евангельского предостережения «берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк. 12:1), в заключение приведем мысли современного богослова протоиерея Александра Меня: «Читая сегодня грозные речи Иисуса, направленные против фарисеев и книжников, многие христиане усыпляют свою совесть, думая, что они относятся лишь к верхушке иудейского общества I века. Но тогда за этими речами остался бы только исторический, преходящий смысл. Между тем каждое их слово полностью приложимо к недостойным представителям любой религии и церкви… Извращение веры, гордыня, дух культового формализма, расчеты «задобрить» Бога исполнением внешних уставов живучи, как и все человеческие грехи. Древних фарисеев больше нет, но отнюдь не умерло само «фарисейство»».

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.