О хлебе духовном

Автор: чтец Владимир Бурмистров (МинДС, 4 курс).

12 февраля, в день памяти Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, прошли торжества по случаю Актового дня Минской духовной семинарии. За богослужением состоялась проповедь студента 4 курса Владимира Бурмистрова. В конце богослужения воспитанники 4 курса приняли пострижение во чтецов. Предлагаем нашим читателям присоединиться к присутствовавшим тогда гостям и послушать проповедь выпускника семинарии.

«Начало мудрости – страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление» (Притч. 1:7).

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня Святая Православная Церковь празднует день памяти Собора трёх великих учителей и святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Общий праздник трёх святителей появился сравнительно поздно – лишь в XI веке. В свою очередь время жизни и деятельности святых относится к IV — V векам. Праздник этот появился, согласно Церковному преданию, из-за споров, возникших в городе Константинополе, столице Византийской империи, насчёт первенства чести среди этих трёх святителей, считавшихся величайшими из учителей. Согласно Преданию, святые Василий, Григорий и Иоанн явились в видении Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу своего времени. Они утвердили равенство чести между друг другом и повелели митрополиту Иоанну составить службу, единую для трёх святителей. Так как память всех трёх святых приходилась на месяц январь, единый праздник был установлен 30-го января.

Повторюсь, время жизни и деятельности святых иерархов относится к IV — V векам. Это время можно назвать самым тяжёлым с точки зрения церковной истории. Христианство в этот период перестало быть запрещённой религией. Прежние гонения со стороны государственной власти в Римской империи ушли в прошлое. И более того, христианство стало поддерживаться со стороны государства. Многие и многие массы некогда язычников стали входить в Церковь холодно, равнодушно, часто сохраняя за собой прежний, языческий склад ума. Отсюда – падение морали, нравственности; внутрицерковные раздоры; охладение веры, сведение её к чему-то бытовому.

Кроме того, это время столкновения двух мировоззренческих эпох, время, когда христианство начало античному миру говорить на том языке и в тех понятиях, которые были ему привычны. Церковь несла Евангелие так, чтобы Его можно было услышать. Но перевести библейский взгляд на мир для античного понимания было очень трудно. Множество ересей, сект, расколов разрывали Церковь. Именно в это время должны были потрудиться вселенские учители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

В жизни святых иерархов, несмотря на свойственную каждому из них уникальную харизму, есть много общих моментов.

Святители Василий и Григорий родились в 20-х годах IV века, святитель Иоанн – их младший современник – родился в середине этого столетия.

Все три учителя были воспитаны в благочестивых христианских семьях. Имена святых Емилии, Нонны и Анфусы – их матерей — навсегда увековечены в благодарной памяти последующих поколений верующих. Но и среди современников, даже нехристиан, добродетели этих святых жен вызывали невольное восхищение. Охваченный этим восхищением, известный языческий ритор Ливаний, учитель святителя Иоанна Златоустого, воскликнул однажды: «Какие женщины у этих христиан!»

Кроме того – и к этому мы вернёмся дальше – каждый святитель в своё время получил прекрасное, современным языком, университетское образование. Под этим понимается системное изучение классической литературы, древних философов, музыки, математики и даже медицины. Святые Василий и Григорий, будучи родом из Каппадокии (область в Малой Азии, совр. Турция), учились в лучших школах у себя на родине, а получили образование в Афинской академии, которая в течение почти 8-ми веков была центром научного знания. Святитель Иоанн Златоустый, как и говорилось раньше, имел своим учителем языческого ритора Ливания, который руководил большой риторской школой и, по свидетельству современников, был лучшим учителем своего времени.

Школа в античности предполагала самодисциплину, постоянный труд. Оканчивающий её был способен к занятию самых высоких должностей, имея широкий научный и жизненный кругозор и даже владея несколькими языками. Несомненно, это большое достоинство.

Пастырская деятельность святителей носит отпечаток того настроя духа, который был свойственен каждому из них.

Святитель Василий Великий был архиепископом Кесарии Каппадокийской. Значение этой кафедры соответствовало значению города, который на тот момент был центром экономической и культурной жизни региона. Ввиду преследования со стороны государства Православия в пользу арианства – отрицания Божественной природы Христа – епископу такого крупного центра нужно было быть чрезвычайно стойким, рассудительным, способным к тому, чтобы усмирить бушующее людское море, и святитель Василий обладал такими качествами. О его способности к науке говорят сохранившиеся труды, а его аскетические подвиги и монашеские правила говорят о способности к духовному деланию. Святитель Василий Великий посвятил себя созиданию Церкви Христовой как твёрдый пастырь, без сомнений ведущий за собой своих подопечных. Его твёрдая православная позиция зачастую вызывала недовольство даже у современного ему императора Валента. Префект императора Модест пытался угрожать святому, если тот не отречётся от православной веры, но получил твёрдый отказ. «Никто со мной ещё так не разговаривал!» — восклицал Модест. «Значит, ты ещё не разговаривал с епископом», — отвечал святитель Василий Великий.

Святитель Григорий Богослов известен как созерцатель, как поэт. Со студенческих лет святитель Григорий был близким другом Василия Великого, но не был на него похож. Священный сан, как об этом говорит сам святитель Григорий, ему пришлось принять даже против своей воли. Душа его постоянно стремилась к горнему. Именно ему принадлежат многочисленные гимны, посвящённые Спасителю, ставшие примером для многих и многих последующих поколений песнотворцев. Рождественский канон, составленный святым Космой Маиумским, начинается со строк проповеди на праздник Богоявления святителя Григория Богослова: «Христос рождается – славите, Христос с небес – срящите» (ирмос рождественского канона).

В свою очередь, святитель Иоанн Златоустый известен как пламенный проповедник. Его речи обличали нравы, пороки людей вне зависимости от их социального положения. Горячие слова подкреплялись собственным примером жизни, что не могло не вызывать недовольства среди власть имущих даже при императорском дворе.

Святитель Иоанн известен как величайший экзегет, толкователь Священного Писания. Практически нет ни одной книги в кодексе Священных текстов, на которую бы святитель Иоанн не оставил бы своего комментария. Именно ему принадлежит последование Божественной Литургии, которая на ряду с литургией святителя Василия Великого наиболее распространена в Русской Православной Церкви.

Ни один из трёх святителей не дожил до 60-ти лет. Колоссальные труды, которые несли на себе святые иерархи ради блага Церкви Христовой, ещё раз подтверждают слова святого апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7). И, в самом деле, пример их жизни должен быть примером для каждого из нас.

Чтобы достичь или во всяком случае устремиться к этому, мы должны не забывать о том, о чём уже было сказано. Святые иерархи, память которых наша Церковь сегодня так торжественно празднует, в своё время не побрезговали знаниями. Каждый из них усердно получал школьное или, скажем, университетское образование.

Господь наш Иисус Христос говорил: «Исследуйте Писания, ибо они свидетельствуют обо мне» (Ин.5:39).

Эти слова буквально относятся к текстам Ветхого Завета, которые входят в состав христианской Библии. Для каждого христианина кроме молитвы и участия в Божественных Таинствах первоочерёдной задачей является чтение Священного Писания. Оно должно быть регулярным, внимательным, неспешным, и… основанным на Церковном Предании, на предании святых отцов и учителей Церкви. Каждый из них оставил нам кладези спасительных истин, которые мы можем усвоить.

Но мы должны ясно помнить о том, что среди отцов и учителей Церкви есть те, что носят прозвище Философ или Богослов. Для того, чтобы стать тем, кем отцы Церкви стали в конце концов, им нужно было читать, писать тексты, думать, запоминать. Нужно было изучать труды предшественников, цитировать не только богословов, но и древних философов, ведь, по словам святого Иустина Мученика, «семена веры в Единого Бога были разбросаны по всему миру для того, чтобы и не принадлежащие к израильскому народу смогли прикоснуться к Истине».

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Если бы кто мог бы посредством чудес заграждать уста бесстыдным, то не имел бы нужды в помощи слова; … Если бы мы имели силу знамений, то не стали бы так много заботиться о слове; но если не осталось и следа той силы, а между тем со всех сторон и непрестанно наступают неприятели, то уже необходимо нам ограждаться словом, чтобы нам не поражаться стрелами врагов и чтобы лучше нам поражать их…».

Слова святителя Иоанна как нельзя лучше подходят к современности. Современный мир ежедневно бросает христианской Церкви вызов. «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3:15), – говорит апостол Пётр и тем самым заповедует нам регулярно практиковаться в изучении собственной веры.

Конечно, в первую очередь эти слова сегодня обращены к выпускникам и студентам нашей и прочих духовных школ.

Мы обязаны перед лицом нашей Церкви свидетельствовать о Христе так, чтобы нас услышали. Мы должны, по слову апостола Павла, «быть всем для всех» (1Кор.9:22), изучая не только богословские труды, но и прочую литературу, в которой мы ясным взглядом могли бы увидеть свидетельство о Вечной Истине и указать на неё.

Мы должны правильно распоряжаться своим временем, вкладывая свои силы в то, что может укрепить веру в Творца в нас и в окружающих людях. «Блажен раб, егоже обрящет Господь бдяща», — говорит Церковь в одном из самых красивых песнопений Великого поста. Мы не можем позволить себе излишеств, не можем обманывать себя, когда беспечно растрачиваем Богом данное время.

Мы должны вникать, вчитываться в тексты Священного Писания, изучать тексты святых отцов и современных богословов, чтобы ясно представлять, что такое христианство, и быть способными показать его другим.

Несомненно, не только священнослужители, но и все христиане призваны к тому, чтобы самим раскрывать всю палитру красок Святой Православной веры. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9), – говорит апостол Павел. Каждый из нас способен сделать шаг к тому, чтобы вера наша была поистине глубокой.

Поэтому очевидно, что сегодняшний день – Собор величайших учителей — призван стать днём изменений внутри себя. Этот день призван побудить нас к действию, к движению нашего сердца и души. Именно сегодня мы с вами призваны сделать шаг через наши поступки на встречу к Творцу.

Молитвами святых вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого да даст нам Бог силы, мужество и терпение стать на путь усердного служения Ему не только сердцем, но и умом.

Аминь.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.