Пасха как историческое событие

Автор: Иерей Владимир Грицевич (4 курс, МинДС)

Пасха… Каждый из нас, когда звучит это слово, переносится к светлым воспоминаниям той ночи, когда Церковь торжественно прославляет восстание из мертвых Спасителя. Без труда любой сможет вкратце рассказать о том, что происходит за богослужением, какие события предшествовали этому дню, как празднуется этот день, а также назвать день этого торжества в тот или иной год.

Но так ли было всегда? Всегда ли христиане праздновали Воскресение Спасителя таким образом, как мы привыкли видеть сегодня? Как случилось так, что каждый год дата Пасхи выпадает на новый день?

С самого своего начала Христианская Церковь чтила праздник Пасхи, день воспоминания Воскресения Христа. И здесь можно выделить два подпункта: еженедельное воспоминание и ежегодное. В послании к Коринфянам мы читаем: «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» (1 Кор. 16:2). Похожее место мы находим и в книге Деяний апостольских, где упоминается о праздновании первого дня недели. В откровении Иоанна Богослова мы видим упоминание дня Господнего (κυριακῇ ἡμέρᾳ) – это первое упоминание в Новом Завете. Впоследствии во многих языках сохранится подобное соотношение. Христиане освящают тот день, в который Христос, разрушая смертью смерть, восстает из мертвых. Этот день всегда освящался Евхаристией (данное явление потом также получит свое закрепление в канонах Церкви).

О праздновании еженедельного воскресного дня всей Церковью после апостольских времен упоминают многие церковные писатели. Так, св. Игнатий Богоносец (†107), ученик ап. Павла, в Послании к магнезийцам советует оставить хранение субботы и жить «жизнью Воскресения, в котором и наша жизнь воссияла чрез Него и чрез смерть Его».

Однако когда же возникает особый день празднования Пасхи? Это событие также относится к ранним векам Церкви. Упоминание о нем мы можем увидеть в Послании святого Иринея Лионского, в творениях святых Мелитона Сардийского, Климента Римского, Ипполита Римского и иных. Первоначально христианами особый акцент делался на страданиях и крестной смерти Спасителя. Потому в первые века христианства было название «Пасха крестная». Этот день зачастую праздновали 14 нисана, в день когда иудеи отмечали Песах (еврейскую Пасху). Даннный праздник совмещался с постом, который оканчивался вечером того же дня и переходил в торжественное празднование «Пасхи воскресения». «Возможно, что слова Спасителя,— говорит, основываясь на многих древних свидетельствах, проф. М. Скабалланович,— «егда же отнимется от них жених, тогда постятся», выставленные таким древним писателем, как Тертуллиан, в качестве основания для пасхального поста, были поняты в этом смысле и самими апостолами и побуждали их освящать постом, который они вообще любили (Деян. 13:2), годовой день смерти Господней… В виде такого поста и существовала первоначально Пасха, как убедимся из первоначального свидетельства о ней во II веке у святого Иринея. Даже в III веке Пасха сводилась к посту, была крестной Пасхой, подле которой еще и тогда едва лишь начала выступать в качестве самостоятельного праздника Пасха Воскресения — под видом торжественного оставления пасхального поста».

 Продолжительное время первые христиане сохраняли представление о Пасхе как о посте в память о страданиях Спасителя, но со временем события стали переосмысливать и акцент переносится с Креста на гроб и Воскресение. Со временем из «Пасхи крестной» сформируется страстная седмица, а празднование «Пасхи Воскресения» распространится на всю следующую за ней неделю и продолжится вплоть до праздника Вознесения.

Сама практика поста, предшествующего Пасхе, также формировалась в течение времени. Изначально, как уже говорилось выше, пост заключался в одном дне, в субботу накануне пасхального воскресения. Этот пост был обязателен для всех. В эту субботу по обычаю ранней Церкви совершалось крещение оглашенных. Данное событие предварялось сорокадневной подготовкой, во время которой готовящиеся ко Крещению слушали поучения (отсюда сохранились чтения Паримий на вечернях Великого Поста), а также постились на протяжении всей подготовки к Таинству.

В современном богослужебном уставе сохранились следы древнего празднования Пасхи крестной и Пасхи воскресной. Это заметно в праздничном характере служб Великих четвертка, пятка и субботы и в структуре бдения на Пасху, состоящего из торжественно-скорбной пасхальной полунощницы, с каноном Великой субботы, и из торжественно-радостной пасхальной утрени.С празднованием Пасхи в первые четыре века также связаны споры о дне совершения торжеств в честь Воскресения Христа. Об одной из практик писалось выше: празднование Пасхи 14 нисана. Другая традиция также привязывалась к иудейской Пасхе, но сами христиане совершали богослужение на следующий день, 15 нисана, или в ближайшее воскресение, следовавшее за этим днем. Во II веке из-за этих двух традиций разгорелся спор между Римским епископом Виктором и предстоятелем Ефесской Церкви Поликарпом.

Первоначально спор поднялся в восточных церквах (около 170 года). Именно на соборе Лаодикийском «происходил великий спор о Пасхе», а также и в других местах «по сему случаю происходили соборы и совещания епископов, которые все единодушно, посредством своих посланий, положили общим правилом праздновать Воскресение Господне из мертвых не иначе, как в день воскресный и именно в этот день прекращать пасхальный пост». Однако малоазийские Церкви продолжили придерживаться прежней практики совершения Пасхи с иудеями 14 нисана. Римский епископ Виктор возмутился такой практикой и грозил малоазийским Церквям отлучением, если они не отрекутся от своей практики.

Поликарп, еп. Ефесский, занимавший главное место между азийскими епископами, составил из них собор и, после общего совещания, писал к Виктору и к Римской церкви, что ап. Филипп, погребенный в Иераполе, ап. Иоанн, погребенный в Ефесе, а также Поликарп, епископ Смирнский, и многие другие — «все праздновали Пасху по Евангелию, в 14-й день, ни в чем не отступая от правила веры, но во всем придерживаясь его. Так поступаю и я, Поликарп, наименьший из всех вас, и поступаю по преданию своих родственников, которых был наследником, а из родственников моих считается семь епископов, я восьмой, и они всегда праздновали Пасху в тот день, когда народ оставлял квасной хлеб. Вот уже мне, братья, шестьдесят пять лет о Господе; я имел сношения с братьями по всей вселенной, прочитал все Священное Писание и угроз не боюсь». Примирителем в этих спорах выступил святой Ириней епископ Лионский, однако окончательно вопрос был решен только на Первом Вселенском Соборе в 325 году. В 1-м послании отцов Никейского Собора к Церкви Александрийской говорится: «Все наши восточные братья, которые до сих пор не были в согласии с римлянами, с вами, и всеми теми, кто изначала поступает, как вы, будут отныне совершать Пасху в то же время, что и вы». На этом Соборе были установлены правила вычисления Пасхи, которыми Церковь пользуется и по сей день.

С IV века, после того как Церковь выходит из катакомб, пасхальное богослужение приобретает еще большую торжественность, о чем свидетельствуют проповеди и слова, составленные великими светилами Церкви. С течением времени богослужение Пасхи не претерпевает существенных изменений, а только дополняется теми возвышенными песнопениями, которые и сегодня исполняются в храмах.

Вся христианская жизнь строится вокруг праздника Пасхи, именно вокруг этого дня располагаются и все остальные христианские торжества. В течение первых веков христианства формировался круг богослужений и обрядов пасхального дня. Время совершения этого праздника также определялось на протяжении долгого времени. В итоге, на сегодняшний день мы имеем богослужебный чин, отличающийся своей красотой и полнотой содержания.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.